Вопрос саддукеев о воскресении мертвых (22:23-33).

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24 «Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27 после же всех умерла и жена; 28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее». 29 Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. 31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». 33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Итак, саддукеи в своих взглядах исходили исключительно из Закона Моисея. Есть Тора, говорили они, – и этого достаточно! Они даже говорили, что на всякие прочие книги Писания у них просто нет времени. На этом основании они не верили ни в бессмертие, ни в бесов, ни в ангелов. И когда они утверждали, что «нет воскресения», то они опирались на Тору, то есть на пять книг Закона Моисея. Ведь действительно, нигде в Пятикнижии не сказано, что будет или возможно воскресение из мертвых! Да и во всем Писании есть лишь несколько поздних текстов, которые выражают не столько убеждение, сколько желание или некое смутное предчувствие воскресения[112]. Писание скорее внушало мысль не о воскресении, сколько о неизбежном окончательном конце для всех: «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (2 Цар 14:14). Иудеи были убеждены, что после смерти человек погружается в мир мертвецов, в шеол (в переводе с еврейского – ад, преисподняя). Там, в беспросветной тьме могилы, уже не живые люди, а некие тени, призраки бывших людей. Ведь жизнь – только от Бога, а в шеоле (в аду) Бога нет: «Ведь там – в смерти – Тебя не помянет никто, в мире мертвых – кто прославит Тебя?!»[113] (Пс 6:6). Лишь в позднее время у иудеев появляется вера в воскресение. Не в бессмертие человека или его души, – ибо все люди смертны, – а в силу Божию, которая может дать новую жизнь. К I веку до РХ вера в воскресение стала преобладающей, хотя разделялась и не всеми, что видно на примере иудейской аристократии – саддукеев.

В своем отрицании воскресения саддукеи, как и во всем, опирались на Пятикнижие, которое, как им казалось, в некоторых своих текстах исключает возможность воскресения. Например, в заповеди о родственных браках. Это так называемый закон левирата:

«Если братья жили вместе и один из них умер, не оставив сына, то жена умершего не должна выходить замуж за чужого человека. Пусть брат ее мужа войдет к ней – пусть женится на ней, чтобы заменить брата. Первенец, которого она родит, будет считаться потомком умéршего, чтобы имя умéршего не исчезло в Израиле»[114] (Втор 25:5-6).

Саддукеи, имея в виду эту заповедь Закона, подошли к Иисусу с вопросом, который должен был высмеять веру в индивидуальное воскресение. Конечно, заданный саддукеями вопрос с историей о семибратьях, звучит как преувеличение, но в основе его лежал выше процитированный и хорошо известный иудеям закон левирата. Ну а семикратно повторяющийся брак братьев на одной и той же вдове только усиливает ситуацию абсурда. Издевательский вопрос саддукеев должен был, с одной стороны, по их расчетам, поставить Иисуса в тупик и уронить Его авторитет в глазах толпы, а с другой стороны, представить веру в воскресение нелепой выдумкой, противоречащей не только Закону Моисея, но и самой первой книге Писания, в которой один из двенадцати сыновей Иакова «Иуда сказал [своему сыну]Онану: “Живи со вдовой брата. Заменишь брата, дашь ему потомство”»[115] (Быт 38:8).

Когда умрут все семь братьев, умрет и та женщина, которая была женою всем семерым, и они встретятся после воскресения, – то спрашивается: «которого из семи будет она женою? ибо все имели ее». Таким образом, по мнению саддукеев, вера в воскресение нелепа, ибо логически ведет к многомужеству, строго запрещенному Законом.

Но уловить Иисуса им не удалось. Он немедленно показывает саддукеям их неправоту: «Заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божией».

Они не знают силы Божией. Иисус тотчас говорит, чтó Он имеет в виду. Дело в том, что представление саддукеев о воскресении опирались на самые грубые народные верования. Воскресение мыслилось как реанимация, оживление. Воскресшие, мол, будут жить своей прежней земной жизнью, только избавленной от всяческих бед и страданий. Это будет жизнь, полная изобилия и наслаждений, золотой век, желанный Шалом. Плодовитость и многочадие – одна из черт такой благой жизни. Так кому же из семерых братьев будет теперь рожать детей их общая вдова? – Иисус отвергает всю эту карикатурную бессмыслицу, указывая саддукеям на примитивность их грубых материалистических представлений о воскресении. Он заявляет, что после воскресения старые физические законы уже не будут действительны. «Ибо в воскресении, – говорит Он, – ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Воскресшие будут подобны Ангелам, и такие проблемы, как брак и женитьба, вообще не будут иметь к ним никакого отношения.

Обратим внимание на большую свободу мысли Иисуса. Не в первый раз Он затрагивает вопрос о браке. Некогда уже обсуждался вопрос о разводе. Тогда Иисус, не отрицая Закон, проявил Свою свободу по отношению к Закону, указывая на его ограниченность. Закон не вечен, как учили иудейские учителя. При сотворении человека никакого Закона не было, он появился только по необходимости, дан людям в их греховном состоянии: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф 19:8). Здесь Иисус напоминал слушателям об изначальной воле Бога.

Теперь же, в дискуссии вокруг воскресения, Он проявляет Свою свободу в знании творческой воли и силы Божией. Бог, сотворивший этот мир, си́лен сотворить и новый мир, лишенный ограничений века сего. Это будет в воскресении, когда жизнь будет не улучшенным вариантом земной жизни, а качественно преображенной, носящей одухотворенный характер. Об этом впоследствии учил и апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, чтó приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).

О жизни в воскресении нельзя мыслить в категориях нынешней жизни. Это не понятно саддукеям, хотя и было известно некоторым продвинутым иудейским учителям того времени и позднее. Так, в апокрифической Книге Еноха (I-II вв. до РХ) есть обещание: «Вы будете иметь великую радость, как ангелы небесные»[116] (Енох 19,104). Учитель III века Рав писал: «Будущий век не таков, как этот век. В будущем веке не будет ни еды, ни питья, ни деторождения, ни торговых сделок, ни зависти, ни ненависти, ни ссор, но праведные будут восседать с венцами на головах и будут насыщены славой присутствия Божьего»[117].

Саддукеи «не знают Писаний». Нет, они, конечно, знают букву Писаний, но не понимают смысла. Об этом говорит Иисус, цитируя отрывок из Пятикнижия, столь авторитетного у саддукеев: «Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”?». Это цитата из Книги Исхода (3:6). Бог, обращаясь к Моисею при Неопалимой купине, говорит о Себе как о Боге, заключившем заветы с предками Моисея и всех иудеев. Поскольку Бог праведен, то есть верен Своим Заветам, праотцы для Бога живы: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Они либо уже сейчас живы, либо будут живыми в воскресении. Поскольку все знают, что Авраам, Исаак и Иаков, эти патриархи и отцы веры, давным-давно скончались на этой земле, они должны жить в преображенном состоянии воскресения. Ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвецов! Итак, сам Моисей в Писании свидетельствует о воскресении. – Ответ Иисуса неожиданный, находчивый и мудрый. «И, слыша, народ дивился учению Его». А саддукеи были пристыжены.

Наши рекомендации