Мысли о воскресении и воскрешении мертвых
возникшие при переустановке операционной системы Windows
Все началось с того, что после полутора лет каждодневной работы мой компьютер стал зависать каждый раз после 10-15 минут работы в интернете. Стало ясно, что надо обновить Windows. Но поскольку я в этом полный нуль, то сделал все один знакомый специалист, вдобавок решивший установить некий хитрый слепок с моего компьютера так, чтобы в следующий раз это переустановление и обновление заняло не два-три часа, как в этот раз, а минут 15, по его словам, не больше. Конечно, все свои файлы я собрал в одну папку, которую сохранил на диске D. Но вот когда знакомый стал после всех произведенных операций создавать этот «образ», как он называл, моего компьютера, проделав какие-то манипуляции в MS-DOS, в заключительный момент выяснилось, что всю прошлую информацию, хранившуюся у меня на диске D, он нечаянно удалил! Во дела… Правда, он тут же успокоил и уверил, что можно все восстановить, ну или почти все… Я не очень-то верил, уже будучи изрядно расстроенным, но за пол-ночи самая важная моя текущая папка была, действительно, восстановлена после долгого сканирования. Это меня не только обрадовало, но и навело на некоторые дальнейшие размышления.
Фактически, моя папка с десятками последних файлов была снова вызвана из небытия, то есть «воскрешена» после непредвиденного уничтожения. Память компьютера позволяет такое воскрешение информации, следы которой окончательно не пропадают. А ведь компьютер – всего лишь творение рук человеческих! Сам же человек, пока живет, может воскрешать прошлое в своей памяти, хотя и не способен, как компьютер в себе самом, сканировать выборочное место вокруг себя на предмет точной картины его прошлого и возведения этого прошлого из небытия. Пока, во всяком случае, не способен… Но какие же неисчерпаемые возможности здесь могут открыться со временем! Cам человек есть ведь не что иное, как живой колоссальный сгусток информации. Каждая личность несет свою неповторимую информационную комбинацию, которая, естественно, сохраняется и по окончании определенного ей земного срока. Как поется в одной песне,
«Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая все же бессмертна».
Еще у свят. Григория Нисского можно найти любопытные прозрения по этому поводу. «Поскольку душа естественной какой-то дружбой и любовью была расположена к сожителю — телу, то хранится тайно в душе какая-то дружеская связь и знакомство вследствие срастворения со свойственным, как бы от каких-то наложенных природой знаков, по которым остается в ней неслитная общительность, отличающая свою собственность. Поэтому, когда душа снова повлечет к себе сродное и собственно ей принадлежащее, тогда какое, скажи мне, затруднение воспретит Божественной силе произвести соединение сродного, поспешащего к своей собственности по некоему неизъяснимому влечению природы. А что в душе и по отрешении от тела остаются некоторые знаки нашего соединения, это показывает разговор в аду, из которого видно, что, хотя тела преданы были гробу, однако же в душах оставался некоторый телесный признак, и поэтому, как Лазарь был узнан, так и богатый не оказался неизвестным» («Об устроении человека», 27).
Сам человек всегда был некоторым образом склонен к жажде разгадать, разрешить тайны окружающего мира и себя самого, тайны жизни и смерти. Наука за последние столетия совершила заметный скачок в этом направлении. Такое впечатление, что мы не видим Божьих чудес, как в ветхозаветное или апостольское время, в том числе и потому, что сам человек со своими же изобретенными хитроумными приспособлениями творит давно уже столько чудес, какие и не снились людям библейской эпохи, и все к этому давно уже привыкли. Стремление же к бессмертию и подспудное неприятие смерти, несогласие с ней вело разными путями к внутреннему осознанию этой проблемы. Одно из них чисто религиозное, другое зарождается и в дерзких проектах научной мысли. Одно рассчитывает на Бога, «Единого, имеющего бессмертие» (1 Тим. 6, 16); другое чаще склоняется рассчитывать на свои собственные силы. В некоторой степени многие ученые всегда рисковали подвергаться все тому же прародительскому искушению срывать плоды с древа познания добра и зла… Не займется ли в недалеком будущем та же наука воскресением умерших? Очень даже возможно, тем более, что некоторым людям этой области часто свойственна определенная самоуверенность, культ силы и самодостаточности человеческого разума… Продолжая мысль свят. Григория, можно предположить, что ученый, верящий в силу разума, посчитает, что никакого затруднения со временем не возникнет не только для божественной силы, но и для человеческих возможностей, чтобы оживить костные останки на кладбище по скрытой и хранящейся в них по-прежнему генетической информации, так что в силу некоторого сродства природы души и тела при восстановлении первоначального тела в его полноценном состоянии сама душа, естественно, устремится туда войти… Проект Н.Ф. Федорова (1828-1903) об общем деле воскрешения предков вовсе не покажется в будущем для некоторых таким уж утопичным! И вообще наука, если бы ее многие представители не противопоставляли свои знания религиозным, а верующие, в свою очередь, не встречали многие научные открытия с подозрительностью и недоверием, могла бы гораздо в большей степени быть включенной в общий богочеловеческий процесс развития истории и возделывания окружающего мира. Но к любому благородному порыву, будь то в научных познаниях и открытиях, будь то в общественно-политической жизни и других совместных замыслах и проектах , всегда примешиваются греховные амбиции, если даже не у самого ученого, то в ближайшем его окружении с довольно высокой вероятностью. В результате чего многие научные достижения уже оборачивались массовыми страданиями людей и их гибелью.
Чем может, в таком случае, обернуться возможные в будущем эксперименты с воскресением или, точнее, воскрешением мертвых?
Проблему общей смертности они, разумеется, не решат. Ведь информация, записанная в ДНК человека, принадлежит всецело его смертному телу от мира сего. Ничего общего с тем, что пишет ап. Павел в 15-й главе 1 Кор., это иметь не будет, так же, как с воскресением Христовым. Чтобы тленному сему облечься в нетление, и «смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53), это выходит вне всякой компетенции и возможностей науки. В лучшем случае это будет воскрешение мертвецов по подобию воскрешения Лазаря – можно реанимировать таким способом разлагающийся труп, а можно и костные останки или просто прах. Ну, проживет такой человек какой-то срок спустя десятки, сотни или даже тысячи лет после собственной смерти, но решит ли это для него что-нибудь с точки зрения вечности? Если, конечно, не предусмотрена Божиим промыслом в данном случае еще одна любопытная возможность первого воскресения для святых (Откр. 20, 4-5) – не это ли мог иметь в виду преп. Серафим Саровский, если верить Н.А. Мотовилову и записанной им «великой Дивеевской тайне»? Кроме того, останется проблема самой души человеческой: всякая ли душа, даже ощутив каким-то образом возобновившиеся сродственные с ее прежним телом информационные связи, захочет возвратиться в прежнее тело? Также вряд ли при будущей перенаселенности Земли во многих ее местах воскрешение будет массово распространено: сами живые не очень-то этого захотят. А стоить такое мероприятие будет, надо думать, не по карману подавляющему большинству людей. Ну и мошенников типа Г. Грабового найдется гораздо больше, чем ныне.
Хотя, конечно, Федоровские мысли о воскрешении кому-то покажутся чрезвычайно соблазнительными и привлекательными, как, например, следующие, когда чудаковатый философ предлагает, в частности, в «Философии общего дела» приступить к психофизиологическим опытам воскрешения под руководством врачей и священников, т.е. в единении науки и религии.:
«Возвращение праху жизни, сознания души, есть высшая ступень, или ступень способности, знания и воли, управления и самоуправления. Возвращение жизни умершим и создаст существа бессмертные, неразрушимые; ибо только тогда, когда станет не возможным только, но доказанным, т.е. действительным, воспроизведение из безжизненного вещества жизни, только тогда жизнь и получит высшую гарантию... и антагонизм между человеческим и Божественным окончится".
"Для воскрешения недостаточно одного изучения молекулярного строения частиц; но, так как они рассеяны в пространстве солнечной системы, может быть и других миров, их нужно еще собрать; следовательно, вопрос о воскрешении есть теллуро-космический".
"Мы полагаем возможным и необходимым достигнуть через всех, конечно, людей познания и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине".
И кто знает, не будут ли в не столь отдаленном будущем, помимо кладбищенских церквей, устраиваться в отдельных местах массового погребения засекреченные компьютерные лаборатории по сканированию окружающего грунта и воздуха?...