На земле едва душа прикоснется любви Божией и уже от сладости Духа Святого бывает в восторге к любимому Богу и Отцу Небесному.
Бесноватого мучил не только один вид Бога. Его мучали и люди. Они, живущие плотью, думали обуздать больной дух путами земными. Они связывали несчастного цепями. Но что такое эти паутинки для могучего беса? Естественно, он удесятерял силы свой жертвы, и бесноватый рвал путы и обретал покровительство и защиту беса
Это не теоретическое изыскания. И среди нас есть люди, которые надеются прогнать злых духов внешними пассами. Вот, приходит мать и просит за пьяного сына:
– Ты помолись за него. Ты скажи ему. Ты отчитай его.
Охотно. Но ты подумай сама о том, что ты просишь. Он имеет волю пить? Имеет. Нам с тобой нужно эту волю сломать. Как? Можно попросить Бога, чтобы Он его освободил от его воли. Что это значит? Это означает, что волю можно связать либо материально, либо духовно. Связать материально можно, упрятав твоего сына в тюрьму, в психушку. Сделать его инвалидом. А как по-другому? Можно сломать сыну душу. Ты точно хочешь, чтобы он стал дураком и тогда уже не пил?
Плачет и говорит:
– Ах, батюшка! Так он мне душу проел. Так он меня убивает. И глумится надо мной, как бес. Так мне свет через него не мил, что я грешным делом думаю, что лучше бы он совсем помер. Одно изуверство от него. За то нам такие муки? За что мне этот ад в доме?
– Бог ведь нам не чужой. Он тоже хочет сыну спасения.
Представь себе: мы пришли в больницу и видим, что у больного таблетки, уколы и капельницы. Пошли к врачу и говорим: «Ты делаешь ему больно. Дай нам самим его полечить. Мы его любим и полечим духовно». «Лечите» – говорит добрый врач. Мы сняли капельницы, отменили уколы, выбросили таблетки в окошко. Ай, молодца! Теперь ему не больно. Хорошо мы его полечили? Нет. Он от нашего лечения совсем умрет.
Так и сыну. Мы-то все готовы отдать, чтоб он был здоров. А если ему это не надо? Все будет попусту или еще хуже. На нераскаянную и больную душу Бог налагает лечение с болью: уколы, капельницы и горькие таблетки. И ждет, что и она, как гадаринский бесноватый, утомится в своем зле. И тогда Бог придет, и через нас, и Сам Собой даст ему на минуту облегчение. Для того, чтобы, вкусив свободы, он ДОБРОВОЛЬНО пошел за Христом.
Какой смысл снимать капельницы, если больной пойдет нездоровым по городу и убьется? Дай ему свободу, и он во зле такого натворит, что ж лучше пусть лежит в больнице. И мы связываем несчастных своим глупым лечением и цепями предрассудков. Мы ничего не понимаем в жизни духа, если наивно полагаем спасение в формальных и материальных действиях в тех случаях, когда требуется духовная брань.
Отмолил бесноватого? Свозил его к Серафиму Саровскому? Что дальше? Это не просто так. Дальше еще труднее. Снял капельницы Бога? Так и веди его по жизни за руку и цели его своей заботой и молитвой. Не хочешь? Не лезь. Часто лечение требуется в течение всей оставшейся жизни. И без любви к больному, без того, чтобы душу за него положить, этого подвига не поднять.
У свиноторговцев другая история с Господом. Им нет дела до духа. У них произошла убыль товара. Так часто бывает, что за товаром души не видно. Бог трясет человека вместе с его товаром и ждет, что негоциант одумается, догадается, своим расчетливым умом, что неспроста все это. Увидит за бедой руку Бога.
И Господь дает такой шанс деревенским бизнесменам. На миг освобождает их от груза греха. Если начинать с нуля, так все равно с чего начинать. Начни с хорошего. Но если у бесноватого вздохнула душа, то у торговцев вздыхать оказалось нечему. И они гонят от себя Бога. И они правы. Бог с коммерцией не дружит. С трудами праведными Господь дружит, а с мамоной – нет. Либо Бог, либо свиньи. От Бога доход будет или нет, не факт, а свиньи – точно дело прибыльное. И они меняют свиней на Бога. Жители не могут отомстить Иисусу за убыток. Они боятся Его. И только просят уйти от них и не мутить им их грязное болото, в котором они существуют.
И вот составитель евангельских чтений предлагает для сравнения иную пару: попечительную Марфу и созерцательную Марию.
Мария – образ человека духовного, и в этих евангельских чтениях она соотносится с исцеленным бесноватым. Она, точно так же увидев Христа, освобождается от земных пут и услаждается единственным, что нужно на потребу души – словом Господним, которым всяка душа живится. Христос целый вечер беседовал с Марией, и до нас не долетело ни одного слова из их беседы. Как жаль! Впрочем, призови Господа – и Он и тебе так же все скажет нужное для твоего сердца. Как Он может не прийти?