Тело Христово - место формирования

Невозможно представить, что Бог пошлет людей пророческого типа в мир и в народы прежде, нежели они пройдут закалку в своем кругу. Сначала они должны принести свое слово тем душам, с которыми их связывает повседневная жизнь и работа. Если эти души не примут и не поддержат своих пророков, то людей, достойных быть посланными, просто не останется на этом свете. Пророк должен быть послан из Тела, понимающего его пророчество, отдающего себе отчет в значимости и судьбоносности всего, что он говорит и делает. Он должен быть послан с возложением рук, которое означает: "Мы не только отождествляемся с тобой, но и являемся живым доводом твоей правоты, ибо соглашаемся выстрадать все последствия того, что ты начал. В этом мы всегда вместе с тобой". Вот та "Антиохия", которой мы с таким нетерпением ждем, вот то окружение, из которого могут быть посланы люди с таким предназначением.

В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители... Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал... — Деян. 13:1,2

Иными словами, когда люди, наделенные двумя этими призваниями, собираются "вместе" (а это означает нечто большее, чем просто сидеть в одном помещении), тогда и Дух Святой говорит. Всякий, кто сталкивался с этим, знает, как порой болезненно и напряженно складываются отношения между учителем и пророком. И не потому, чтобы им хотелось действовать противоположным образом. Но оба они, действуя в полноте своего призвания, неминуемо раздражают друг друга. Учитель требует, чтобы все совершалось по Слову — строка за строкой, предписание за предписанием. Однако если учительское призвание будет ограничено, то не будет дополняться пророческим видением, выводящим за рамки безопасного, расписанного следования Слову. Но если оба — учитель и пророк— будут действовать в целостности своего призвания, то конфликт так же неизбежен, как и взаимное дополнение. Тут-то и должна прийти и примирить любовь, ибо без нее трение и напряжение становятся невыносимы, а с нею мы научаемся извлекать пользу из этого неизбежного противостояния, а не избегать его просто потому, что оно нас раздражает или делает нам больно.

Итак, Дух Святой сказал церкви в Антиохии: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:2). Именно в их церкви они были отделены от их собственных амбиций и недостатков. Тело Христово — тело пророческое и поддерживающее пророков — имеет огромное значение в деле формирования, совершенствования и распространения пророческого голоса по всей земле. Вот что мы имеем в виду, говоря о пророческом окружении или пророческом сообществе. Не все в этом сообществе имеют пророческое призвание, зато все убеждены в важности, в первостепенной значимости данного пророческого слова. Впрочем, если мы и дальше будем ждать и желать будущих "Антиохий" ради них самих, мы так никогда и не дождемся появления этих сообществ, из которых могут быть посланы пророки, ибо пророки и пророческие сообщества не рождаются просто как очередные "учреждения".

Способны ли мы распознать тех, кто обнаруживает истинные признаки пророческого призвания? Мы должны их ободрять, а не подавлять. Но в то же самое время мы должны показывать им те остатки и примеси плоти, которые все еще мешают полностью воплотиться в них Духу. Этими мягкими, любящими предостережениями и увещеваниями Тело окажет им неоценимую помощь. Пророк должен быть полностью отсечен от самообольщения, даже если это обольщение его собственным призванием, полностью избавлен от того человеческого тщеславия, что заставляет стараться быть на виду, срывать аплодисменты, добиваться признания. Он должен быть готов претерпеть до конца отвержение и гонения, которые станут неизбежными спутниками его верности и преданности призванию. Несомненно, вся история пророческого призвания и вся жизнь Божьих пророков состояли и будут состоять из гонений, ужаса, запугиваний, из всего того, что всегда сопровождало библейских пророков, ибо все это формирует пророческую личность. Она не формируется легкой ценой. Пророк должен пройти через все испытания жизни, чтобы познать ее суть и затем в один прекрасный день излить эту суть на других, поставив их перед выбором за или против Бога.

Пророческое служение — чаще всего служение одиночек, но в то же время пророк умеет жить и сотрудничать с людьми, он сам человек, а не абстрактный идеал, он не только терпеливо сносит критику, но прислушивается к ней и искренне ее желает. Служение может начаться с того, что пророку, как Илие, придется в одиночку предстать перед каким-нибудь Ахавом. Но то, что дает ему силы для подобного противостояния, он обретает во всем предшествующем опыте, иначе говоря, в опыте человека, пришедшего из сообщества людей, живущих в истине. Это не какое-то идеальное, романтическое сообщество, обитающее в катакомбах. Но это то сообщество, в котором этот человек судился строже всех других людей — и именно этот строгий взгляд сформировал не только человека, но и само сообщество. Если же такой взгляд не присущ сообществу, то среди всех людей, возрастающих в этом сообществе, я не знаю никого, кто подвергается большей опасности, нежели пророк. Пророк должен сделаться доступным для критики. 0 пророке, предпочитающем вариться в собственном соку или окружившем себя подкупленной льстивой свитой, почти наверняка можно сказать, что он или лжепророк, или непременно им станет. Огромная разница — жить в сообществе равноправных сотрудников или существовать в окружении подчиненных, которым ты платишь и которые уже потому всегда с тобой согласны.

Другое дело, когда вас окружают родственные вам души, с которыми вы поддерживаете дружеские взаимоотношения и которые всегда вольны критиковать вас и говорить прямо в вашу жизнь. Истинный пророк прекрасно сознает, что без такого дружеского вклада и пристального, критичного внимания он быстро скатится в обольщение, причем сам этого даже не заметит. То, что у кого-то есть помазание от Бога, еще не означает, что этот кто-то непобедим. Наличие помазания не обязательно означает, что Бог принимает жизнь этого человека в целом. Вы можете во всей полноте помазания нести свое служение, но недостатки и противоречия вашей личности и вашей жизни должны быть кем-то замечены и честно вам указаны.

Итак, пророк не должен бежать от критики, но должен искать и приветствовать ее, ибо во всех нас есть примеси душевности — червячки амбиции, изъяны гордости и клочки прежних романтических представлений о пророческом служении. Все это Бог собирается безжалостно выполоть, как опасные сорняки. Это нужно для того, чтобы когда пророк говорил, его слово было Божьим не только по содержанию, но и по духу и настроению, в котором оно произносится.

Наши рекомендации