Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Марфа соотносится с жителями Десятиградия, которые из-за хлопот не могут поднять головы к небу и теряют утешение небесное. Мы не знаем, бросила ли Марфа свои тазы с казанами, черными чайниками, грязными кружками, полотенцами и швабрами и уселась рядом с сестрой, махнув рукой на гору посуды в мойке. Или, напротив, ворча, все перемыла, все приготовила и подала на стол в лучшем виде Господу, которому еда не нужна, и который питается словом Отца. Несомненно, что Христос, улыбнувшись и умилившись ее смирению, принял от ее рук и хлеб, и вино, и солило, как дар любящей души. И Марфа не согрешила заботой, и Мария угодила Богу любовью. И обе стали святыми.
Господь принимает и жертву мирскую, и жертву духовную, творимую в честь Бога. У Бога нет презренных профессий, кроме занятий грехом. Ему дорог и монах-созерцатель, и шофер-праведник. Ему дороги все люди. И Он однажды приходит дать каждому свободу. И бесноватому, и коммерсантам, и хлопотливой Марфе, чтобы она не закружилась с кастрюлями и тряпками и утеряла из виду небо. И пришел к Марии, чтобы она не заблудилась в духовном мире.
Вопрос только в том, как люди поведут себя после освобождения. Вспомнил о Боге? Приходи. Будь Господу другом. Нет? Уходишь? Уходи
Христос не погнался за сельскими бизнесменами со словами:
– Что мне сделать, чтобы вы пришли в храм? Может быть, вас кто в иерусалимском храме обидел? Может быть, первосвященник вам злой попался? Может быть, вам в храме просто скучно? Да постойте же! Я вам сыграю на свирели и спою печальные песни...
Нет погнался. Не стал играть на свирели. Не стал уговаривать. Уходишь? Ушел? Вольному воля, а спасенному Рай!
Ну, исцелим алкоголика, а что дальше? Будет сидеть перед телевизором, висеть в интернете, кушать жареную картошку, заниматься бизнесом и жить, как другие мирные безбожники, тихо едущие к духовной смерти вместе со своим телевизором? Так зачем тратить на него чудо, если был чесноком, а станет луком?
В жизни каждого из нас случались, случаются и будут случаться такие вот временные облегчения нашей участи, подобные явлению Христа бесноватому. Придет Бог и раздвинет над нами тучи бед. И мы увидим солнце.
Бесноватому даст свободу от беса, чтобы тот умилился тишине и доброму отношению с людьми.
Блудник вздохнет о небесной чистоте и оросит умершее сердце блаженством божественной любви.
Жадный человек на миг почувствует, что счастье от денег не зависит, и даже, наоборот, душе становится лучше, когда она жертвует.
Пьяница увидит, что люди лучше бутылки, а радости труда и семейной любви – мощнее иллюзии счастья, вызываемой вином.
Пришел Бог. Освободил человека. И что дальше? Примем ли мы благодать, как исцеленный бесноватый? Погрузимся в слово Божие и созерцание, как Мария? Или вздохнем о потере бизнеса, положения, чести, славы, денег, любовника и вновь устремимся ко греху, как свинопродавцы?
Бог всем нам дает шанс избавиться от коварных квартирантов нашего сердца – бесов. Он имеет власть их выгнать без нашего разрешения. И часто так поступает. А мы часто обижаемся на Господа и просим злых наших хозяев вернуться обратно.
Изгнание бесов – не редкость, а обычное явление. Оно часто происходит на искренней исповеди. А может и не происходить. Человек сделал вид, что покаялся, а на самом деле, только пожаловался на самого себя и даже не думал оставить своих привычек и своего зла. И подошел к Чаше и… не причастился. Ибо не очистил сердце, и не вошел в него Дух Святой. Принял на лжице Тело и Кровь, а Господь не вошел в него:
– Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а кончили осуждением.
– Ну, как я его брошу? Он мне и сыну помогает.
– Неужели Богу угодно чтобы мои дети были нищими?
Бог не выдаст, свинья не съест. Вся история нашей веры свидетельствует о том. И царь Давид:
“Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба”
Наверное, мы просто не того просим, что есть у Бога. У Бога нет в кармане ни одного рубля. У Него только счастье на земле и блаженство на небе. Всего этого у Бога просили Марфа и Мария Удивительные слова нашел гимнограф, составивший молитвы Марфе и Марии, в которых раскрывается суть богообщения: что просить и что получать:
Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив, во дни земной жизни Своея благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси. Мы же грешнии, таковое человеколюбное снисхождение Его.
Здесь мы видим условия, на которых Бог является душе:
– Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив.
Значит, если будем добры перед Богом и людьми, Господь обязательно полюбит нас и откроется нам. И просветит, и освободит, и обрадует. Мало того, Он еще и дарует по сердцу нашему: