Наставление настоятелю, как управлять братией
Некоторый настоятель, быв по случаю в Саровской пустыни, при встрече с отцом Серафимом, просил у него совета, как управлять братией. Отец Серафим дал ему следующее наставление.
Всякий настоятель да сделается и пребудет всегда в отношении к подчиненным благоразумной матерью. Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихомирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промышляет, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля, и таковые чада бывают благорасположены к матери своей.
Так всякий настоятель должен жить не в свое угождение, но в угождение подчиненных, должен к слабостям их быть снисходителен, немощи немощных нести с любовью, болезни греховные врачевать пластырем милосердия, падших преступлениями подымать с кротостью, замаравшихся скверною какою-либо порока очищать тихо и омывать их возложением на них поста и молитв сверх определенных обще для всех, одевать учением и примерной жизнью своею в одежды добродетелей, непрестанно бдеть о них, всеми способами утешать их и со всех сторон ограждать мир их и покой так, чтобы никогда не было слышно ни малейшего их вопля, ни ропота; и тогда они с ревностью будут стремиться, чтобы доставить мир и покой настоятелю.
1 В русском переводе: «Человека, истлевшего вследствие преступления, но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель» ((1-й канон на Рождество Господне, песнь 1, тропарь 1)).
2 Ср. Гал.5:22. – Редакция «Азбуки Веры»
3 Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:33-34).
4 Труд – здесь: страдание, трудности. Ср. Пс.89:10: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь». – Прим. ред.
5 См. Лк.2:29-32: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
6 См. 1Кор.2:14-15: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
7 Лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел – помощь предосторожности важнее помощи самих дел.
8 В русском переводе: «Ничто так не охлаждает огня, вдыхаемого в сердце инока Святым Духом к освящению души, как обращение с людьми, многоглаголание и всякая беседа, кроме беседы с чадами тайн Божиих, способствующей к приращению ведения Божия и к сближению с Богом».
9 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) «худые сообщества развращают добрые нравы», то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?»
10 Прп. Исаак Сирин, Сл. 69.
11 См. «Добротолюбие», том 5. Прп. Симеон Новый Богослов, «Слово о трех образах внимания и молитвы»
12 Свт. Иоанн Златоуст. «Маргарит», слово 5. «О непостижимом, против аномеев». В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва – корень, источник и мать бесчисленных благ».
13 Прп. Макарий Египетский, Сл. 2, гл. 15.
14 Порфироносного Пророка – царя и пророка Давида, автора Псалтири.
15 Прп. Исаак Сирин. Сл.68. «Об отречении от мира»
16 Страны – здесь: места.
17 Буквально: «дверь для плачущих вне» (Чертога Небесного). Ср. «Я есмь дверь» (Ин.10:9); «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:23-25).
18 окращающего десницу Свою – сдерживающего Свою правую руку; здесь: медлящего с наказанием.
19 Ис.35:10, 51:11; Молитва священника об усопших. – Редакция «Азбуки Веры»
20 В русском переводе: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». (Прп. Исаак Сирин, Слово 89).
21 О должностях – здесь: о долге(ах) – по отношению к ближним.
22 Должности – долге.
23 Во благое – здесь: ради благой цели.
24 Мадианитяне – потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25:16-18: «И сказал Господь Моисею, говоря: `Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем`».
25 Огневицы – букв.: лихорадки, сильного жара.
26 Премирном – находящемся выше здешнего мира, Горнем, Небесном.
27 Соломона, автора Книги Притчей Соломоновых. – прим. ред.
28 См. Пс.136:8-9.
29 Ср. Мф.21:42: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Это от Господа, и есть дивно в очах наших.»
30 В русском переводе: «Не паши на воле и осле вместе.»
31 В русском переводе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.»
32 В русском переводе: «Рассыпь народы, желающие броней.»
33 В русском переводе: «Видя богатство добродетелей Иова, хитростью думал похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведника.»
34 См. (Мф.6:33) «Ищите же прежде Царства Божия... и это все приложится.»
35 В русском переводе: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?»(Пс.136:4).
36 Яко призвася на мне имя святое Твое – ибо я назван именем святым Твоим (т.е. христианином).
37 Усвой мя в заповедях – здесь: воспитай меня в заповедях.
38 Лот – 12,8 грамм.
39 См. 1Пет.3:4.
40 В русском переводе: «Воды Силоама, текущие тихо.» (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исайи упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).
41 «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).
42 В русском переводе: «Ибо сначала молчанием и борьбой с помыслами, к деяниям приложил богомыслие, богомыслием же приобрел совершенный разум, которым дерзновенно общался с Богом и Ангелами».
43 См. в русском переводе: «И не бойтесь того, чего он (не знающий Бога) боится, и не страшитесь (Ис.8:12), ибо с нами Бог!» (Ис.8:10). «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис.8:13).
44 В русском переводе: «И не видал праведника оставленным и потомков его.»
45 Соединит в тебе оную в един дух – соединит в тебе ее (т.е. молитву) воедино (так что она будет и в сердце и в уме).
46 В русском переводе: «Не всякий человек даст верный совет ищущим, но тот, кто от Бога получил дар рассуждения и от длительного подвига приобрел прозорливый ум».