Сказание об иконе святителя Филиппа, митрополита Московского
Устюжский летописец. 2-я редакция.
ПСРЛ. – Т.37. – Л., 1982. – С. 123.
«Во дни богохранимыя державы благочестивейшаго тишайшаго самодержавнейшаго великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца архипастырствующу тогда святейшему Никону патриарху Московскому и всея России Ростовския же митрополии престол правящу Ионе митрополиту в лето 7162 индикта 7 бысть в граде Устюге Великом некто человек простолюдин именем Лука Васильев Голубев ремеслом древодел, попущением божиим случися ему болезнь люта, яко не мощи самому ни с места двинутися, но домашнии его водяху расслабленна суща всеми уды, и бысть в болезни той более полугода, и в едину от нощей Петрова поста спящу ему во храмине своей и явися ему Филипп митрополит Московский во святительской ризе и рече ему тихо: «Человече, вижу тя изнемогша зело, но аще здрав хощешь быти, вымени образ мой в лавке у купца, иди берегом вверх града две версты до глубокаго рва и сотвори ту жилище, не медли, веруй мне».
Летописец Льва Вологдина.
ПСРЛ. – Т.37. – Л., 1982. – С. 140.
«В лето 7162, а от Рождества Христова 1654. Бысть во граде Устюге древодел Лука Васильев сын Голубев, которой в разслаблении лежал с полгода. Спящему ему в нощи в Петров пост явися ему святой Филипп митрополит Московский во святительской одежде и рече ему: «Вижду тя, человече, зело изнемогша; но аще хощеши здрав быти, вымени образ мой у купца в лавке и иди берегом вверх града Устюга два поприща до глубокаго рва и жительствуй тамо». Он же, сотворив тако, бысть здрав. И от того прозвася Филипповская пустыня».
Ведомость о Знамено-Филипповском монастыре, 1902–1904 гг.
ВУЦА. – Ф. 23. – Оп. 1. – Д. 137. – Л. 15 об.–16.
«В лето от Рождества Христова 1654-е бысть во граде Устюге некто древодел Лука Васильев, иже одержим бысть лютым недугом шесть месяцев.
В пост Апостолов Петра и Павла, спящу ему во едину из нощей, явися св. митрополит Филипп Московский во святительской одежде, и рече ему: вижу человече тя весьма боляща, а хощеши ли здрав быти?
Он отвеща ему, хощу, Господи мой! Вопроси же боляй, ты кто еси, святый Божий? Св. Филипп отвеща ему: аз есмь Митрополит Московский, ты же хощеши здрав быти, то иди (имя рек купца) и вымени образ мой у него, и иди от града Устюга за два поприща вверх Сухоны реки по берегу до глубокаго рва и жительствуй тамо.
Он же возбнув от сна, ощути себя здраво, яко николи же боле и сотвори тако, яко же заповеда ему святый, ископа же пещеру, и постави икону Святителя и вселися ту. Последи же пострижен бе преп. Филиппом, во иноцех же наречено бысть имя ему Логгин».
[1] Доклад опубликован: Материалы Всероссийской общественно-научной историко-краеведческой конференции «12-е Стефановские чтения», посвящённой 100-летию города Котласа. – 18–19 марта 2017 г. // Двинская земля. – Выпуск 10. – Котлас, 2017. – С. 317–333.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] «В 1492 г. в виду открытия на р. Цильме серебряных и медных месторождений из Москвы распорядились выслать туда «деловцов», «кому руду копати»: из Устюга Великого – 60 человек, с Двины – 100, с Пинеги – 80, пермичей, вымичей, вычежан и усоличей – 100». – См.: Садиков П.А. Очерки по истории опричнины. – М., 1950. – С. 210.
[2] Шергин Б.В. Повести и рассказы. – Л., 1984. – С. 55.
[3] Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. – Вологда, 1992. – С. 97; Мальцев В.И. Мастера деревянной скульптуры Русского Севера XVII в. // Культура Русского Севера. – Л., 1988. – С. 137; Щипин В.И. Иконописцы Черевковской волости. XVII в. // Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. – Вып. 1. – СПб., 2006. – С. 288 – 292; Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. – Т. 2. – М., 1910. – С. 260; РГАДА. – Ф. 1196. – Оп. 3. – Д. 100. – Л. 19.
[4] Более ранними сведениями мы не располагаем. – Прим. авт.
[5] Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге «Письма и меры Никиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». // Бысть на Устюзе… Историко-краеведческий сборник. – Вологда, 1993. – С. 200, 205, 211.
[6] Устюг Великий. Материалы для истории города XVII –XVIII столетий. – М., 1883. – С. 54–57.
30 сентября 1678 г. эти церкви сгорели, вместо них была построена одна деревянная клетская. В конце XVIII в. возведён доныне существующий каменный трёхпрестольный храм. – Прим. авт.
[7] В «Писцовой книге Устюга Великого и Устюжского уезда 1623–1626 гг.» имеются описи шести городских храмов (Успенского собора с приделами, ц. Прокопия прав., Происхождения Креста Господня, Введенской ц. в Михайло-Архангельском монастыре и цц. Иоанна Предтечи и Василия Великого в Ивановском монастыре), к остальным применена общая фраза: «А в церкве образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое строенье мирское приходных людей». – Прим. авт.
[8] РГАДА. – Ф. 1209. – Оп. 1. – Кн. 512. – Л. 164.
[9] ВУЦА. – Ф. 363. – Оп. 1. – Д. 52. – Л. 14 об.
[10] РИБ. – Т. 12. – СПб., 1890. – Стб. 1019–1023.
[11] Тупицын С.И. Хроника земли Красноборской. – Красноборск, 1998. – С. 25–27, 36–37.
[12] РГАДА. – Ф. 1201. – Оп. 5. – Ед. хр. 172 – 175; РГАДА. – Ф. 1201. – Оп. 5. – Ед. хр. 558; РГАДА. – Ф. 350. – Оп. 2. – Ед. хр. 3762. – Л. 856.
Несомненно, братия оказывала заметное влияние на религиозно-нравственное состояние обитателей этого края, хотя в документальных источниках и упоминаются бытовые стычки с местным населением на почве земельно-фискальных отношений. Так, в 1682 г. архимандрит Илларион бил челом на стольника Иева Пояркова, дьяка Андрея Покрышкина и крестьян Вотложемской волости. В челобитной настоятель жаловался, что те «старцов наших бранят всякой неподобной бранью, архимандрита с братиею бесчестят, и служек и половников в делавую пору на Устюге волочат и в приказной избе держат, намучивая на них сказки, чем бы им впредь иметь очиска; а сенные наши покосы насилством велят косить, и на тех наших покосах многой монастырской наш скот побивают до смерти, а иной без вести пропадает». – См.: Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической Комиссией». – Т. 10. – СПб, 1867. – С. 297– 298.
[13] Пуцко В.Г. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси, в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море», 2007. – № 6.
Складень – икона Богоматери Боголюбской с митрополитами Алексием, Киприяном, Филиппом и епископом Стефаном Пермским другими святыми сначала находился в Благовещенском соборе, затем в Чудовом монастыре в усыпальнице в.к. Сергея Александровича, сейчас – в Государственной Третьяковской галерее. – Прим. авт.
[14] Лобакова И.А. Два вида Колычевской редакции «Жития митрополита Филиппа». // Труды отдела древнерусской литературы. – СПб., 2003. – С. 539; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. // Богословский вестник. М., 1894. – № 8. – С. 204–205.
[15] Севастьянова С.К. Переписка Новгородского митрополита Никона с царём во время путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа (март – июль 1652 г.) // Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. – СПб., 2004. – С. 300–301, 316.
[16] Теплогорская Богородицкая пустынь была основана в 1643 г. по случаю явления чудотворного образа Божией Матери «Владимирская». Она находилась на левом берегу реки Юг в 65 верстах от г. Великий Устюг. Ныне – село Теплогорье Великоустюгского района Вологодской области. – Прим. авт. – См.: Митрополит Евгений (Болховитинов). Список монастырей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии. // ВЕВ. – 1864. – Прибавления к № 5. – С. 141; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852.. – С. 72.
[17] Суворов Н.И. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии. // ВЕВ. – 1888. – Прибавления к № 3. – С. 38–39; Шляпин В.П. К истории Устюжского Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. //ВЕВ. – 1903. – № 13. – С. 374–375; Шляпин В.П. Материалы к истории Устюжского Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. // ВЕВ. – 1903. – № 14. – С. 409; ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 8.
[18] Впервые данный документ был обнаружен в 1839–1840 гг. топографом межевой роты Семёном Васильевым и использован им при составлении рукописи «Описание города Устюга Великого». Однако его труд дошел до читателей лишь в 1995 г. благодаря публикации в краеведческом альманахе «Великий Устюг». Между тем, в 1888 г., вологодский историк Н.И. Суворов поместил этот же документ в своей статье о Знамено-Филипповском монастыре, напечатанной на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей». При этом он допустил ошибку в датировке источника, указав 22 июня 7173 – 1665 г. Из текста же документа видно, что относится он к 1655 г., о чём свидетельствует упоминаемое там имя устюжского воеводы Е.Ф. Мышецкого, правившего на Устюге в 1652 – 1655 гг. и умершего около 1659 г. В оригинале рукописи Семёна Васильева дата документа указана правильно – 26 июня 7163 – 1655 г. См.: Фонды ВУГИАХМЗ. – № 13552. – С.108; Васильев С. Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях. [Введение И.С. Велиевой и Ю.С. Васильева]. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. – Вологда, 1995. – С. 422–423; Суворов Н.И. Указ. соч. – С. 39–40; Лебединский М.Ю. Хроника рода князей Мышецких (от предков Рюрика до наших дней). – М., 1998. – С. 49–51.
[19] В земельных актах XVII в. Яиковская пустынь проходила также под названием Нестеферовской, происходящим от топонима поселения, на территории которого она находилась – «деревня Нестеферово, а Яичкина тож». РГАДА. – Ф. 281. – Оп. 19. – Д. 13485. – Л. 1–2; РГАДА. – Ф. 281. – Оп. 19. – Д. 13521. – Л. 1–2.
[20] Фонды ВУГИАХМЗ. – № 13552. – С.108; Васильев С. Указ. соч. – С. 422–423.
[21] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 4–5; Шляпин В.П. Материалы к истории... – С. 408.
[22] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 87. – Л. 1–2 об.; ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 4; Шляпин В.П. К истории... – С. 374–375, 377–378; 408.
[23] Примечательно, что первая маленькая церковка в честь святителя Филиппа была построена в Каргополе в 1652 г., затем на Патриаршем подворье в Москве к Трёхсвятительской церкви был добавлен один престол и выстроен домовый храм во имя нового чудотворца. Близ Устюга Филипповская церковь была построена спустя десять лет после начала общецерковного почитания святого. Для сравнения: в Москве, в Мещанской слободе, первую деревянную приходскую церковь в его честь построили только в 1677 г. – Прим. авт. – См.:Севастьянова С.К. Указ. соч. – С. 299; Церковь святителя Филиппа митрополита Московского в Мещанской слободе. – М, б.г. – С. 36; ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 1; Шляпин В.П. Материалы к истории… – С. 405.
[24] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 87. – Л. 2; ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Ед. хр. 106. – Л. 6; Шляпин В.П. К истории… – С. 374–375, 378, С. 408.
[25] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 1; Шляпин В.П. Материалы к истории… – С. 405.
[26] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 2 – 4; Шляпин В.П. Материалы к истории... – С. 406–407.
[27] Собственными земельными угодьями Филипповская пустынь обзавелась ещё в конце июля 1659 г. Согласно имеющемуся в нашем распоряжении документу именно тогда старец Лонгин взял на оброк в Сухонском Нововышлом стану деревню «Нестеферово а Яичкина тож», запустевшую около 1640 г. «от непомерного волосного тягла». Как отмечалось ранее, начиная с 1655 г., в этой же «запустевшей» деревне уже существовала часовня, принадлежавшая Яиковской обители. Таким образом, с июля 1659 г. Филипповская пустынь окончательно утвердилась в указанной местности. Позже, в августе 1663 г., старец Лонгин, будучи уже признанным церковной властью строителем Яиковской пустыни, взял на оброк ещё одну «пустошь», находившуюся в том же Нововышлом стану – «Ведерниково, а Щапихово тож». Тем самым он ещё более расширил земельные угодья устроенной им обители, во владении которой в 1678 г. находилось 8 дворов «половников» с 14 душами мужского пола. – Прим. авт. – См.: РГАДА. – Ф. 281. – Оп. 19. – Д. 13485. – Л. 1–2; РГАДА. – Ф. 281. – Оп. 19. – Д. 13521. – Л. 1–2; ВУЦА. – Ф. 363. – Оп. 1. – Д. 52. – Л. 17.
[28] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 4–6; Шляпин В.П. Материалы к истории… – С. 408–409.
[29] ГАВО. – Ф. 1260. – Оп. 3. – Д. 106. – Л. 10; Шляпин В.П. Материалы к истории… – С. 410.
[30] Со временем, примерно в начале семидесятых годов XVII в., в Яиковском монастыре рядом с «тёплым» Филипповским храмом построили ещё один, Знаменский, который являлся «холодным», то есть летним. Затем, в начале XVIII в., в обители возвели пятиглавую каменную церковь с колокольней, главный престол которой в 1735 г. освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение», а придельный – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Примечательно, что после завершения строительства этого храма одну из деревянных монастырских церквей братия пожертвовала Туровецкому Богоявленскому приходу, который в июне 1735 г. из-за случившегося там пожара лишился одного из своих храмов – Успенского. В течение года разобранную на брёвна деревянную церковь перевезли из Яикова в Туровец и поставили там вместо сгоревшей. Её торжественное освящение во имя Успения Пресвятой Богородицы состоялось в августе 1736 г. Поскольку сгоревший в 1735 г. в Туровце Успенский храм был «тёплым», то есть зимним, то вполне вероятно, что из монастыря была перевезена также «тёплая», бывшая Филипповская церковь – та самая, которую в 1662 г. поставил там старец Лонгин. Однако это всего лишь наше предположение, поскольку исторических свидетельств о том, какую именно из церквей перевезли из Яикова в Туровец, в архивах не обнаружено. В начале XIX в. эта древняя церковь была «за ветхостью» разобрана, а вместо неё, начиная с 1815 г., в Туровце действовал уже каменный Успенский храм. В 1764 г. небогатый мужской Знамено-Филипповский монастырь был выведен за штат, а в 1908 г. обращён в женский. В 1918 г. Яиковскую обитель под давлением безбожной власти зарегистрировали как женскую «земледельческую коммуну». Фактически же она продолжала оставаться монастырём. В 1928 г. «земледельческую коммуну» ликвидировали. После этого непродолжительное время монастырь принадлежал «Знаменской религиозной общине», в 1929 г. в нём размещался детский дом, а в 1930 г. его окончательно закрыли. Вскоре каменный Знамено-Филипповский храм был разрушен. Сейчас на этом месте установлен поклонный крест. До наших дней сохранилась часть жилых и хозяйственных кирпичных строений монастыря, частично разрушенных и перестроенных. – Прим. авт. – См.: РГАДА. – Ф. 1209. – Оп.1. – Кн. 512. – Л. 437–437 об.; ВУЦА. – Ф. 363. – Оп. 1. – Д. 357. – Л. 96–99; ВУЦА. – Ф. Р-87. – Оп. 1. – Д. 35. – Л. 24, 98; ВУЦА. – Ф. Р-147. – Оп. 1. – Д. 49. – Л. 17, 18, 28, 41, 77–90; ГАВО. – Ф. 496. – Оп. 4. – Д. 297. – Л. 709; Суворов Н.И. Указ. соч. – С. 37–38; Мелентьева В.В. Туровец. Святая Русь. Святое место… – Котлас, 2007. – С. 9–12.
[31] Устюг Великий. Материалы для истории города… – С. 81–82.
[32] РИБ. – Т. 25. – СПб, 1908. – Стб. 283; РИБ. – Т. 12. – СПб, 1890. – Стб.1462–1463.
[33] Устюг Великий. Материалы для истории города… – С. 54, 70, 78. Подчеркнём, что рядом с двумя последними стояли дворы других «лутчих людей» города, это утверждает мысль, что продвижению почитания способствовали в первую очередь богатейшие люди Устюга, имевших тесную связь со столицей. – Прим. авт.
[34] РГАДА. – Ф. 281. – Оп. 1. – Д. 13735. – Л. 5, 10 об.; Ф. 1209. – Оп. 1. – Кн. 515. – Л. 314 об., 317–317 об.
[35] РГАДА. – Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 44. – Л. 373 об., 415.
[36] РГАДА. – Ф. 1187. – Оп. 1. – Д. 1032. – Л. 22–22 об.
Будучи «приказным» Ростовского митрополита, Афанасий был в курсе всех церковных дел, ездил на Соловки, скорее всего, не только для поклонения мощам преподобных – это было время подготовки Церковного собора; над Соловецким монастырём – в то время оплотом старообрядчества – сгущались тучи. – Прим. авт.
[37] РГАДА. – Ф. 1209. – Оп. 1. – Кн. 512. – Л. 1–5; ВУЦА. – Ф. 363. – Ст. Оп. – Д. 787; Д. 871.
[38] Не станем здесь детально углубляться в вопрос об ошибках, допущенных церковными историками в начале XIX в. при составлении жития прп. Филиппа Яиковского (Сухонского), поскольку данная тема подробно раскрывается нами в других исследованиях. – Прим. авт. – См.: Копытков В.В. Знамение на Волчьем ручье. По следам утраченной святыни. – М., 2016. – С. 42–73; Зенкова О.Б., Копытков В.В. Неизвестный тотемский святой – Филипп Сухонский. // Материалы Первой межрегиональной научно-практической конференции «Русский Север–2017. Опыт изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия». – 23–26 февраля 2017 г. – Тотьма, 2017. – С. 57–62.
[39] Архимандрит Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. – Т. 6. – М., 1815. – С. 593–594; Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. – Т. 2. – М., 1876. – С. 216; Ратшин А. Указ. соч. – С. 68–69; Верюжский И.П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 690.
[40] О том, что Летопись ведётся с 1868 г., сообщается в отчёте настоятеля за 1891 г. – Прим. авт. – См.: ВУЦА. – Ф. 23. – Оп. 1. – Д. 19. – Л. 15.
[41] Шляпин В.П. Материалы к истории... – С. 408.
[42] ПСРЛ. – Т. 37. – Л., 1982. – С. 123, 140; ВУЦА. – Ф. 23. – Оп. 1. – Д. 137. – Л. 15 об.; Власов А.Н. Устюжская литература XVI–XVII веков. Историко-литературный аспект. – Сыктывкар, 1995. – С. 76–78.
[43] «Штилистовые образа» – принятые в Древней Руси названия икон по их размерам. Величину иконы измеряли количеством листов сусального золота, применявшегося для покрытия фона. Средние размеры таких икон – 39х30, 42х34. Иногда шестилистовые иконы назывались «большой пядницей». – Прим. авт.
[44] РГАДА. – Ф. 237. – Оп. 1. – Д. 44. – Л. 366 об., 369.
[45] ВУЦА. – Ф. 363. – Оп. 1. – Д. 2142. – Л. 7, 10–10 об.
[46] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 8. – Л. 10; ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 8. – Л. 3.
[47] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 68. – Л. 3, 4 об.
В 1847г. Ярофеевскому выплачивают 5 рублей за те же 2 киота, в книге не указано, что это: доплата или новый заказ. – Прим. авт. – См.: ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 68. – Л. 35 об.
[48] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 68. – Л. 18.
[49] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 87. – Л. 1 об., 2, 3.
[50] По книге записи прихода и расхода денежных сумм, с описью пожертвований, произведённых в 1871–1879 гг., под № 18 значится медная отбеленная и позолоченная риза, «зделанная» на храмовую икону святителя Филиппа за 60 рублей в 1871 г., а в записях за 1875 г. упоминается сделанная благотворителями на икону святителя «риза фольговая с разными украшениями со ставками и разными стеклярусами дутым жемчугом, а венец есть часть и настоящего жемчуга и хорошей вставочки», за 45 рублей. – Прим. авт. – См.: ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 154. – Л. 2 об., 9 об.
[51] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 205. – Л. 2, 3.
[52] ВУЦА. – Ф. 437. – Оп. 1. – Д. 217. – Л. 2, 4.
[53] ВУЦА. – Ф. 364. – Оп. 1. – Д. 7713. – Л. 44.
[54] ВУЦА. – Ф. 23. – Оп. 1. – Д. 137. – Л. 15 об.
[55] Суворов Н.И. Указ. соч. – С. 38.
[56] ВУЦА. – Ф. 23. – Оп. 1. – Д. 298. – Л. 1 об.
[57] ВУЦА. – Ф. Р-147. – Оп. 1. – Д. 49. – Л. 4 об, 7 об., 77.
[58] ВУЦА. – Ф. 584. – Оп. 43. – Д. 3. – Л. 72.