Тот, Кто больше чем достаточно
В Библии Бог шаг за шагом раскрывает Себя через разные имена, пока, наконец, мы не получаем полного откровения в имени, “которое превыше всех имен” (Филипп. 2:9), а именно, в имени Иисус - по-еврейски: Yeshua. Библия дает три основных имени Бога:
1. Бог - Эль, Элах, Элохим. Эль - значит “сильный” (Быт. 1:1,11,26).
2. Господь - Яхве или Иегова (Быт. 2:4).
3. Господь - Адонай (Быт. 15:2).
Когда в книге Бытия говорится о Боге-Творце, Его называют Эль. когда говорится о Боге завета, его называют Иегова. Иегова означает приблизительно: “Существующий сам по себе, который сам себя открывает”.
Три имени, составленные с Эль:
1. Эль Шаддай
В Быт. 17:1 это слово переводится как “Всемогущий”. Буквально же это значит:
“бог - материнская грудь”, то есть Бог, который питает все. Другой перевод звучит так: “достаточный; тот, которого достаточно; тот, кто больше чем достаточно”.
2. Эль Элион
В Быт. 14:17-24 это слово переводится как “Всевышний”: “Бог Всевышний, Владыка неба и земли” (ст, 19).
3. Эль Олам
В Быт. 21:33 это слово переводится как “Вечный”: “...имя Господа, Бога вечного”.
Есть три имени, составленные с Иегова:
1. Иегова Элохим - “Господь Бог” (Быт. 2:4). Здесь Бог предстает перед нами как Творец, Господин, Владыка.
2. Адонай Иегова - “Господь, Господь” (Быт. 15:2). Это второе слово, означающее “Владыка”.
3. Иегова Саваоф - Господь Саваоф (1 Цар. 1:3). Это имя переводится как “Бог Господь сил”.
Завет - преданность на всю жизнь
Кроме того, имя Яхве или Иегова сочетается еще с семью именами. Это имена завета, передающие характер Бога как деятеля в семи различных отношениях к Своему народу.
Вступая в завет, партнеры заключали обоюдное соглашение. Между ними устанавливались наинтимнейшие отношения, общение, основанное на полном и безоговорочном доверии. Заключался мир, предполагающий полную преданность друг другу. Завет связывал обоих партнеров одинаковым посвящением друг другу.
В доказательство этого партнеры обменивались одеждой, оружием, едой, смешивали свою кровь. Во время этих действий произносились благословения и проклятия, и нарушение завета считалось чем-то неслыханным.
Обмен одеждой символизировал обязанность оказывать помощь в материальных нуждах: “Все мое - твое”. Обмен оружием символизировал готовность защищать другого, не жалея сил. Совместная трапеза символизировала радость общения. Смешивание крови символизировало, что каждый отдавал свою жизнь и принимал жизнь другого и что общение между партнерами имело самую глубокую основу.
Откровение о различных сторонах завета было гораздо яснее жителю Востока в древние времена, чем современному жителю Запада. Но все-таки нам совершенно необходимо понимать, насколько далеко Бог готов идти, чтобы спасать, восстанавливать, хранить и благословлять человека. Чтобы дать ясно понять, что Он готов предоставить в наше распоряжение Свою натуру, Свою силу и благословения в любой области человеческой жизни. Он открывал Свои имена завета. Вот они:
1. Яхве (Иегова) Ире - Господь наш кормилец (Быт. 22:14). Более точный перевод: Господь усмотрит.
2. Яхве Нисси - Господь наше знамя победы (Исх. 17:8-15).
3. Яхве Шалом - Господь наш мир (Суд. 6:24).
4. Яхве Раах - Господь наш пастырь (Пс. 22:1).
5. Яхве Тcидкену - Господь наша праведность (Иер. 23:6).
6. Яхве Шамма - Господь присутствующий (Иез. 48:35).
7. Яхве Рафа - Господь наш целитель (Исх. 15:26).
Бог - Творец неба и земли
Бог есть Святой Бог, Он одновременно Творец, Спаситель и Даятель жизни. Как Отец Он Творец, как Сын - Спаситель, как Святой Дух - Даятель жизни.
В то же время все три личности участвуют во всех частях творения, примирения и восстановления, которые открывает Библия. Все, что Бог делает, заключено во Христе. Но все, что совершил Иисус Христос, должно было произойти в определенном времени и месте, то есть связано с историей и географией творения. Поэтому взгляд на творение для нас очень важен. Невозможно понять необходимость спасения, если не понимаешь, что такое творение, и нельзя понять дело восстановления человека, если не понимаешь, что значит примирение с Богом.
Когда первоапостольская церковь пыталась выразить сущность своей веры в Иисуса, она начинала не с креста, а с сотворения мира. В Апостольском исповедании веры говорится: “Верую в Бога Отца, Всемогущего, сотворившего небо и землю”.
Бог открыл Себя, во-первых, в творении. Об этом говорится в Быт. 1:1: “В начале сотворил Бог небо и землю”. Закончив творение, Бог дал Свою оценку сделанному: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31).
Все творение - хорошо
Прежде всего, важно видеть, что Библия различает Бога Творца и Его творение. Бог не является творением. Он не часть творения и, более того, не смешивается с творением. Пантеизм обожествляет творение. Эта религия поклоняется Богу как природе, в природе или части природы. Это совершенно неправильное представление о Боге и есть не что иное, как идолопоклонство. В Послании к Римлянам 1:25 говорится: “Они заменили истину Божию ложью и поклонялись твари вместо Творца, Который благословен во веки. Аминь”.
Во-вторых, у Бога есть определенное отношение к Своему творению. Закончив творение, Он “увидел, что все хороню”. Это очень важно учитывать, потому что некоторые ложные религии и лжеучения, например, гностицизм, часто пренебрегают творением и материальным миром. Но Библия придерживается иного мнения. Наоборот, творение - это место, где Бог желает открывать Свою славу.
В конце творения Бог создал человека. Только в этом случае Библия говорит о творении по образу и подобию Самого Бога: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”
(Быт. 1:27). Тут ясно говорится, что человек отличается от
всего остального творения. Ничто не подтверждает, что человек переходил постепенно от наиболее низкой ступени развития к более совершенной. Наоборот, он является венцом творения - Он призван руководить и управлять творением, возделывать его, завоевывать, развивать его и распространяться по земле (Быт. 1:26,28; 2:15). Бог создал человека уникальным для особой цели, а именно: прославлять Его, будучи Его подобием. Человек резко отличается, от всего остального, созданного Богом.
Бог творил из ничего
Взгляд на то, что мир развивался случайно в течение миллионов лет, совершенно не библейский и научно сомнительный. Теория эволюции - всего лишь голая теория, не подтверждающаяся фактами. Ее цель - отвергнуть сотворение человека. Потому что если человек сотворен Богом, значит, он несет моральную ответственность перед Ним за свою жизнь. Библия повествует о падении человека - сверху вниз, а не о развитии снизу вверх.
Теория эволюции не признает грехопадения и тем самым отвергает необходимость примирения с Богом. Она отвергает существование Бога, Его план для человека, вечную жизнь и суд. Она представляет собой попытку мирского человека объяснить свое бессмысленное существование в хаотическом, враждебном мире. Это делается прежде всего для того, чтобы освободиться от моральной ответственности перед Богом и оправдать аморальное поведение человека: якобы “случайная” эволюция создала его таким.
Напрасно некоторые либеральные теологи пытаются вклинить свои теории отрицания в библейский рассказ о сотворении, это ошибочно и не нужно. Библия ясно говорит о сотворении мира за шесть дней. Еврейское слово, переведенное как “день”, говорит не о длительном, но о коротком промежутке времени. Всемогущему Богу, если у Него возникнет такое желание, ничего не стоит создать всю вселенную в шесть дней. А для интеллигентного человека вполне возможно принять, что Бог решил это сделать так. Конечно, Бог мог творить и долгий период, если бы Он хотел. Он может делать, что Он хочет, но в Писании нет ничего, указывающего на это.
Как же творил Бог, из чего? Из “ничего” - “Ех nihilo”! Это тоже является камнем преткновения для некоторый теологов. Почему они видят в этом проблему, сказать трудно. Ясно, что для Всемогущего, Всезнающего Бога возможно творить в из “ничего”. “Верою познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое” (Евр. 11:3).
“...перед Богом... животворящим мертвых и называющим несуществующее существующим” (Римл. 4:17).
Для Бога нет ничего невозможного, ни в способе действий, ни в масштабе, ни во времени. То, что человек с ограниченным разумом не в состоянии постичь Божественные способ сотворения неба и земли, не так важно. Бог сказал Иову: “Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь” (Иов 38:4).
Три личности Божества
Мы уже говорили, что Бог триедин. Бог один в трех лицах, и все три составляют единого Бога. Бог есть один, но в трех лицах. Вое три лица - есть Бог, один, единственный Бог: Отец, Сын и Святой Дух.
Лжеучителя всех времен нападали на эту истину. Они пытались доказать, что все три личности - это одно лицо под тремя разными именами. Так утверждали “сабеллионисты” во II веке, так же утверждают сегодня приверженцы учения, называемого “Только Иисус”. Другие утверждают, что только Бог есть личность. Иисус - вовсе не Бог, а Святой Дух - это сила, никакая не личность. Так утверждали раньше “монархисты”, так утверждают сегодня униаты и Свидетели Иеговы. Третьи утверждают, что у Бога три “маски”. Сначала Он явился как Отец, потом как Сын, а потом надел маску Святого Духа.Все три утверждения небиблейские.
Чтобы остановить подобные лжеучения, в IV веке церкви совместно утвердили исповедания веры, на которые мы опираемся и сегодня. Вот они:
1. Апостольское исповедание.
2. Никейское исповедание.
3. Афанасийское исповедание. Афанасиус, исповедание которого я уже упоминал, противостоял учению Ариуса, на чьей теологии (арианизме) основывают свою веру сегодняшние иеговисты.
Кажется, нет нужды защищать и отстаивать теорию триединства, однако это совершенно необходимо, потому что отрицание этой догмы ведет и к отрицанию других библейских истин, а именно: божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, личность Святого Духа и заместительное страдание Иисуса. Интересно отметить, что еще Павел в этой связи писал, предупреждая учеников о лжеучениях и извращениях веры (Деян. 20:28-31), упоминая триединство. “Итак, внимайте себе и всему стаду, в которомДух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа иБога,КоторуюОн (Иисус) приобрел Себе Кровию Своею”.
Господь един!
Впервые через откровение о Христе, когда исполнилась полнота времени. Бог показал Себя как единственного, живого, триединого Бога. Во времена Ветхого Завета еще не настал срок открыть это Израилю. Триединство уже было заложено в Ветхом Завете, хотя ударение в нем лежит на том, что Бог един: “Слушай. Израиль! Господь, Бог наш, Господь един есть” (Втор. 6:4).
В начале Библии Бог говорит: “Сотворим человека по образуНашему, по подобиюНашему”(Быт. 1:26). Как имя Элохим, так и имя Адонай в оригинале стоят во множественном числе, означая несколько лиц.
Для апостолов было само собой разумеющимся признавать Отца Богом, так же как Одна Богом и Святого Духа Богом. В то же время они верили, что Бог Един. Павел пишет в 1 Кор. 8:6: “Но у насодин Бог Отец...”.
Хорошим примером подтверждения триединства служит момент крещения Иисуса в Иордане, когда открывается вся Троица. Частично в Сыне, принимающем крещение, частично в Святом Духе, явившемся в виде голубя, частично в Отце, свидетельствующем голосом с небес.Все трое - самостоятельные личности (Матф. 3:16-17).
Покидая учеников, Иисус сказал им: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит и не знает Его” (Ин. 14:16). Три личности, в трех лицах, но, тем не менее, один Бог: Отец, Сын и Святой Дух!
Христология - учение
об Иисусе Христе, Сыне Божьем, Спасителе мира
Учение об Иисусе Христе - краеугольный камень христианства. Христианство строится не вокруг центрального пункта учения, а вокруг личности. Центральные вопросы христианства: кто такой Христос, что Он сделал и делает для нас. В этой главе мы и посмотрим, кто же такой Иисус.
Мы уже говорили, что Иисус Христос - вторая личность божества. Он - Сын Божий. Он Бог! Представляя Его нам, евангелист Иоанн говорит:
“В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог” (Ин. 1:1).Тут Иоанн утверждает, что Иисус есть Бог!
Для иудея было очень опасно поклоняться человеку, как это делали римляне, которые обожествляли людей и поклонялись им, например, императору. Павел предупреждает о таком идолопоклонстве в Римл. 1:23. Ученики Иисуса были иудеями, они не желали впадать в идолопоклонство. Они знали, что надо поклоняться одному Богу. Тем не менее, они поклонялись Иисусу. Вот что написано в Евангелии от Луки 24:51-52: “И когда Он благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью”.
Иоанн говорит: “Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1:18). Здесь Иоанн представляет нам Иисуса как Бога. Сын вышел из Отца, для того чтобы открыть нам Отца. Но Он не просто “вышел” от Бога, Он Сам есть Бог (Ин. 1:1). Но как Бог Он является второй личностью триединства - единородным Божьим Сыном.
Единородный значит не сотворенный в какой-то определенный пункт времени. Если бы Он был сотворен, то не был бы Богом. Нет, Иисус именно “вышел”, отделился от Бога в определенный момент с определенной целью: чтобы показать человечеству, каков есть Бог, чтобы спасти людей и привести обратно к общению с Богом.
Иисус есть Бог
Понимать, что Иисус есть Бог, необходимо по многим причинам. Он сам ясно сказал: “Я и Отец одно” (Ин. 10:30).
Далее Он говорит: “Прежде, нежели Авраам был, Я есмь” (Ин. 8:58). Таким образом, Иисус пришел из вечности. Он принадлежит вечности. Он вечно был Богом, вечно был Сыном.
Иисус Сам заявил, что пребывал в славе Отца до того, как пришел на землю. “И ныне прославь Меня ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у тебя прежде бытия мира... потому что Ты возлюбил Меня прежде основания мира” (Ин. 17:5,24). Неоднократно Иисус повторяет о Своем вечном существовании “в лоне Отца”, прежде творения мира, прежде Своего рождения как человека.
Иисус вечен, имеет ту же сущность, что и Отец, будучи столь же Богом, как и Отец, обладает теми же атрибутами и свойствами. Он рожден, а не сотворен. Таким образом мы видим, что Библия четко представляет Его нам как Бога, не как идола или полубога (как утверждают Свидетели Иеговы), но как “Бог от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу” (Никейское исповедание веры, 325 г.).
Признать вечную Божественность Христа важнее, чем может казаться. Если Он не Бог, то не может и спасти нас. Сам же человек не может спасти себя. Только Богу это возможно. Поэтому Бог Сам явился на землю как Сын и совершил то, что для нас было невозможно. Иисус, рожденный Марией, был зачат Святым Духом. Он был на сто процентов Бог и на сто процентов человек, а не наполовину Бог и наполовину человек. но настоящий Бог и настоящий человек. Он был “Богом, пришедшим во плоти” - воплощенным Богом. Он был Сыном Божьим и Сыном Человеческим.
Необычный человек
Как триединство Бога есть чудо, так и Его воплощение в человеке. Иисус Бог и Человек одновременно - это удивительное чудо. Каким образом произошла эта “диффузия” между вечным Богом и смертным человеком - знает только Бог, но это факт. В послании к Колоссянам 2:9 это выражено так: “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. Во Христе Бог стал человеком! Понять, что Иисус Христос - истинный реальный человек, так же важно, как и понимать, что Он вечное Божество. Он облекся плотью, родившись от Девы Марии. В 1 Тим. 2:5 сказано: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком - Человек Иисус Христос”. “Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего (Единородного), Которыйродился от жены,подчинился закону...” (Гал. 4:4). “И Слово стало плотию и обитало с нами...”(Ин. 1:14).
Как человек Иисус родился в Вифлееме от девы по имени Мария. Его спеленали и положили в ясли. Он вырос в городе Назарете, где муж Марии, Иосиф, работал плотником, и этот Иосиф был земным отцом Иисусу. В двенадцать лет Иисус уже знал о Своем Небесном Отце. Когда Его нашли в храме. Он сказал родителям: “Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” (Лука 2:49).
Иисус “подчинился закону” (Гал. 4:4). Родители совершили над Ним обряд обрезания и принесли за Него жертву. Двенадцати лет Он пришел в храм на “Bar mityo” - обряд, знаменующий признание общиной подростка как полноправного в общине, по субботам Он посещал с родителями синагогу. Став взрослым, Он жил, как жили другие люди. Он ел, пил, спал, плакал и радовался, потел, уставал, испытывал жажду, огорчался и гневался. Он во всем был подобен человеку, кроме одного: в Нем не было греха (Евр. 4:15).
В Евр. 2:14 говорится: “Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные...”. Иисус был настоящим человеком, а не полубогом. Он чувствовал, переживал, пробовал, думал, даже был искушаем во всем, как и мы, но вНем не было греха. “Он должен был во всем уподобиться братиям” (Евр. 2:17).
Тем не менее, Он был особенным. Он ни разу не согрешил. “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1:5). Сам Иисус сказал: “Уже не много Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин. 14:30). Фарисеи не могли найти ни одного случая, когда Иисус сделал бы злое дело. Он сказал им:
Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.
Ин. 10:32-33
Зачат от Святого Духа
Иисус был обычным человеком, но все же особенным. Чем же Он отличался от других людей? Тем, что был “зачат от Святого Духа, рожден девой Марией”. Как сверхъестественное зачатие, так и рождение от девы являются краеугольными камнями христианской веры. Эти утверждения подвергаются атакам, но Библия ясно выражает, что это так.
Разве так уж важно придерживаться веры в непорочное зачатие? Да, и на это есть две причины.
Во-первых, так утверждает Библия. Более того, она заранее предсказала рождение от девы.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в голу.
Быт. 3:15
Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Ис. 7:14
Библия описывает и зачатие, и рождение как сверхъестественное чудо.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чтобы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как это будет, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божьим.
Лука 1:26-35
Второй причиной было то, что через непорочное зачатие Иисус не был причастен ко греху, пронизавшему и осквернившему человечество после грехопадения и передающегося по наследству от поколения к поколению - наследный грех. В Библии ясно говорится, что Иосиф не прикасался к Марии прежде рождения Иисуса. Таким образом, Евангелия утверждают, что и зачатие, и рождение Иисуса сверхъестественны. В Послании к Филиппийпам 2:7 сказано, что Иисус “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек”.
Итак, Иисус в равной степени истинный Бог и истинный человек. По Своей Божественной природе Он вечен, как человек - Он родился в Вифлееме от Девы Марии.
Вечный союз
Иисус принял образ человека по трем следующим причинам:
1. Чтобы отождествить Себя с человеком и показать, каким должен быть человек на самом деле. Таким образом, Он восстановил первоначальный образ человека. Гладя на Иисуса, знаешь, каким должен быть истинный Божий человек, созданный по образу Божьему, как он должен думать и поступать. Прежде всего во Христе Иисусе мы впервые видим истинного человека.
2. Чтобы показать человечеству, каков Сам Бог. Иисус - Бог, пришедший во плоти, лицо Христа сияет славой Божьей. В 2 Кор. 4:6 сказано:
“...дабы просветить нас познанием славы Божьей в лиие Иисуса Христа”. В Послании к Евреям 1:3 об Иисусе сказано: “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его...” А в Евангелии от Иоанна 1:14: “Слово стало плотию... полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца”. Через Иисуса Бог показывает нам, кто Он в действительности.
3. Чтобы как человеку, представителю всего человечества, понести наказание за грех вместо нас, поскольку только человек может быть наказан за человеческий грех. Как не имевший в Себе греха человек Иисус смог взять на Себя грехи всех грешных людей, умереть вместо них и после воскреснуть. Таким образом. Бог смог Сам расплатиться за греховного человека. Именно для этого Иисус должен был быть Богом и человеком одновременно. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в главе о примирении с Богом.
В Иисусе Христе воплотилось одновременно и Божественное, и человеческое, без того чтобы смешиваться друг с другом или изменять друг друга. Дело не обстояло таким образом, что Иисус иногда был человеком, а иногда Богом. Божественная натура не смешивалась с человеческой, а человеческая с Божественной. Они не растворяются в соединении друг с другом, но действуют совместно. И эти две натуры никогда больше не разъединятся.
После воскресения, вознесения на небо, восхищения церкви, после возникновения новых неба и земли. Иисус вечно останется тем же - Богочеловеком, Сыном Человеческим. Он будет облечен в воскресшее прославленное тело, и это тело Он сохранит вечно. Откровение 1:12-18 дает нам описание прославленного Христа, с телом, головой, лицом, глазами, волосами, торсом, ногами и руками.
Иисус, вечный Бог, навечно принял образ человека. После воскресения Его тела и прославления Он во всей Своей славе воссел одесную Бога Отца, навеки соединив в Себе Божественную натуру и прославленное человеческое тело. Его божественность больше не ограничена Его человеческой стороной, но это соединение пребудет вечно.
Воистину, здесь скрыта “божественная тайна”, о которой говорится в 1 Тим. 3:16. Это то, чему будут удивляться, восхищаться, возносить и прославлять во веки веков: Иисус, истинный Бог, истинный Человек, Божий Сын, Сын Человеческий!
Служение Иисуса
Помимо божественности Иисуса и Его человеческой природы. Библия говорит о Его служении и о пророчествах, которые Он исполнит.
/. Иисус был Пророком
Моисей предрекал приход пророка, похожего на него самого (Втор. 18:18-19). Как пророк Иисус:
- учил и проповедовал закон в форме Нагорной проповеди (Матф. гл. 5 - 7);
- предсказывал будущее (Матф. гл. 24 - 25);
- восставал против неправедности, например, в случаях обличения фарисеев (Матф. гл. 23) или в случае очищения храма (Матф. 21:12-13);
- двигался в дарах Духа, в пророческом духе и помазании, для того чтобы служить и помогать людям в их различных проблемах и нуждах.
2. Иисус был Первосвященником (Евр. 3:1)
В Псалме 109:4 и Евр. 5:6 Иисус назван священником “по чину Мелхиседека”, то есть Первосвященником. Служение первосвященника заключалось в посредничестве между человеком и Богом, приношении жертв, молитвах за народ и благословении народа. Иисус как Первосвященник исполнял следующие служения:
- Посредника (Левит 4:16-20; 1 Тим. 2:5);
- Жертвы. Иисус принес жертву за грех и одновременно Сам был жертвой. Поэтому Он и примиритель, и искупитель, и спаситель;
- Ходатая (Евр. 7:24-25; Римл. 8:34).
- Благословителя (Лука 24:50-51).
3. Иисус нашЦарь
Титул царя в Библии соответствует понятию Мессия - “Помазанник”. Над пророком, первосвященником и царем совершали обряд помазания оливковым маслом, во время которого Святой Дух сходил на них для их служения. А термин “помазанник” употреблялся часто вместо слова “царь”.
При вступлении на служение Иисус был помазан Святым Духом в момент, когда Иоанн Креститель крестил Его в Иордане (Марк 1:9-11). После этого народ задумался, не Иисус ли тот Мессия, Царь, обещанный пророками. Они смешивали пророчества Ветхого Завета со своими ожиданиями и мечтами сбросить римское рабство.
В начале Иисус никак не реагировал на их вопрос, но, находясь в Кесарии Филипповой, Он впервые спросил учеников, кем считает Его народ и они сами. Петр ответил за всех: “Ты Мессия, Сын Бога живого” (Матф. 16:16). Иисус не стал отрицать этого мнения и сказал: “Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах”.
Мессия имеет царство, и знаменательно, что Иисус сразу после этого начинает говорить о церкви:
И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Матф. 16:18-19
Это одно из немногих мест Писания, где вообще упоминается о Церкви (хотя она еще и не существовала), и говорится о ней в связи с титулом Иисуса-Мессии. Здесь же впервые Иисус предстает перед нами как Мессия.
Когда Понтий Пилат спросил Иисуса, царь ли Он, Иисус ответил ему: “Царство Мое не от мира сего” (Ин. 18:36). Весь вопрос о покарании Иисуса сводился к тому, претендовал ли Он на то, чтобы быть царем иудейским, то есть бунтовал ли против Рима. Как религиозные власти (синедрион), так и светская власть (Ирод), и власть оккупантов (Пилат), задают Ему один и тот же вопрос, имея различные интересы: “Ты ли Мессия?..”
Иисус отвечает: “Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божьей” (Лука 22:69). Другими словами, Иисус подтверждает, что Он Царь и Тот самый Сын Человеческий, который, согласно Даниилу, разрушит все земные царства и будет править Царством Божиим, после того как все будет восстановлено (Дан. 9:13-14, 2:44).
Слуга и Царь
Итак, Иисус есть Мессия,
- страдающий слуга Господний (Ис. 53), который сначала должен прийти в уничижении,
- Царь Церкви, ее Господин и глава,
- Царь грядущего Царства Небесного, когда все будет восстановлено.
Иногда царское достоинство Иисуса выражают следующим образом: “Он Царь царства власти, благодати и славы”.
Царство власти - Он правит над существующим ныне мировым порядком, которому скоро наступит конец (Матф. 28:18).
Царство благодати - Он Царь над Церковью, которая есть в этом мире, царстве власти, но не от этого мира (Ин. 18:36; Матф. 16:16-18).
Царство славы - однажды как царству мира, так и царству благодати наступит конец, и слава Божия покроет все (Откр. 7:10, 15:3, 22:1). Во всей полноте царственное достоинство Иисуса проявится именно в Царстве славы. В послании к Колоссянам 3:4 говорится: “Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе”. А в Евангелии от Матфея 13:43: “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их”.
Не простая фамилия
Иисус Христос - Царь. Таково значение еврейского титула Мессия - Помазанник. На греческий язык “Мессия” переводится как “Христос”. Мессия и Христос - это тот же титул на разных языках.
По-еврейски Его зовут Yeshua ha Mashiah, по-гречески - Iesos Christous.
Иногда мы забываем о значении слова Христос и думаем, что его значение вовсе не важно, воспринимая его как нечто вроде фамилии. Но это титул, указывающий на служение Иисуса. Иисус - Помазанный Царь.
- Он родился царем, и при рождении Его прославляли ангелы: “Спаситель, Который есть Христос (Мессия) Господь” (Лука 2:11) и мудрецы: “Где родившийся Царь иудейский?” (Матф. 1:1-11).
- Он не отрицал Своего титула Мессии, когда ученики называли Его так (Матф. 16:16-18).
- Он не отрекался от звания Мессии, когда Его допрашивали синедрион. Ирод и Понтий Пилат.
- Он воссел по воскресении одесную Отца, имея всю власть на небесах и на земле.
Он придет обратно на землю во славе как правящий властитель Царь. До этого Христом и Господом Его называла церковь. Поэтому слова Пилата в Евангелии от Иоанна 18:37 хорошо подходят Иисусу: “Итак, Ты Царь?”
Пневматология - учение о Духе
Библия открыла нам, что Бог триедин. Многих это всегда удивляло, неверующие относятся к этому утверждению с презрением, но для нас в триединстве Бога заключается удивительное откровение. В первые столетия истории Церкви не прекращались дебаты и споры как по вопросу христологии - учении о том, что Иисус Сын Божий одновременно является полноценным Богом и полноценным Человеком, - так и по вопросу триединства Бога. Мы никогда не сможем своим ограниченным умом до конца понять триединство, да в этом и нет необходимости. Достаточно верить, что Библия права, когда учит о триединстве, и наслаждаться откровением и общением с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Афанасийское исповедание веры формулирует это так:
“Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в трех лицах и трем лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем эти лица и не разрываем Божественной сущности. Первое из них - личность Отца, второе - личность Сына и третье - личность Святого Духа.Но Отец, иСын, и Святой Дух - одно единое Божество, равноценное в славе и вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух”.
“Так и. Отец Бог, Сын Бог и Святой Дух Бог, не три Бога, а один Бог”.
“Отец не сделан, и не сотворен, и не рожден, Сын есть от Отца и только от Отца - не сотворен и не сделан, - но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына - не сотворен и не сделан или рожден, но послан.
Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И среди этих трех лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не больший и не один не меньший, но все три лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, трем лицам должно поклоняться как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем лицам”.
Как мы говорили во второй главе, триединство ясно утверждено в Библии. Иисус сказал ученикам в великом поручение: “Итак идите, научите все народы, крестя ихво имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф. 28:19).
Бог есть чудный, славный Бог, Он приходит к нам как Отец - Творец, Сын - Примиритель и Святой Дух - Даятель жизни. В то же время примирение дается Отцом, жизнь Сыном и Дух участвует в творении. Бог делает, что хочет, как хочет и когда хочет. Когда человек размышляет над сущностью и свойствами Господа, его сердце начинает переполняться преданностью Богу и прославлением, и вместе с Павлом он говорит:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь.
Римл. 11:33-36
Действует в истории
Святой Дух - это та личность триединства, относительно которой люди чаще всего заблуждаются. Прежде всего необходимо уяснить себе, что Святой Дух - личность. Иисус говорил о Нем “Он”, а не “Это”. Он сказал: “Дух истины, Которого мир не может принять, ибо не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибоОн с вами пребывает и в вас будет” (Ин. 14:17).
У Святого Духа много различных возможностей действовать, много задач, которые нужно решать, и много способов проявлять Себя. И во всем этом Он есть в всегда будет Богом Святым Духом.
Важно также понимать, что Он существовал еще до дня Пятидесятницы. Он действовал на земле со времен творения: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной; и Дух Божий носился над водой” (Быт. 1:2).
Святой Дух открывался людям различным образом через все времена Ветхого Завета, еще до того как проявил Себя в день Пятидесятницы и излился на “всякую плоть”. Хотя с этого момента именно Он трудится в нас и через церковь, знаменуя этим так называемые “времена Духа”.
Начиная с рассказа об этом дне, Библия все полнее раскрывает перед верующими образ Духа. Знать и понимать Духа так же важно, как знать и понимать Отца и Сына. Через познание Святого Духа, Его личности и действий, все, что есть и делает Отец, все, что есть и делает Сын, становится живым и наглядным. Эта способность и задача Святого Духа все делать живым и увлекательным, потрясающа. Он Сам есть Божественная способность совершать чудеса и сверхъестественная мудрость в каждом верующем.
Наш Помощник
Мы знаем Святого Духа как личность и знаем Его дела. Давайте сначала рассмотрим Его личность. Она, как и Его особенность, раскрывается нам через Его имя. Его называют:
1. Дух (Ин. 3:6.8),
2. Божий Дух (1 Кор. 3:16),
3. Дух Господень (Ис. 11:2),
4. Дух Христов (Римл. 8:9),
5. Дух Иисуса Христа (Филипп. 1:19),
6. Дух Иисуса (Деян. 16:7),
7. Дух Сына Божьего (Гал. 4:6),
8. Святой Дух (Лука 11:13),
9. Дух истины (Ин. 14:17),
10. Дух жизни (Римл. 8:2),
11. Дух благодати (Евр. 10:29),
12. Дух славы (1 Петра 4:14),
13. Помощник или Утешитель (Ин. 14:26)
У Святого Духа множество различных задач. О них можно судить по словам Иисуса, записанным в Ин. 15:26, когда Он говорит о Святом Духе как об Утешителе - parakletos. Это слово переводится с греческого как “помощник, посредник, утешитель”, другими словами - тот, кто призван стоять на нашей стороне. Тот, кто готов действовать вместе с нами, участвовать в наших делах, помогать нам, когда мы в этом нуждаемся.
Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне.
Ин. 16:26
Свидетельствовать об Иисусе - первейшая задача Духа Святого, прежде всего другого и особенно в век церкви, который является особенным образом веком Святого Духа.
Святой Дух явил Себя в сотворении мира. Он участвовал в нем, Он творил (Быт. 1:2). Святой Дух также явил Себя над Израилем - избранны народом Божьи. В Ветхом Завете Он сходил в особенности на три служения: пророка, царя и священника.
Когда во времена Ветхого Завета хотели услышать слова от Бога, то нужно было идти к кому-нибудь из этих трех. Они были помазаны елеем, внешний знак того, что Божий Дух был с ними, и через них Бог говорил Своим Духом.
1. Пророк
В Деяниях апостолов 28:25 говорится: “...хорошо Дух Святый сказал вашим отцам, через пророка Исайю...”
2. Царь
Во второй книге Царств 23:1-2 о Давиде сказано: “Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилем: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня”.
3. Священник
В книге Левит 8:10-12 говорится: “И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и помазал жертвенник и все принадлежности его, и умывальнииу и подножие ее, чтобы освятить их. И возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтобы