Имени святителя Макария (Невского), митрополита Московского

1. Предмет и основные понятия православной педагогики.

2. Цели и задачи православной педагогики.

3. Анализ понятий воспитание, образование, катехизация и воцерковление.

4. Ветхозаветное учение о воспитании.

5. Христоцентризм христианской православной педагогики.

6. Христианская антропология как основание педагогики.

7. Возрастная педагогика и психология.

8. Этапы жизненного пути как восхождение тварного духа к Богу.

9. Педагогические воззрения отцов и учителей русской Церкви.

10. К.Д. Ушинский – основоположник православной педагогики.

11. История становления православной педагогики (анализ педагогических взглядов одного из педагогов).

12. Воскресная школа как форма духовно-просветительской деятельности.

13. Катехизаторские курсы для взрослых.

14. Огласительная практика в современной церкви.

15. Духовные основы православной семьи.

16. Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда.

17. Проблемы и ошибки при воцерковлении.

18. Основные принципы катехизации.

19. Особенности миссионерства как социального служения.

ВОПРОСЫ

1. Назовите объект, предмет, цель, задачи православной педагогики.

2. Назовите основные понятия педагогики. Раскройте их смысл с точки зрения православного педагогического мышления.

3. Перечислите основные отличия православной педагогики от педагогики секуляризованной.

4. Перечислите основные принципы православной педагогики. Раскройте их смысл и содержание.

5. Дайте определение понятию «человек» с точки зрения православного богословия.

6. Назовите основные этапы жизни человека (сколько рождении переживает человек).

7. Почему при рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной?

8. Попытайтесь объяснить фразу американского гуманиста – психолога А.Маслоу: «…в некотором смысле только святые представляют собой человечество».

9. Как традиции и обычаи народа способствуют сохранению и передаче духовности?

10. Докажите, что именно православное воспитание способствует формированию патриотических чувств и бережного отношения к природной и социальной среде.

11. Проследите изменение целей ветхозаветного воспитания от Авраама да Моисея.

12. Раскройте смысл воспитательного значения Синайского законодательства.

13. Какое значение для практики ветхозаветного воспитания имеют книги притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова?

14. В каких книгах Ветхого Завета провозглашается принцип почитания родителей? Приведите примеры.

15. Как ветхозаветная педагогика относилась к физическому наказанию детей? Приведите примеры.

16. В каком соотношении находились два чувства: любовь к Богу и страх Господень в ветхозаветные времена? Поясните свое утверждение.

17. Проследив развитие педагогических систем, ответьте на следущие вопросы:- чем отличается христианская педагогика от любой другой педагогической системы?

· - назовите этапы христианского образования по Клименту Александрийскому.

· - в какой последовательности они должны осуществляться?

· - покажите место и роль христианского педагога в деле воспитания.

18. Назовите источники, на которые должна опираться христианская педагогика.

19. Когда появляется христианское образование?

20. Назовите основные типы древнехристианских школ. Какая единая цель объединяла эти школы?

21. Раскройте особенности греческой (Александрийской) школы.

22. Назовите особенности Сирийской христианской школы.

23. Каким образом римская культура повлияла на формирование содержания образования Латинской школы? Как осуществлялась воспитательная деятельность в Латинской школе?

24. Как современная православная педагогика должна учитывать наследие древнехристианских школ?

25. Почему христианская антропология называется опытной наукой?

26. Раскройте смысл христианского подхода к понятиям «Ветхозаветный и Новозаветный человек».

27. Раскройте смысл понятий «Дух», «Душа», «Тело» с позиции святоотеческого учения о человеке.

28. В чем проявляется образ и подобие Божие в человеке?

29. В чем состоит основное отличие в учении о личности в христианской антропологии и академической психологии?

30. Когда было установлено Таинство брака и когда и при каких обстоятельствах оно было освящено?

31. В каких книгах Священного Писания Нового Завета идет речь об иерархическом устроении семьи? (по возможности процитируйте или передайте мысль, близко к тексту)

32. Что лежит в основе семейного счастья христианских супругов?

33. Как должна выстраиваться иерархическая структура семьи согласно Священного Писания?

34. Почему семью в Священном Писании называют малой Церковью?

35. Почему детство является важнейшим периодом для формирования личности?

36. Назовите возрастные периоды жизни человека

37. Назовите основные критерии возрастной периодизации

38. Что Вы вкладываете в понятие «развитие» ребенка с точки зрения православной психологии?

39. Раскройте значение воскресной школы в жизни приходской общины.

40. Назовите основные задачи, которые должны решать современные православные воскресные школы.

41. Назовите основные формы и методы учебно-воспитательной работы воскресных школ.

42. Назовите основные проявления инвидуально-психологических особенностей человека, дайте краткую характеристику, укажите, как их нужно учитывать в учебно-воспитательной работе

43. Дайте определение понятию «методы воспитания»

44. Назовите основные группы методов воспитания согласно принятой в педагогике классификации

45. Дайте характеристику методам воспитания с точки зрения православного педагогического мышления.

Наши рекомендации