См. выше послание св. Бернара.
107. Гийом Тирский. Кн. XV, гл. VI//Recueil des Historiens... T.I. Ire partie. P.665.
Migne. T. 182 (Письмо св. Бернара, CCLXXXIX); Albon. Idem. n. CCCXL. Без даты (1142-1152).
Зенги, Нуреддин, Саладин, Бейбарс.
Campbell G. A. The Crusades. London, 1935. P. 199-212.
111. Орифламма [aurea flamma — золотой пламень (лат.)] первоначально была лишь хоругвью или знаменем аббатства Сен-Дени. Ее красное полотнище было покрыто золотыми языками пламени.
112. Curzon. La Maison du Temple a Paris. P. 13 прим.; Dugdale W. Monasticon Anglicanum. London, 1830. VoL VI, Part II, p. 819: "Hoc donum in capitulo [...] Parisis fuit feci, domino aposfolico Eugenio presente et ipso rege Francorum, [...] et fratribus militibus Templi alba chlamide indutis CXXX presentibus". [Сие дарение было совершено в Париже, в присутствии господина нашего, апостольского преемника Евгения и самого короля Французского, и ста тридцати братьев-рыцарей Храма, облеченных в белые плащи" — в тексте хартии дарения, совершенного Бернаром де Байелем (лат.)].
113. "Postmodum tempore Eugenii papae cruces de panno rubeo suis assuerunt mantellis a parte sinistra ut esset eis tarn triumphale signum pro clipeo ne fugerunt pro aliquo infideli" ["Co времени папы Евгения кресты из алой ткани нашили на свои плащи с правой стороны, дабы был сей столь победоносный знак им щитом, да не побегут ни от какого неверного" (лат.)]. Матвей Парижский. Historia Angliae. I. A222. Цит. по: Curzon. Idem. P. 5 прим.
114. Ernoul. Chronique. Paris, 1871. P. 8. Цит. по: Curzon. Idem. P. 66: "Знаком одежды Гроба Господня является алый крест с раздвоенными концами (такой носят госпитальеры), а принадлежащие к ордену Храма носят простой алый крест".
Odon de Diagilo в кн.: Migne. Т. 185. Р. 1203-1246.
Idem. Lib. VI.
Людовик VII аббату Сугерию в: Migne. Т. 186. Р. 1374.
Idem. Ep. LVIII. P. 1378. Людовик VII аббату Сугерию.
119. Гийом Тирский. Кн. XVII. Гл. I в: Recueil des Historiens... T.I. IIе partie. Р. 759. L'Art de verifier les dates считает, что Робер де Краон умер до 1148 г. и магистром Ордена был тогда Эврар де Бар, потому что Одон де Дей и Людовик VII называли его "магистром" (magister). Путаница может проистекать из того, что он был магистром Франции [Maitre de France), употребление титула "Magister" весьма неопределенно. См.: Leonard Е. G. Introduction au Cartulaire manuscrit du Temple. Paris, 1928. P. 16 sq.
120. Гийом Тирский. Кн. ХVП, гл. XXVII//Recueil des Historiens... T. I. IIe partie. P. 753.
Idem. Главы II-VII.
122. Булла от 30 марта 1150 г. называет Эврара де Бара "магистром", а Робера — "доброй памяти". Albon. Cartulaire general (Bullaire). P. 386, n. XXII.
Albon. Cartulaire general, n. DLXXXIX, 14 мая 1150 г. (оригинал — в собрании Национального архива в Париже, К. 23).
Roehricht. Regesta Regni Hierosolymitani, 216, 1150 г.
125. L'Art de verifier les dates, со ссылкой на Цистерцианский месяцеслов. Он умер 25 ноября. Во время его пребывания во Франции в сане магистра ордена Храню Петр Достопочтенный из Клюни писал ему с просьбой простить Умбера де Боже, собрата Дома, возвратившегося во Францию без разрешения капитула: "Я прошу вас, и даже советую по-дружески, ежели вам есть в чем [его] упрекнуть, умолчите об этом пока что и предоставьте его своей совести... полагаю, что было бы добрым делом поговорить нам об этом до вашего отъезда из Франции...". Первая часть письма содержит комплименты магистру и его ордену. Не слишком зная, что сказать, клюнийский аббат заимствует обильно и буквально из "Похвалы" св. Бернара: Migne. Т. 189. Р. 454.
Idem. Т. 182. Р. 493. Послание CCLXXXVIII св. Бернара.
127. 1dem. Т. 155. Р. 1087. "Johannis Wirburgensis Presbyterii Descriptio Terrae Sanctae".
Les Itineraires a Jerusalem et description de la Terre Sainte, XIe — XIIIe siecle. Paris, 1882.
Ernoul. Он пишет после потери Иерусалима в 1189 г.
Migne. Op. cit.
131. "Напротив южной лестницы (от мечети Омара) находится мечеть Аль-Аксар, базилика в честь Пресвятой Богородицы, обращенная в мечеть халифом Омаром. Она не представляет большого интереса, но под мечетью есть обширное подземелье, известное под названием Конюшен Соломона. Это сооружение внушительного вида, 83 м в длину и 60 м в ширину, составленное из тринадцати арочных сводов, поддерживаемых восьмьюдесятью тремя столбами, некоторые из которых монолитные. Материалы, составляющие столбы, наверняка весьма древние по происхождению, столбы сложены из камней громадных размеров, но было бы затруднительно сказать, творение ли это Соломона или же Ирода. Не вызывает сомнений то, что подземелье, впечатляющее по своим пропорциям, служило конюшнями, так как еще видны кольца, к которым привязывали лошадей." Delmas Н. Egypte et Palestine. Paris, 1896. P. 341.
132. Regle. Статуты, § 306.
133. "В палатах, а лучше бы сказать — в трапезной...". Idem. § 23; См.: Rey E. Etude sur les Monuments de l'Architecture militaire des Croises. Paris, 1871. P. 70.
134. Migne. Т. 182. P. 918 sq. "De Laude Novae Militiae..." св. Бернара.