Разум может приводить к заблуждению

Третий авторитет, соперничающий с Божьим Словом, - это человеческий разум. Его можно назвать рационалистическим суеверием. Рассудоч­ное мышление рационализма превозносит человеческий интеллект, обожествляя его, поднимая на уровень наивысшего авторитета. Если традиционализм говорит: “Так мы никогда раньше не поступали”, то рационализм говорит: “Я в это не верю, потому что я этого не понимаю”.

Бог дал человеку разум, чтобы тот был способен отражать, анализировать, оценивать, исследовать и развивать. Интеллект человека имеет потрясающие возможности, но в то же время он недостаточен и ограничен. Когда Иов ставил под вопрос действия Бога, Тот ответил ему: “Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь” (Иов 38:4).

Превращать человеческий разум в божество, судью и авторитет - значит создавать себе идола. Судя и критикуя Бога, Его Слово, планы и действия на основании своего ограниченного опыта, человек впадает в полное заблуждение.

Во многих частях света этот извращенный рационализм привел к критике, подвергающей сомнению Библию, исходя из совершенно ошибочных предпосылок, а именно: с позиций мирского секуляризированного мышления. Все, что выглядело слишком невероятным и сверхъес­тественным, было выброшено, после чего осталась только водянистая, безвкусная похлебка нравоуче­ния. Но если христианин верит в то, что Иисус совершал чудеса, он верит в это не потому, что так всегда утверждали традиции или его разум может допустить это, но потому, что так говорит Писание. Бог сказал в Своем Слове, и, значит, это истинно, как бы нереально, фантастически это ни звучало для мирского, оторванного от Бога человека. В Первом Послании к Коринфянам Павел говорит:

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия... Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Кор. 1:17,20-21

Мудрость без Бога - глупость. Божественная же мудрость может казаться глупостью в глазах мира, но она имеет силу спасать, потому что это истина. Это подводит нас к разговору о так называемом взгляде на Библию. Когда спрашивают: “Как ты смотришь на Библию?” - на самом деле имеют в виду: “Что является для тебя авторитетом? Традиционализм, или рационализм, или Библия?”

Через все движения пробуждения со времен рождения церкви до наших дней всегда верили в то, что реформация подняла и сформулировала, а именно: “Писания и ничто иное!” Слово Божье истинно, действенно, авторитетно. Этого доста­точно!

Задача Библии - привести ко спасению

Говоря о Библии таким образом, важно понять назначение Библии. Это не детальное описание молекулярной взаимосвязи в процессе творения. Напротив, ее задача - дать общую картину и объяснить Божий план спасения, доступный пониманию всех людей любого возраста, всех времен и культур, чтобы они могли познать истину и спастись.

Во 2 Тим. 3:16-17 сказано: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. Таким образом, задача Библии - формировать зрелого Божьего человека. Вместе с этим необходимо признать, что Святой Дух направлял писателей Библии, чтобы они писали ее именно так, как они это сделали.

Писание, таким образом, достаточно. Оно имеет также единство. Несмотря на то, что различные авторы на протяжении долгого времени записывали получаемое ими от Бога, есть единая тема, пронизывающая всю Библию: спасение и искупление. За плечом каждого автора стоял единый автор - Святой Дух.

Библия, кроме того, ясная книга, а не заумная и запутанная. Она дает четкое понятие о спасении. Каждое отдельное место Писания связанно с общей темой Библии в целом - историей спасения, так что она дает именно ту картину, которая нужна, чтобы человек мог спастись.

Водимые Святым Духом авторы

Как мы только что читали во 2 Тим. 3:16, Библия дана нам Богом, другими словами - вдохновлена Им. Это очень важно понять. Писали Библию люди, но они были водимы Богом, когда они это делали. Во 2 Петра 1:21 говорится: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым”.

Писавшие Библию находились под водитель­ством Святого Духа. Это были люди с различным происхождением, воспитанием, характером и интересами. Среди них - царь Давид и пастух Амос, государственный деятель в Вавилоне Даниил и еврейский рыбак Петр. Характерным для каждого стилем они записывали то, что давал им Бог. Это было записано и сохранено, и сегодня мы имеем это в Библии.

Мы должны констатировать, что Библия ясно утверждает: все, что говорит Бог, - истина. Иисус Сам говорит о Себе: “Я есть путь, истина и жизнь” (Ин. 14:6).Все авторы Библии и верующие во все времена исходили из того, что Бог говорит только истину.

Иисус говорит: “Слово Твое - истина” (Ин. 17:17). Давид говорит: “Откровение Господа верно... повеления Господа праведны... суды Господни - истина, все праведны” (Пс. 18:8-10);

“...все заповеди Твои истина” (Пс. 118:151); “основ­ание слова Твоего истинно” (Пс. 118:160).

Нет никакого сомнения в том, что авторы Библии считали все, записанное ими, вдохновленным и данным Богом, исторически и морально верным. Цитируя Библию своего времени - Ветхий Завет, - Иисус говорит о персонажах и местах действия как о реально существовавших. Для Иисуса, Божьего Сына, они были фактами, а не мифами или выдумками.

В разные времена Библия подвергалась жестокой критике с нехристианских, мирских позиций. Даже если нападки были со стороны “христианских” теологов, их истоки всегда лежали в чуждых Библии сферах. Для Иисуса, апостолов и первоапостольской церкви было ясно как день, что Писания истинны и достоверны как с исторической, так и с моральной точки зрения.

Вдохновение Библии

Каким же образом пришло вдохновение? Как приходило откровение к людям?

Прежде всего, Святой Дух воздействовал на пишущих. Бог сказал Иеремии: “Вот, Я вложил слова Мои в уста твои” (Иер. 1:9). Давид свидетельствует: “Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня” (2 Цар. 23:2).

Эти-то слова, которые часто были пророче­ствами о будущем, и записывали пророки. Эта запись пророчеств также происходила под вдохно­вением Божьего Духа. Моисею, Исайе, Иеремии и другим Бог говорил четко: “Напиши все слова сии, которые Я говорил тебе, в книгу” (Иер. 30:2;

Исх. 17:14; Ис. 30:8).

После того, как слова были записаны. Бог следил за тем, чтобы они не были извращены и не потерялись. Вот что Господь сказал Иеремии: “Ты верно видишь - ибо Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось” (Иер. 1:12). Бог охраняет Свои Слова на пути от Своего сердца к сердцу человека. Для чего? Вот что Бог говорит в Ис. 55:10-11:

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Вот несколько примеров того, что Библия говорит сама о себе:

1. Бог сотворил небо и землю Своим Словом (Быт. 1:1-3).

2. Божье Слово живо (Евр. 4:12).

3. Божье Слово держит все творение (Евр. 1:3).

4. Божье Слово есть жизнь (Ин. 6:63).

5. Божье Слово дает спасение, освобождение и исцеление (Пс. 106:19,20).

6. Божье Слово дает свет и указывает путь (Пс. 118:105)

7. Божье Слово дает рождение свыше (1 Петра 1:23).

8. Божье Слово вселяет веру и обновляет разум (Римл. 10:17).

9. Божье Слово имеет огромную силу и подобно молоту, сокрушающему скалы (Иер. 23:29).

10. Божье Слово подобно семени, приносящему в тридцать, шестьдесят и сто раз больше, чем посеяно (Марк 4:20).

Так как Слово Божье есть меч духа, оно является опасным оружием против врага - сатаны (Евр. 4:12). Этим объясняется, почему Библия повсюду вызывает противоречия и почему люди стараются избегать ее, извращая и всячески объясняя ее содержание. Чаще всего это делается путем ссылок на различные взгляды на Библию или попыткой упразднить ее вдохновение. Поэтому важно понимать, что это значит, что Слово Божье написано по вдохновению.

Говоря о вдохновении Библии, мы имеем в виду следующее:

Используя личные качества тех, кто писал Библию, их литературный стиль, особенности исторической эпохи. Бог Духом Святым зорко следил за тем, чтобы Божье откровение человечеству было записано словами и без ошибок в оригинальном тексте.

Что это означает? Прежде всего две вещи.

Во-первых, когда Бог касался авторов, они не превращались в заводных медиумов. Он действовал Духом Своим через их различные характерные качества.

Во-вторых, вдохновение означало тщательное исследование источников. Примером этому может служить евангелист Лука, который писал:

...рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Лука 1:3,4

Другими словами, Библия состоит из тщательно сформулированного учения, записанного последо­вательно, в надлежащем порядке так, что читатель может видеть, насколько все достоверно. Лука, например, работал иначе, чем Иоанн, но оба получили слово Божье через вдохновение Духа Святого.

Иногда, отрицая богодухновенность Библии, утверждают, что только ее общее содержание написано по откровению свыше, а не каждое слово. Такое утверждение ошибочно по нескольким причинам.

1. Люди не могут передавать мысли без помощи слов.

2. Часто Библия учит, опираясь на какое-нибудь одно слово. Например, в Послании к Галатам (3:16) Павел развивает свою мысль на основа­нии слова “семя”. А в 1 Кор. 2:13 он говорит:

“Что и возвещаем вам не от человеческой мудрости изученными словами, ноизученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным”. Так что каждое отдельное слово в Библии дано Богом. Иначе как нам знать, когда отдельное слово важно, а когда нет?

3. В таком случае люди становятся судьями Божьего Слова, а не наоборот, как должно быть: Слово Божье судит людей. Некоторые теологи утверждают, что Библия не является Божьим Словом, но включает в себя слова Бога. Это коварное и опасное утверждение.

Некоторые люди берут на себя смелость самонадеянно решать, что в Библии является Божьим словом, а что нет. Это порождает, в свою очередь, ряд проблем:

а) не Бог, а я сам решаю, что сказал Бог;

б) то, что я считаю Божьим словом, другие могут не принимать как Божье слово;

в) то, что сегодня признается Божьим Словом, завтра может им не быть.

Другими словами, все становится субъективным и относительным. На самом же деле Слово Божье объективно и непоколебимо для всех людей всех времен. Его Слово - это твердая скала, на которой можно строить здание (Матф. 7:24).

Иисус верил Библии

Как же относился к Библии Иисус? Нам не интересно, как судят о Библии различные церкви, религиозные традиции, движения и проповедники. Для нас важна точка зрения самой Библии и отношение к Писаниям Иисуса Христа.

Примерно десять процентов того, что говорил Иисус в течение дня, было цитатами из Ветхого Завета. Вот несколько примеров.

1. Когда сатана искушал Его в пустыне (Матф. 4:1-11).

2. Когда к Нему приступали фарисеи (Матф. 15:1-9).

3. Когда Он возражал противникам, исходя из отдельных слов Писания (Матф. 22:43-45).

4. Когда Его предали и схватили (Матф. 26:31).

5. Когда Он умирал на кресте (Матф. 27:46).

В Нагорной проповеди ясно видно, что Иисус исходил из того, что каждое слово и каждая буква в Писании полны значения. “Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Матф. 5:18). А о Своих собственных словах (которые записаны для нас в Новом Завете) Иисус говорит: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Матф. 24:35).

Когда бы Иисус ни говорил о персонаже, событии или пророческом высказывании в Ветхом Завете, Он всегда руководствовался тем, что сказанное в Библии есть истина. Он никогда не изменял Писания н не ставил их под сомнение. Никогда Он не сомневался в истинах или же в существовании того или иного персонажа, упомяну­того в Ветхом Завете. Об Адаме и Еве Иисус говорит как об исторических личностях, живших на земле в определенное время (Матф. 19:4; Марк 10:6). Здесь Иисус с большой смелостью цитирует книгу Бытия 1:27 и 2:24. Иисус говорит дальше об Авеле как о живом историческом персонаже (Матф. 23:36). В Евангелии от Луки 17:26-27 записаны Его слова о Ное, ковчеге, о том дне, “когда Ной вошел в ковчег”. Для Иисуса это был не миф и не легенда. Сын Божий признавал реальное существование Ноя, который построил огромный ковчег и в один исторический день вошел в него, чтобы спастись от потопа. Иисус также говорил о Лоте и о городах Содоме и Гоморре как об исторических фактах (Матф. 10:15, 11:24; Лука 17:29). Он далее говорил о царице Савской (Южной), посетившей Соломона (Матф - 12:42). Он говорил о пророке Ионе, не сомневаясь в том, что тому пришлось испытать “во чреве кита” (Матф. 12:40).

Иисус сказал: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:31-32). Иисус - Сын Божий. Он - Бог, “пришедший во плоти”, само Слово, ставшее плотью и обитавшее с нами (Ин. 1:14). Он есть Истина (Ин. 14:6), Его слова вечны (Матф. 24:35) и дают людям свободу (Ин. 8:32-32). Поэтому всему, что говорил Иисус, можно верить беспрекословно.

Некоторые утверждали, что Иисус говорил, возможно, истину о небесном, но был столь же несведущ о земном, как и люди того времени. Но в таком случае Иисуса, Сына Божьего, делают безнадежным лжецом, в свою очередь опутанным человеческими предрассудками. Но Он не был таким. Наоборот, Иисус говорил о земном:

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Ин. 3:12

Иисус был правдив, все Его слова достойны доверия. Он был полностью уверен в исторических и моральных истинах Ветхого Завета. Это видно по тому, как Он говорит о книгах Ветхого Завета. Он констатирует, что пять книг Моисея написаны Моисеем (Марк 10:4-5; Ин. 5:46-47; см. также Исх. 17:14). Он признавал как факт, что книга пророка Даниила написана самим Даниилом (Матф. 24:15). В Евангелии от Луки Иисус говорит, что вера в истинность Ветхого Завета является предпосылкой веры в чудеса (Лука 16:31). То, что Иисус подтверждает Свое воскресение Писаниями, показывает, что принятие Ветхого Завета имеет решающее значение (Лука 24:13-27,44).

Имея тот же взгляд на Библию, что и Иисус!

Почему это так важно? Потому что многие современные теологи пытаются отрицать истори­ческую достоверность мест, времен и действующих лиц, упомянутых в Библии, так же как и происхождение самих библейских книг. Иисус нимало не сомневался в том, что они ставят под сомнение или отрицают. Он, будучи Сам Словом, знал, как родились Писания. Он, будучи Истиной, знал, как Дух истины вдохновлял Библию. Иисус верил всему Божьему Слову, его авторитету и достоверности, и ты, как Его ученик, тоже можешь делать это. Ученики Иисуса, первая церковь и христианство через все времена имели тот же взгляд на Библию, что и Иисус.

Во все времена пробуждений и реформации христиане возвращались к Писаниям. Когда Иосия был царем Иудеи, храм находился в запустении и богослужения были забыты. Когда по его поручению в храме начались восстановительные работы, там были обнаружены книги закона. “И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем”. Узнав об этом и услышав Слово Господа из книги, царь Иосия начал реформацию всерьез (4 Цар. 22:8-13). То же самое происходило в Европе во времена реформации XVI века, когда Бог коснулся сердца Мартина Лютера и его сторонников, потому что они заново открыли для себя Библию, приняли Библию, начали проповедовать Библию и были послушны Библии.

То, что сегодня существуют некоторые мирские, отрицающие Бога теологи, получившие влияние через различные теологические семинары и учреждения, не имеет значения. Их слова канут в небытие, тогда как слова Иисуса и свидетельство Библии о себе останутся жить вечно: “...слова Мои не прейдут” (Матф. 24:35).

Проповедуя Евангелие, Павел говорил:

Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках.

Деян. 24:14

Для Павла верить всему, сказанному в Писаниях, было делом само собой разумеющимся. Это было для него его служение Богу. Поэтому он мог сказать:

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Римл. 15:4

Божье Слово вечно, ясно, четко и сильно и имеет в себе все необходимое для нашего спасения. Во Втором Послании Петра 1:4 сказано, что Богом “дарованы нам великие и драгоценные обетования (то есть Слово), дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”. Слово имеет огромную способность спасать, охранять, оберегать и развивать.

Слово, данное нам Богом в Библии, вдохновлено Божьим Духом: “...изрекали его святые Божий пророки, будучи движимы Духом Святым” (2 Петра 1:21). Слово твердо и достверно, поэтому Петр советует: “вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших” (2 Петра 1:19).

Никто не говорит, что все в Библии легкодоступ­но или что там нет проблем. Но она - Слово Божье! Когда верующий в своем сердце признает Иисуса Господом и доверяет Его Слову, Святой Дух обязательно объяснит ему Писание, раскрыв смысл написанного.

Принципы толкования Библии

Если ты хочешь быть верен Библии и ее собственной цели, ты не станешь читать и толковать ее как тебе угодно. В Библии заложены ее собственные принципы толкования, и, если эти принципы понимать и соблюдать, это придаст смысл и ясность сказанному в ней. Павел дает нам пример такого отношения, когда говорит: “И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете” (2 Кор. 1:13). В Библии нет тайного смысла, все, что мы в ней читаем, “есть именно это означает именно это, и будет именно то, что мы читаем”. Поэтому необходимо придерживаться того, что написано. Павел говорит:

Это, братия, приложил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

1 Кор. 4:6

Библия проста и доступна и может пояснить сама себя. Вот несколько принципов того, как следует читать и понимать ее.

1. Прежде всего необходимо исходить из того, что Библия авторитетна и истинна, чтобы понять, что она говорит. Мы должны, другими

словами, принять помыслы самой Библии, чтобы полностью понять ее послание.

2. Одно место писания поясняет другое, одно слово в Библии объясняет другое: “Основание слова Твоего истинно” (Пс. 118:160).

3. Каждое библейское слово имеет одно основное значение, но может иметь несколько приме­нений.

4. Буквальное значение - оно и есть верное. Оно обозначает именно то, что написано, и ничего иного тайного.

5. Переживания должно толковать в свете Слова, а не Слово в свете переживаний.

6. Первостепенная задача Библии заключается не в том, чтобы приумножить наши знания или удовлетворить наше любопытство, но чтобы изменить нашу жизнь. Таким образом. Святой Дух открывает истину тем, кто с безропотным сердцем стремится к послушанию Богу и изменению.

7. Каждому читающему необходима помощь Святого Духа для понимания Писаний.

8. Каждый человек сам имеет свободу, право и ответственность исследовать Слово и следовать ему в соответствии со своей совестью, осве­щенной Святым Духом.

9. История церкви и традиции могут только направлять, но ни в коем случае не быть решающим авторитетом в понимании Слова.

10. Обетования Божьи, содержащиеся в Библии, при освещении Святого Духа доступны для любого верующего всех поколений.

11. Ясные места объясняют труднодоступные. Центральные слова в Библии объясняют второстепенные.

12. Иисус Христос - центр Библии. Он есть “ядро (центр) и звезда (свет и ясность)”.

13. Каждое отдельное место Писания можно читать само по себе (иначе пришлось бы перечитывать всю Библию бесконечно), но никогда нельзя понимать вне контекста. Нам необходимо знать его соотношение с тем, что стоит до и после него. Мы должны придерживаться контекста и признавать его.

14. Ни одно учение нельзя принимать за библейское, если оно не охватывает всего, что Библия говорит об этом.

Теология - учение о Боге

После того, как мы разобрали, что такое откровение, перейдем к тому, что оно нам открывает, а именно: к Богу. Мы уже говорили, что мы можем видеть Бога, изучая и рассматривая Его творения - природу вокруг нас. Но этого недостаточно, чтобы узнать Его. Для этого Он явил Себя более доступным человеку образом - а именно: частично через Писания, частично через Иисуса Христа.

Откровение, данное Богом через Писания, мно­гозначно. Бог показывает Себя с различных сторон, чтобы мы немного поняли высоту, глубину, широту и долготу Его сущности и планов.

Предпосылкой откровения о Боге является Его существование. Нигде в Библии не подвергается сомнению тот факт, что Бог существует. Это абсолютно очевидно. Более того. Писание говорит:

“Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога” (Пс. 52:2). В 1 Тим. 6:16 сказано о Боге, что Он “Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человека” не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь”.

Бог не доступен человеческому взору, но Он полон реальности, ощутим и конкретен. Иисус обращался к Нему: “Отец наш, сущий на небесах” (Матф. 6:9).

Открываясь Моисею в пустыне. Бог назвал ему Свое имя: “Я есмь”.

И сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.

Исх. 3:14

Бог зримо выступает через откровения из невиди­мого мира. Он являет Себя вечным, единственным и живым Богом, полной противоположностью пустым, мертвым, лишенным силы и способностей идолам.

Наши рекомендации