Апостол Павел о подражании наставникам
«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор 4:16). Увещание к подражанию находится только в посланиях тем Церквам, которые основал сам Павел. Павел понимал, что по отношению к Коринфской церкви он занимал особое положение. Наставник – «педагог» (ср. Гал. 3:4) - детоводитель, не был учителем ребенка, а был им старый и доверенный раб, который провожал ребенка в школу, наставлял его в вопросах морали, заботился о его характере, стараясь сделать из него человека. Ребенок мог иметь много наставников, но лишь одного отца. В будущем у коринфян, может быть, будет еще много наставников, но никто из них уже не сможет сделать того, что сделал Павел: никто из них уже не сможет более родить их к жизни во Христе Иисусе.[5] Движимый чувством любви, Павел предостерегал коринфян. Все те, исполненные горькой иронии слова были написаны не просто для того, чтобы пристыдить коринфян. Однако лишь в том случае, если бы сердца их окончательно очерствели, не ощутили бы они стыда при чтении их. Цель же апостола заключалась в том, чтобы привести к изменению состояние их сердец и образ жизни. И руководила им любовь – такая же, как любовь отца к его детям. Хотя у коринфян было много наставников и учителей, но только Павел посеял у них семя, давшее им жизнь. Более чем любой из упомянутых «наставников», Павел принимает к сердцу их интересы. Поэтому-то и призывал коринфян подражать ему. Был у него духовный сын, который так и поступал, а именно – Тимофей. Он мог наставить коринфян, напомнив им о путях апостола во Христе Иисусе, ибо, призывая их подражать ему, Павел, в свою очередь, подражал Господу.[6]
«Прошу вас, братия, будьте, как я» (Гал 4:12а). Апостол Павел говорит об уподоблении себе: «Это говорит Павел верующим из иудеев, а потому и приводит в пример себя, чтобы этим убедить их оставить древние обряды. Если бы вы, говорит он, не имели никакого другого примера, то довольно вам посмотреть только на меня, чтобы безбоязненно решиться на такую перемену. Итак, посмотрите на меня; я и прежде испытывал то же самое состояние, и притом в сильной степени, и горел ревностью по закону; но, несмотря на это, позднее я не побоялся оставить закон и переменить жизнь» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Галатам 4:12). «Вы ничем не обидели меня» (4:12 в): «Смотри, как Павел опять называет их почтительным именем, а вместе с тем напоминает им и о благодати. После того как он сильно упрекал их, подвергая всестороннему обсуждению их дела, уличал в преступлении закона и с многих сторон нападал на них, он теперь снова умеряет речь свою и утешает их, употребляя более ласковые слова; ибо как беспрестанные ласки расслабляют человека, так постоянные упреки еще более ожесточают. Поэтому хорошо везде соблюдать умеренность. Павел оправдывается в сделанном им обличении, показывая, что не по ненависти, но побуждаемый заботой о них сказал им все это. Нанеся глубокую рану, апостол возливает на нее елей утешения. А чтобы доказать, что сказанное не было следствием ненависти или вражды, он приводит им на память любовь, которую обнаружил по отношению к ним, и присоединяет к своим оправданиям похвалу им» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Галатам 4:12).[7]
«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Павел, не колеблясь, просит филиппийцев подражать ему. Конечно, он не имел в виду, чтобы они подражали ему в каждом деле и на каждом шагу, так как сам признал перед этим, что не является безгрешным и не достиг полного совершенства. Однако он мог послужить им примером в своем неустанном стремлении все более уподобляться Христу. И тем верующим в Филиппах, которые имели в сердце своем такое желание, надо было смотреть не только на Павла, но и на других братьев, уже поступавших по примеру апостола. «Сказав ранее: берегитесь псов (Флп. 3:2), - апостол отклонял (филиппийцев от злых людей); а теперь он обращается к тем, кому они должны подражать. Если кто хочет, говорит Павел, подражать нам, если кто хочет идти тем же путем, то помните следующее: хоть я и не с вами, но вы знаете образ моего хождения, то есть мой образ жизни. Ибо он учил не словами только, но и делами. Подобным образом, в хоре и в войске все должны последовать правящему хором или войском и таким образом действовать стройно; а стройность может быть нарушена и от остановки» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам 12).[8]
Итак, призывая филиппийцев к святой жизни, апостол указывает, что одна добродетель влечет за собой другую, изгоняя противоположные им пороки. Добродетели насаждаются благодатью, но требуют постоянного усилия, в пример чему апостол приводит себя. Исполнение заповедей ведет к миру и единству. Толкование отцов и учителей Церкви на отрывок «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (4:8а): «Что значит наконец? Значит: все уже нами сказано. Это выражение свойственно тому, кто поспешает и нисколько не останавливает внимания на настоящем» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам 14); «Что значат слова: что любезно? Любезное верующим, любезное Богу. Что только истинно. Совершенно истинное есть добродетель, а ложь - порок, так как и удовольствие порока - ложь, и слава его ложь, и все, что в мире, ложь. Что чисто – сказано в противоположность выражению: они мыслят о земном; что честно – в противоположность словам: их бог – чрево» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам 14).[9] Экзегеза на отрывок «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (4:8 б): «Павел не сказал: ищи похвалы, но – и делай то, что достойно похвалы, впрочем, не для похвалы. Что только истинно, а похвалы – ложь. Что честно, что чисто; честным означается внешнее, а чистым – душевное достоинство. Не полагайте, говорит, претыкания и не давайте повода к порицанию. Так как он сказал: что достославно, то, чтобы ты не подумал, что говорит просто об отношении к людям, он присовокупил: что только добродетель и похвала, о них помышляйте, то исполняйте» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам 14).[10] Истолкование следующего отрывка «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (4:9 а): «Так как невозможно было подробно говорить обо всем: и о посещении людей, и о процессиях, и о словах, и о наружном виде, и об общении – а христианину обо всем этом следует заботиться, - то апостол кратко и в общем сказал: что слышали и видели во мне» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам 14).[11]