Работа над житиями новомучеников
– Вы сделали немало для увековечивания памяти новомучеников. Расскажите, с чего началась ваша работа? Что она собой представляла? И, если можно, не могли бы вы коротко рассказать о некоторых новомучениках, истории которых вас поразили больше всего, или которые вам, скажем так, были наиболее близки?
– В день престольного праздника в храме святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех 28 июля 1996 года, после Божественной литургии, архиепископ (сейчас – митрополит) Арсений (Епифанов) в беседе со служившими священниками сказал: «Во многих епархиях началась работа по канонизации местночтимых святых. Надо, чтобы и в нашей епархии были прославлены святые, связанные с Москвой». Обратившись ко мне, он сказал: «Отец Афанасий, возьмитесь за это». Я согласился. Некоторое время спустя владыка передал мне благословение Патриарха Алексия II.
Несколько недель у меня ушло на то, чтобы составить общий список московских подвижников благочестия, праведников, блаженных XIX–XX столетий, а также новомучеников и исповедников, связанных с Москвой. При составлении такого списка я опирался на имевшиеся публикации. Всего в первоначальном списке было 25 имен, а потом стало 30. Среди них были:
· митрополит Макарий (Невский),
· протоиерей Валентин Амфитеатров,
· блаженная Матрона Никонова, а так же новомученики:
· протоиерей Иоанн Восторгов (1864-1918),
· епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов; 1876-1918),
· архиепископ Серафим Угличский (Самойлович; 1881–1937),
· епископ Шлиссельбургский Григорий (А.А. Лебедев; 1878-1937),
· протоиерей Сергий Голощапов (1882-1937),
· архимандрит Игнатий (А.А. Лебедев; 1884-1938) и другие.
Заметный след в моей жизни оставила работа по подготовке к канонизации святой Матроны. Я чувствую духовную связь с ней. Считаю ее покровительницей нашей семьи. Я сразу же после мамы поминаю ее родителей Димитрия и Наталию, а также ее усопших сродников: братьев Михаила и Иоанна, а также сестру Марию. Чувствую ее помощь. Моя внучка Иоанна родилась в день ее памяти – 2 мая.
Протоиерей Валентин Амфитеатров
и его духовная дочь, мученица Анна Зерцалова
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Большую духовную радость принесла мне работа по подготовке материалов к прославлению протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908). С большим удовлетворением вспоминаю то время, когда готовил документы к его прославлению. Было какое-то трогательное чувство близости к нему. Я не только изумлялся его священническим и пастырским подвигом, но и стремился учиться у него.
Мое духовное общение с отцом Валентином продолжилось, когда я взялся за составление для канонизации Жития его духовной дочери Анны Зерцаловой(1870-1937). Жизнь ее назидательна своей необыкновенной преданностью духовному наставнику, встреча с которым вызвала у нее глубокую внутреннюю перемену. Ранее ее жизнь шла в обычном русле мирского времяпрепровождения – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг, а затем и занятия европейской философией (И. Кант, Г.Т. Бокль и др.). Возрождение души Анны совершилось в кремлевском храме, посвященном святым равноапостольным Константину и Елене, где в 1874-1892 годах служил отец Валентин:
«Сердце усиленно забилось, порывалось любить, жить, дышать и действовать. Уже не томительные однообразные дни и часы давили своей монотонностью, но живая кипучая жизнь, труд и деятельность – широко раскрыли мне свои объятия и радостно призывали к себе».
В годы жестоких гонений она безбоязненно исповедовала православную веру и занималась духовным просвещением, размножая и распространяя труды отца Валентина и свои книги о нем. О деятельности Анны Зерцаловой в 1920-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество):
«Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию “святого”, здесь продаются книги – “Истинный пастырь Христов”, “Светильник православия”, “Подвижник веры и благочестия”, здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти “святого” на его могиле бывают тысячи молящихся» («Безбожник у станка», 1929, №17, с.15).
Житие Анны Зерцаловой писалось быстро и легко. Ее искренняя и горячая вера не оставляла места для страха. За четверть века до своей мученической кончины она писала:
«Верующая душа не боится смерти: она встречает ее радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет ее к Небесному Отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни. И разве Сам Человеколюбец Господь не примет к Себе и не упокоит ту душу, которая стремится к Нему, горячо, блаженно любит Его, горячо, блаженно верует в Него».