Наставление по эксплуатации

Подготовка к выезду

Тщательность проверки машины перед выездом являе­тся залогом безотказной, качественной работы мотоцикла и предотвращения неполадок в пути. Перед выездом не­обходимо произвести наружный осмотр мотоцикла, чтобы убедиться в его исправности, а также проверить наличие и надежность закрепления всех болтов и соединений. Особое внимание следует обращать на закрепление гаек переднего и заднего колес, двигателя, коляски, седла и руля. Нужно также проверить действие тормозов.

Следует проверить наличие бензина в баке и, в случае необходимости, пополнить бак горючим. При заправке соблюдать чистоту, так как грязь, нитки, ворсинки, по­павшие с бензином в бак, могут засорить проходные отверстия бензокраника и явиться причиной вынужденной остановки в пути. Чтобы избежать этого, бензин следует заливать через имеющийся в баке фильтр или через воронку с сеткой. При сильном дожде или снегопаде заправку мо­тоцикла рекомендуется производить по возможности в защищенном месте. При заправке не курить и не допускать переливания бензина. Необходимо проверить наличие масла в картере двигателя: оно должно быть на уровне верхней метки на щупе, при вывернутой пробке, но не должно превышать этого уровня. Проверить давление в шинах и, если нужно, подкачать их.

Закончив осмотр и заправку, можно приступить к за­пуску двигателя.

Запуск двигателя

Чтобы запустить двигатель, нужно:

1. Проверить нейтральное положение рычага переключения.

2. Открыть бензокраник, поставив его рычажок в пра­вое положение на букву О — открыт (фиг. 4). Буквы на фигуре обозначают: 3 — кран закрыт; О — кран открыт; Р — кран открыт на расходование резерва.

3. При холодном двигателе манетку опережения зажи­гания установить на позднее зажигание (рычажок манетки передвинуть на себя), ручку газа повернуть слегка на себя, нажав на утопители, переполнить поплавковые ка­меры карбюраторов, заслонку воздухоочистителя закрыть и несколько раз нажать на педаль пускового механизма, чтобы подсосать смесь в цилиндры двигателя.

4. При прогретом двигателе манетку опережения за­жигания и ручку газа установить таким же образом, как указано в пункте 3; поплавковые камеры карбюраторов

наставление по эксплуатации - student2.ru

Фиг. 4. Бензокраник:

1—корпус; 2—золотник; 3—рукоятка; 4—отстойник; 5—стаканчик фильтра; 6—уплотнительная прокладка отстойника; 7—сетка фильтра; 8—пружина фильтра; 9—бензопроводная трубка основного горючего; 10—бензопроводная трубка резервного горючего; 11—уплотнительные прокладки зо­лотника; 12—уплотнительная прокладка корпуса бензокраника; 13—футорка.

переполнять не следует; заслонку воздухоочистителя не закрывать и смесь не подсасывать. Вставить до упора ключ зажигания; при исправной системе зажигания загорается красная контрольная лампочка.

5. Резко, но без удара нажать на педаль пускового механизма. После заводки — двигатель прогреть. Прогрев холодного двигателя обязателен, так как застывшее масло плохо смазывает трущиеся детали. Двигатель следует прогреть при среднем числе оборотов, никогда при этом не давая полного газа. К моменту окончания прогрева двигателя воздушную заслонку открыть.

Правила вождения

При трогании с места нужно выжать до упора рычаг сцепления и затем включить первую передачу, нажав погон на переднюю педаль рычага переключения передач. По­ворачивая ручку газа на себя, увеличить обороты двигателя, одновременно плавно отпуская рычаг выключения сцеп­ления; при этом мотоцикл медленно тронется с места. Ни в коем случае нельзя резко отпускать рычаг сцепления, так как при этом трансмиссия мотоцикла перегружается и двигатель глохнет. Нельзя допускать, чтобы при выклю­ченном сцеплении двигатель развивал большое число обо­ротов, но в то же время число оборотов должно быть та­ким, чтобы двигатель не заглох при включении сцепления.

Когда мотоцикл, двигаясь на первой передаче, достигнет скорости 10—15 км/час, следует перейти на вторую пере­дачу; для этого, выжав сцепление и одновременно сбросив газ, быстро нажать левой ногой на заднюю педаль рычага переключения передач и затем плавно опустить рычаг выключения сцепления, одновременно прибавляя газ.

Достигнув скорости 20—30 км/час, таким же образом включить третью передачу, а при скорости 35—40 км/час— четвертую передачу. После этого скорость регулируется положением дроссельных золотников, карбюраторов, т. е. поворотом ручки газа.

Езда на третьей и четвертой передачах со скоростями ниже рекомендованных недопустима, так как при этом двигатель работает на малом числе оборотов с перегруз­кой, неравномерно, рывками. Рывки весьма вредны для мотоцикла. Не следует ездить длительное время на первой и второй передачах в случае, если этого не требуют дорож­ные условия, так как двигатель при этом развивает боль­шое число оборотов, слабо охлаждается и быстро изнаши­вается. Кроме того, езда на низших передачах там, где это не вызывается необходимостью, приводит к перерасходу горючего.

Трогаться с места следует только на первой передаче. При малых скоростях движения и при езде в городе не­обходимо пользоваться третьей и даже второй передачами, придерживаясь рекомендованных ниже скоростей.

Рычагом сцепления пользуются только при трогании с места и при переключении передач. Включение должно происходить плавно. Не рекомендуется выжимать сцеп пение для того, чтобы преодолеть подъем, увеличивая обороты двигателя за счет пробуксовки сцепления. В ус­ловиях городской езды, когда часто приходится изменять скорость движения мотоцикла, нужно пользоваться пере­ключением передач и газом, а не пробуксовкой сцепления, так как последняя приводит к быстрому износу дисков сцепления.

При торможении надо выключить сцепление и плавно нажать на тормоз. Тормозить надо осторожно, так как возможность заноса и опрокидывания мотоцикла при рез­ком торможении весьма велика. Особенно опасно резкое торможение в зимнее время и на мокрой дороге.

При езде на мотоцикле одновременно с увеличением оборотов двигателя необходимо увеличить и момент опе­режения зажигания; в противном случае невозможно получить полную мощность двигателя. Следует запомнить, что при слишком большом опережении зажигания мощность двигателя также снижается. Если опережение зажигания чересчур велико, то при увеличении нагрузки или резком открытии дросселя в двигателе появляется звонкий метал­лический стук. В этом случае необходимо переставить манетку в положение позднего зажигания.

Слишком поздний момент зажигания, кроме потери мощности, вызывает перегрев двигателя. Чтобы правильно пользоваться опережением зажигания, каждый водитель должен в совершенстве изучить и знать двигатель мото­цикла.

При движении на подъем нужно рассчитывать свои действия и скорость машины так, чтобы избежать вынуж­денной остановки. Если подъем пологий и длинный, то перед его началом нужно разогнать мотоцикл с расчетом пройти весь подъем или его значительную часть на высшей пе­редаче.

Если при движении двигатель начнет перегружаться, то следует уменьшить опережение зажигания и перейти на низшую передачу.

При разгоне крайне важно обращать внимание на состояние дороги, так как большие выбоины могут явиться причиной аварии. Если мотоцикл, подъезжая к крутому подъему, не будет иметь достаточной скорости, то необходимо включить вторую или первую передачу и не менять ее до конца подъема. Если двигатель заглохнет на подъеме, то, придерживая мотоцикл ручным тормозом, запустить двигатель, включить первую передачу и трогаться вперед, отпуская одновременно тормоз и рычаг сцепления.

На крутых спусках нужно включить заблаговременно вторую или первую передачу и тормозить двигателем.

Короткие участки сухого рыхлого песка рекомендуе­тся проходить на второй или первой передаче с большой скоростью, стараясь сохранить постоянное число оборотов.

Необходимо помнить, что продолжительная езда на первой и второй передачах может вызвать перегрев дви­гателя, поэтому следует периодически останавливаться, чтобы двигатель мог остыть.

При преодолении участков с густой липкой грязью необходимо двигаться так же, как и по рыхлому песку. Если под щитки набилось мною грязи, затрудняющей вращение колес, нужно остановить мотоцикл и удалить грязь при помощи какого-либо рычага, лопатки для мон­тажа шин или палки.

Неглубокие рытвины и выбоины переезжают на тихом ходу, при этом тормозить следует заблаговременно, а не в момент переезда. Глубокие канавы переезжают наискось, под углом, на тихом ходу, на первой передаче, В момент выезда из канавы прибавляется газ.

Железнодорожные и трамвайные рельсы переезжают под прямым углом. Приближаясь к железнодорожному переезду, следует замедлить ход, включить вторую или первую передачу и не переключать ее при переезде через железнодорожное полотно.

При движении в условиях плохой видимости (ночью, в тумане и т. п.) нужно соблюдать крайнюю осторожность, помня, что полный тормозной путь зависит от скорости движения, состояния тормозов и дороги. Поэтому скорость должна ограничиваться в зависимости от видимости.

При остановке в пути нельзя оставлять мотоцикл на дороге — он должен стоять на ее обочине.

Во избежание утечки бензина, необходимо при остановке двигателя закрывать бензокраник.

Чтобы предупредить разрядку аккумуляторной батареи, во время стоянки не следует оставлять ключ зажигания в замке.

По возвращении в гараж производить ежедневный профилактический осмотр и тщательную чистку машины. Особенно важно следить за тем, чтобы не было утечки масла из соединений, а электролита — из аккумуляторной батареи.

Обкатка нового мотоцикла

Правильная обкатка нового мотоцикла повышает про­должительность службы машины. Обкатка мотоцикла под­разделяется на два периода: пробег от 0 до 1000 км и про­бег от 1000 до 2000 км.

При обкатке нельзя превышать следующие скорости:

От 0 до 1000 км От 1000 до 2000 км

1-я передача ……………10 км/час 15 км/час

2-я передача …………….20 км/час 35 км/час

3-я передача …………….35 км/час 50 км/час

4 я передача …………….50 км/час 70 км/час

Эти скорости относятся к езде на мотоцикле с коляской по ровной дороге.

На карбюраторах установлены ограничители, которые после первой тысячи километров пробега должны быть укорочены, а после 2000 км — удалены совсем. Однако нельзя целиком полагаться на ограничители и открывать газ до упора. Наилучшим способом обкатки, обеспечи­вающим наиболее быструю и правильную приработку трущихся частей, является попеременный разгон с дове­дением скорости до максимально доступной на коротких отрезках пути (500 м), с последующим следованием в на­кат при сброшенном газе.

После первых 2000 км пробега не рекомендуется сразу переходить на езду с полным газом в течение продолжительного времени. Увеличивать скорость до максимальной нужно постепенно, по мере приближения к 3000 км пробега.

На приработанной машине (с коляской) нельзя превышать следующие максимальные скорости: на первой передаче — 20 км/час, на второй — 45 км/час, на третьей— 65 км/час, на четвертой —95 км/час.

Новый мотоцикл во время обкатки, когда происходит приработка трущихся деталей, требует к себе повышенного внимания. В этот период не следует перегружать машину нельзя ездить по тяжелым дорогам. Не следует давать дви­гателю большое число оборотов или перегревать его. Необходимо периодически подтягивать болты головок цилиндров для лучшего сжатия прокладок. Во время обкатки особое внимание должно быть уделено смазке двигателя

После первых 500 км пробега отработанное масло слить картер промыть и в двигатель залить свежее масло до необходимого уровня.

Порядок смены масла: спускать отработанное масло только из прогретого двигателя, для чего отвернуть пробку поддона. После спуска отработанного масла завернуть проб­ку поддона и залить свежее масло до нижней метки щупа, запустить двигатель па 30—40 секунд. Слить масло, за­вернуть ключом спускную пробку и залить свежее масло до необходимого уровня.

До окончания обкаточного периода масло в двигателе следует менять также после 1000 км пробега. В конце обкатки (после 2000 км) произвести замену масла в двига­теле, коробке передач и задней передаче. Сорта применяе­мых масел и нормы заправок указаны в таблице смазки (стр. 67).

Наши рекомендации