Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
Сегодня Церковь просит нас прочесть или выслушать слова Христа о бесноватом человеке и сестрах Марфе и Марии. Что за странная смесь сюжета: бесы, бесноватый, свиньи, сельские негоцианты, ужин сестер с Христом и море, как фон повести? Как все это можно связать? Где Мария и где одержимый бесом? Где Марфа и где торговцы свиньями?
Рассмотрим роли.
Бесноватый
Это сейчас в уме современное человека бесноватый – это и больной, и невоспитанный, и даже политический противник. Все, кто не такие как мы – бесноватые.
На самом деле духовное расстройство есть нечто особенное. Это не душевная болезнь, когда у человека работает ум и ломается психика. Это не умалишенность, когда клинит голову при здоровом сердце. Это не результат соматического повреждения вещества мозга. Все в этом путаются. Тем более, что в Церкви существует такая луза, в которую одни попадают, а других подталкивают – отчитка. В нее толкают и обычных несчастных больных, и алкоголиков, и редких одержимых.
Я знаю случай, когда обычного больного мальчика мать зачем-то повезла к старцу, а старец принял каприз ребенка-мученика за одержимость и велел тащить его к себе на ролевой перфоманс – отчитку. Еле отговорил и еле утешил. А мальчик выздоровел благодаря усилиям Бога и врачей.
Бесноватый – это тот, кто подпустил к себе беса. Бес сам по себе не имеет права овладеть человеком. Так устроил Бог. Если бы Бог не заботился и не запрещал бесу пленять человека, то мы все и уже давно были бы им захвачены и уничтожены. Сатана может прийти насильно либо к большому грешнику, либо по зову человека. Бесноватым, в норме, становится тот, кто нарочно приглашает беса в душу.
Есть блуд телесный, а есть блуд духовный. Душа, блудя духом, соединяется с сатаной, изменяя Богу. И бес почивает в сердце изменника как на троне. Бес не только живет в сердце блудника, но и защищает его от других бесов, как свой собственный дом. Вселившись в сердце, бес подчиняет себе человека и начинает им управлять, как марионеткой.
Вот, приходит человек и говорит:
– Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а закончили осуждением.
А что тут непонятного? Ты во власти беса. Он так связал тебя, что ты не можешь пошевелить даже мизинцем. Бес осуждения – твой хозяин. Самый маленький бес победил тебя легко и просто. Не видно твой бесноватости? А зачем? Ты и без лишних усилий со стороны армии падших ангелов тихо и мирно скользишь в ад по наклонной плоскости. Ты каешься в грехах, причащаешься, а беса осуждения не прогоняешь из сердца. И он там живет припеваючи вместе с твоим причастием и покаянием. Ему даже не надо напрягаться на какие-то устрашающие шоу или извлекать из тебя собачий лай или пену. Они тоже экономят энергию. Ты, как полусухая муха в паутине, висишь вниз головой, и судьба твоя уже давно решена
Пьяницы вместо радости благодати принимают химическую бесовскую радость вина.
Любители богатства в ослеплении принимают в душу гордость, тщеславие и мамону.
Любовницы и любовники пьют сладкий яд из чаши блудного беса. И полностью находятся в паутине ада.
Свиноторговцы.Какая странная пара персонажей на сцене: бесноватый и сельские коммерсанты. Зачем драматург поставил их рядом, и что общего в них?
Бесноватость – это состояние, когда человек ставит на первое место не Бога, а беса, угождающего человеку. В этом смысле люди, жившие по соседству с гадаринским бесноватым и торговавшие свиньями – такие же бесноватые, как и этот псих пустыни.
Христос пришел в Десятиградие для того, чтобы показать на их примере два образа отпадения от Бога и служения сатане. Коммерсанты служили ему в области материальной – торговали грехом. А бесноватый, уподобляясь молитвенникам и постникам пустыни, служил сатане духом злобы, как монах беса.
И Христос противопоставляет этой паре пару праведниц. Марфа служила Господу материальным попечением. А Мария – службой духовной – вниманием и рассуждением.
Что же произошло с бесноватыми? Христос избавил их всех от бесов. Коммерсантов избавил от грешного бизнеса.
Лишившись работы, любой нормальный человек задумается о том, что же было не так в его бизнесе, и чем он не угодил Богу? Но нет. Жители Гадары не задумались. Они связали свои потери со странным учителем. Если бы не этот бродячий и опасный маг, то все бы осталось по-старому. А Бог? Что Бог? Царь далеко, Бог высоко. Подумаешь, свиньи, когда надо как-то выживать. Неужели Богу голодные дети лучше мертвых свиней? И жители города…прогоняют Христа.
Казалось, как так? Вот если бы мы увидели Христа, то никогда бы Его не прогнали. На словах. А так – и мы сами продаем Христа разным бесам, среди которых наши главные покупатели – бесы гордости, самолюбия, жадности, блуда и мамона.
А что произошло с евангельским бесноватым? Совсем другая история.
Как только он увидел Христа, так сразу закричал:
– Зачем Ты пришел мучить меня?
Да, Христос часто мучает всех нас. Постами, на которые мы выходим, как на горе и лютую борьбу. Молитвой, которая мучает нас бессилием и необоримым сном. Любовью, которая нам невыносима по причине нетерпимости для нашего беса, состоящей в умалении и смирении перед любимыми. Нашего беса корежит, когда мы принимаем святую любовь, описанную словами:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде...
Нам нестерпимо уступить в споре, невыносимо унизиться в прощении, даже если мы неправы. Нам невероятно трудно первыми протянуть руку в обиде. Мы, кажется, лопнем или умрем, если дадим первенство любимому человеку даже в самой малости. Нам кажется, что что-то сломается в самой сладкой глубине нашего сердца, если мы станем рабами любви. Рабами греха – ничего. А рабами любви – ужас.
Зато как легко, пламенно, зло и вдохновенно мы можем ненавидеть людей и говорить часами гадости! Когда приходит День Рождения, супруг едва разлепляет уста и едва его хватает на пару ласковых слов для любимого. Зато какое красноречие в брани. С какими художественными поворотами и великолепными обоснованиями мы выводим вину противника. Как богато мы украшаем зло своего сердца! Разве это не одержимость и не власть беса, души ей продавшейся? Естественно, Христос ее мучает. И не только Христос.
Такую душу мучают все. И она уходит в пустыню. Кто-то оказывается в одиночестве внешнем. И живет бирюком. А кто-то как ядовитый змий копит и сдерживает ненависть к людям в семье, ибо деваться некуда. Такой человек уходит во внутреннюю пустыню, выжженную злом.
Итак, Христос освободил бесноватого и коммерсантов от пут беса. С души одержимого спали путы и темная пелена, и он увидел свет, и душа его облегченно вздохнула. И несчастный, ощутив радость свободы, захотел тут же устремиться за Господом. Душа его точно связала этот прилив жизненных сил с Христом. Бесноватый словно вышел из тюрьмы на волю. Он, как человек, погрузившийся в мир духа, ясно осознал, что богатство мира лежит в том духе, который принес с собой этот Иисус.