Один Отец, один Сын и один Святой Дух

Со времени зарождения церкви никто не описал лучше то, чему учит Библия о триединстве, чем это было сделано в “Афанасийском исповедании веры”:

“...мы поклоняемся единому Богу в трех лицах и трем лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем эти лица и не разрываем Божественной сущности. Ибо мы, как требует того христианская истина, признаем каждое лицо и Богом, и Господом, также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не сделан, и не сотворен, и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца - не сотворен и не сделан, но рожден.

Святой Дух есть от Отца и Сына - не сотворен и не сделан или рожден, но послан.

Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И среди этих трех лиц ни один не первый и ни один не последний, но все три лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во все этом, как сказано, всем трем лицам поклоняться как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем лицам”.

Единый, невидимый, всемогущий, триединый Бог открывает Себя людям так, чтобы они могли понять Его, общаться с Ним, принимать Его и следовать Ему. Все это Он дал нам в Писании и в Иисусе Христе.

В скобках нужно заметить, что некоторые теологи-феминисты восстают против того, что Бог может быть “Отцом”. Несомненно, что в Боге сосуществуют мужские и женские качества. Правда и то, что когда Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, он имел в виду и мужчину и женщину. Тем не менее, Библия называет Бога “Отче наш” и “Господь”, Иисус тоже говорит о Своем Отце. Поэтому называть Бога “Матерью” есть чистое богохульство и совершенное злоупотребление Библией. Это означает введение божества “Нью-Эйдж” вместо библейского Бога.

Свойства Бога

Каковы же тогда Божественные атрибуты и свойства? Исайя говорит:

Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите. Кто сотворил их? Кто выводит воинства их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

Ис. 40:18,26

Теперь назовем некоторые из качеств Бога, которые открываются нам через Библию, все они показывают нам Бога с той или иной стороны.

Прежде всего Библия утверждает, что Бог есть Дух. В Евангелии от Иоанна 4:24 сказано: “Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”.

Во-вторых, Бог существует Сам в Себе. В том же Евангелии 5:26 сказано: “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе”.

В-третьих, Бог вечен и неизменен: “Ибо я Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожитесь” (Мал. 3:16; см. также Иак. 1:17).

Далее я привожу еще несколько характеристик Бога.

Бог всемогущ

Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен.

Быт. 17:1

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

Отк. 19:6

Всемогущество Бога относится ко всему триединству. Поэтому Иисус говорил: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Матф. 28:28). Всемогущество Бога все же не означает, чтоОнделает все, что угодно, когда и как угодно. Он действует в соответствии со Своим характером, Своими решениями и целями, Своей волей. Своим Словом и Своими обещаниями.

В Божьей воле и решениях существуют огра­ничения. Когда физически сильный человек ест или смотрит телевизор, он не поднимает в воздух ни стол, ни телевизор, даже если он мог бы это сделать. Бог, как и всякая другая сильная личность, не всегда демонстрирует Свою силу, хотя и мог бы это сделать.

Божье всемогущество согласуется с Его вечными целями, поэтому иногда нам кажется, что Он не всемогущий. Но если на все смотреть с Божьей точки зрения, с Его вечной перспективы, тогда понимаешь Его вечные планы и задачи и убеждаешься в том, что Бог все держит под контролем.

Бог всегда прав

Божье всемогущество среди прочего проявляется

1. Творении: “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1);

2. Поддержании всего существующего.Все, что Бог сотворил. Он держит всемогуществом Своей силы. “Он повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф. 5:45). “И Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:17);

3. Бог распоряжается судьбами наций. “Да будет благословенно имя Господа от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным” (Дан. 2:20-21).

Бог активно контролирует все нации на земле. Это вовсе не означает, что Он несет ответственность за каждое отдельное событие и индивидуальные взгляды и действия людей. Людям ведь дана свобода, и они могут нарушать Божьи заповеди и жить, бунтуя против Него.

Но в конце всегда оказывается, что Бог прав, Его воля одерживает верх, и задуманное Им исполняется. В послании к Римлянам 11:33,36 сказано: “О! бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь”.

2. Бог вездесущ

Бог присутствует повсюду.

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Пс. 138:7-10

... хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем...

Деян. 17:27-28

Бог всезнающ

Бог знает все, чувствует все и понимает все.

Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Пс. 138:1-4

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет.

Евр. 4:13

Бог свят

Ибо Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я Господь выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.

Левит 11:44-45

И взывали они друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его.

Ис. 6:3

Бог свят. Это значит, что Он чист, ослепительно чист, абсолютно чист. Это значит также, что Он отделен. Никто не приближается и не прикасается к Нему. Это значит также, что Он высоконрав­ственный и безупречный, не запятнан ничем низким и нечистым.

Святость в форме отделенности означает посвященность, преданность благородной цели, освобожденность от нечистого и такого, что могло бы осквернить, помешать и испортить. У Бога нет проблем с этим, и когда Его святость дается людям, они тоже освобождаются от этого. В Первом Послании Петра 1:14-16 говорится:

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех

поступках; ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”.

5. Бог праведен

Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен.

Втор. 32:4

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

2 Кор. 5:21

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...

Римл. 3:21-22

То, что Бог праведен, значит, что Он абсолютно справедлив. Он никогда не ошибается и никогда не судит и не обращается с кем-либо неправильно. Из этого следует, что существует суд, в котором Он - Судья. Он судит человеческие поступки, мысли и сердца. Он - вечный Бог и творец Вселенной, имеет право судить Свое творение, и все Его суды справедливы. “Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня... Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина” (Пс. 118:75,137-138).

Когда люди смотрят на все несправедливости мира, у некоторых возникает желание обвинить Бога в несправедливости и равнодушии. Но при этом они забывают о существовании дьявола, греха и действительности зла. Они забывают также о бунте человека против Бога, свободе его воли и моральной ответственности.

Достаточно констатировать, что Бог справедлив, и когда все Его цели будут достигнуты и намерения

исполнены, совершится и Его суд совершенный, праведный и справедливый.

Бог есть истина

Бог не лжец. Он не предает ни словами, ни делами. Нет неверности ни в Его натуре, ни в Его делах. Все, что Он сделал и что открыл, - истинно и достойно доверия. Поскольку Библия есть Его Слово, мы можем верить Писаниям. На Его откровения мы можем положиться. Поскольку Он истинен. Он также верен. Он исполняет то, что обещал, и делает то, что сказал. “Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам...” (Втор. 29:29). В характере Бога нет ничего иного, чем то, что Он открыл нам.

Иногда теологи говорят о “скрытом Боге”, имея в виду, что Он привязал к Своему Слову нас, но не Самого Себя. Имеют в виду, что Он втайне есть нечто другое, чем то, что Он открыл нам. Это нелогично! Бог больше того, что явлено в Писании, так же, как человек гораздо больше, чем передает его фотография, но Бог не двуличен. Тот, кто понимает, что Бог - это Бог завета, о чем мы поговорим позднее, понимает также, что Он на самом деле связал Себя Своим Словом и Своими обещаниями. Он именно такой, каким открыл Себя.

В книге Чисел 23:19 сказано: “Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”

Некоторые считают, что утверждение о том, что Бог не может лгать, означает ограниченность Его всемогущества. Но такое утверждение неправильно и возникает из-за незнания Бога.

Когда Слово Божье утверждает, что Бог не может лгать, имеется в виду не Его сила и возможности, но Его мораль, характер и качества Его личности. Совершенно чуждо Его сущности и характеру лгать, для Него это совершенно невозможно. Недаром Иисус говорит: “Я есть путь, истина и жизнь...” (Ин. 14:6). Он говорит, что Он не просто знает истину, но что Он Сам есть истина: “...и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32).

7. Бог есть любовь

В первом Послании Иоанна 4:8 говорится, что Бог не только полон любви, но что Он Сам есть любовь: “Бог есть любовь”. Это значит, что любовь - это свойство, мотивирующий фактор, духовная субстанция и ядро Божьего существа. Это значит также, что Бог открывает, дает определение и показывает нам, что такое любовь на самом деле. Греческое слово, используемое в Библии в значении Божьей любви, - agape - означает дающую, жертвующую себя любовь, в противовес eros, означающую человеческую, чаще всего эгоистичную и потребительскую любовь.

Понятие “любовь” является в мире выражением набожным, но часто полностью превратно понимается и совсем не соответствует библейскому понятию. Говорить, что Бог любит всех, не объясняя, что Божия любовь включает в себя, может значить что угодно. Это может означать, что Он сквозь пальцы смотрит на грех, бунт, самоправедность, жалость к самому себе, мирской характер и гордость. Но ничто из перечисленного Бог не любит и ни с чем не смиряется.

Прежде всего любовь Бога всегда связана с праведностью. Божья любовь никогда не нарушает законов, которые Он Сам установил.

Во-вторых, Божья любовь связана со святостью. Она не бывает эгоистична или нечиста.

В-третьих, любовь Бога связана с истиной. Любовь Бога никогда не обходит стороной истину, не скрывает ее и не пренебрегает ею. Божья любовь - это поток, несущий истину, какой бы досадной она ни казалась на данный момент.

Еще одним предрассудком о Божьей любви является утверждение, что Бог Ветхого Завета - грозный Судья, а Бог Нового - милосерден и любвеобилен. Это совершенно неправильно!

Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленное всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим...

Втор. 7:7-8

Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе Свое благоволение. Я снова устрою тебя...

Иер. 31:3-4

Также ошибочно считать, что в Ветхом Завете есть только суд, как и то, что в Новом Завете только благодать. В послании к Евреям, например, сказано: “Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает... Страшно впасть в руки Бога живого” (Евр. 12:6; 10:31). Благодать Нового Завета не является слабой, и Божьи суды появляются в Новом Завете тоже.

Наши рекомендации