С какой целью было написано послание?
Каждое послание было написано по какому-либо поводу. Их написание было вызвано какими-то обстоятельствами, либо со стороны читателя, либо автора. Почти все послания Нового Завета были вызваны читателями (Филимону, Иакову и, возможно, Римлянам являются исключениями). Обычно поводом было такое поведение, которое нуждалось в исправлении, или ошибка или непонимание, которое требовалось разъяснить.
Нам будет трудно понять смысл послания, если мы не знаем, какая причина заставила автора его написать. Это очень похоже на то, как если бы вы слушали беседу по телефону на одном конце и пытались выяснить, что говорит человек на другом конце. Поэтому важно попытаться воссоздать, реконструировать как можно более точно, ту ситуацию, по поводу которой пишет автор свое послание.
Прежде всего, необходимо посмотреть, не указана ли цель послания в самом послании. Если читать внимательно всё послание, то постепенно будет складываться более менее ясная картина тех обстоятельств, которые побудили автора взяться за перо.
Можно воспользоваться справочной литературой, комментариями, толкованиями. Опять-таки будет полезно изучить всю доступную информацию об авторе и адресате.
Например первое послание Иоанна и послание к Колосянам были написаны для того, чтобы противостоять зарождающимся в общинах ересям, тем самым, которые позже разовьются в гностические ереси. В самой Библии мы не найдем информации об этих ересях. Но, используя справочную литературу и комментарии, нам станет ясно что из себя представляли эти ереси. А это в свою очередь поможет нам гораздо лучше понять смысл послания и получить от них существенную пользу.
Или, например, послание к Галатам. Из самого послания, при внимательном прочтении, становится ясно, что побудило Павла написать его. Дело в том, что некие люди, проникшие в галатийские церкви, не только дискредитировали Павла, но и проповедовали лже-евангелие, уча об исполнении Моисеева закона, в частности о необходимости обрезания, как условия спасения. Поэтому Павел решил отстоять в послании своё апостольство и истинное евангельское учение о спасении через веру, а не через дела.
Или, другой пример: пастырские послания Апостола Павла. Они называются пастырскими, поскольку обращены не к той или иной общине, а к двум молодым людям – Тимофею и Титу, которые несли пастырское служение. Именно поэтому послания носят очень личный и практический характер. Из самого текста послания мы узнаем, что и Тимофей и Тит вместе с Павлом путешествовали и совершали миссионерское служение. Вскоре Павел принял решение оставить Тимофея в Ефесе (1-е Тимофею 1:3), а Тита на Крите (Титу 1:5) для того, чтобы они руководили образовавшимися там общинами. И, конечно, Павел переживал за них, слыша о возникавших у них трудностях. Ведь этим молодым людям не приходилось прежде быть руководителями и у них естественно было множество вопросов. Именно это и побудило Павла взяться за перо. Он сам сформулировал цель своего послания к Тимофею так: "Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1-е Тимофею 3:14,15). И мы видим эту тему, проходящую красной нитью через всё письмо. В главе 2 показано, как должно вести себя во время молитвы, какова роль женщин в церкви. В главе 3 перечислены требования к тем, кто собирается занять руководящие посты в общине. В главе 5 подчеркивается обязанность церкви по отношению к вдовам. И так далее.
Понимая цель Апостольских посланий мы сможем правильно понять и применить в своей жизни эти тексты.
Послания Апостолов не являются учебником по систематическому богословию
Еще одна особенность Апостольских посланий заключается в том, что они не являются в чистом виде теологическими трактатами; они не являются полными конспектами теологии Апостолов. Это письма! В них присутствует теология, но это всегда “проблемная теология”, касающаяся какой-то конкретной насущной проблемы той общины, к которой оно адресовано. Теология в посланиях всегда служит определенным нуждам. Исключение может составить разве что послание к Римлянам, которое является более менее развернутым систематизированным изложением теологии Павла. Но даже в этом случае, это лишь часть его теологии.
Что из этого следует? К примеру в послании к Колосянам мы находим некоторые указания относительно того, какими должны быть отношения между супругами. На эту тему здесь всего два предложения: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Колосянам 3:18,19). Но это далеко не всё, что Писание говорит по этому поводу. Просто в данном случае Павел не стал раскрывать подробно тему семейных отношений, так как главная проблема Колосской общины была в другом.
Или, например, обращаясь к Коринфянам (2-е Коринфянам 12:1-5) Павел не ставил своей целью дать исчерпывающее описание третьего неба, а также подробно объяснить что человек переживает во время восхищения. Он описывает этот свой духовный опыт лишь для того, чтобы восстановить в глазах Коринфян утраченный авторитет, подтвердить свое апостольство. Здесь нет развернутого описания неба, потому что цель написания послания совсем иная.
Другой пример: в первом послании к Коринфянам (12:1-11) Павел достаточно много пишет о духовных дарах. И, тем не менее, мы не можем сказать, что перед нами исчерпывающее учение о дарах Святого Духа. Потому как о дарах здесь Павел пишет исключительно в связи с возникшей в Коринфской церкви конкретной проблемой. Цель Павла не в том, чтобы перечислить все существующие дары и дать каждому подробную характеристику. Мы даже не можем утверждать, что им приведен полный список даров. Павел говорит о дарах ровно столько и в таком ракурсе, чтобы решить проблему. Какова же эта проблема? Если мы посмотрим на всё послание, то увидим, что оно начинается с проблемы разделений в Коринфской общине (1:10-13) Разделения эти возникали и на почве псевдодуховности. Одни, надмеваясь, считали себя духовнее других, но Павел пишет им, что подобное поведение, напротив, признак плотскости, а не духовности (3:1-4). Разделения усугублялись ещё и тем, что обладающие духовными дарами также надмевались над другими (есть также предположение, что те из Коринфян, которые обладали даром говорения на языках, считали себя особенно духовными). И вот 12, 13, 14 главы послания как раз посвящены тому, чтобы устранить разделения и внести ясность по вопросу духовных дарований.
С этой целью Павел пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (12:4-6). «Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?… Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно» (12:15-18). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (12:21-25) и.т.д.
Таким образом, главная цель Павла не в том, чтобы дать полное представление о дарах, а в том, чтобы подчеркнуть важность единства и дать понять о том, что истинная духовность не в обилии даров, а в том, чтобы с любовью служить этими дарами на благо всей церкви.
Важность увидеть общую цель посланий
Следующая особенность посланий в том, что они цельные. То есть, чтобы понять правильно какие-то отдельные тезисы, нужно усвоить общую суть, главную мысль/мысли всего послания. Для этого неплохо бы сперва бегло прочитать все послание за один раз. Ведь именно так вы читаете письма. Письма (послания) в Библии – не исключение. Сначала нужен общий взгляд. А уже потом в свете всего послания, можно начать заново, и теперь уже разбирать каждый раздел подробно.
Структура посланий
Во многих Апостольских посланиях прослеживается определенная структура (особенно в посланиях Павла). Если мы сумеем уловить, усвоить эту структуру, то и само послание толковать станет легче. Вот примерная структура многих посланий:
1. Вступление (информация об отправителе и получателе письма, приветствие)
Читая вступление, мы можем почерпнуть некоторые сведения об авторе и адресатах послания. Это может пригодиться нам в дальнейшем для понимания смысла текста.
2. Благодарение и молитва
Как правило, данная часть послания уже содержит в себе центральные темы, которые будут в нём рассматриваться. Автор возносит благодарения, молится о том, что потом, по ходу послания будет главной темой. То есть, внимательно прочитав эту часть, нам уже будет легче понять, в чём главная мысль послания, а значит и понять его в целом.
3. Основное содержание
Оно начинается сразу же после молитвы и благодарения (если таковые присутствуют). Это значит, что автор приступает к изложению того, ради чего он и пишет письмо.
4. Заключительные приветствия, распоряжения и благословения
Из этой части нередко также можно извлечь кое-какие полезные и важные сведения о характере автора, о его отношениях с другими людьми, и получить немало назидания.
Глава 6
КАК ТОЛКОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЯ
Мы продолжаем рассматривать особенности толкования различных Библейских жанров. Одним из таких жанров являются Евангелия. Евангелия это уникальный литературный жанр, мало похожий на другие. И толковать этот жанр нужно с учетом всех его особенностей. О них мы сейчас и поговорим.
Евангелия это жанр, объединяющий в единое целое множество жанров. Евангелия содержат в себе, к примеру, поэзию, повествование, проповеди, притчи, апокалиптику.
Евангелия от Марка, Матфея и Луки называются «синоптическими» (от греческого слова «синопто», что значит: «видеть вместе») Они получили это название потому, что в них описаны одни и те же события из жизни Иисуса. В каждом из них, правда, есть какие-то дополнения, или кое-что опущено, но, в общем, они основаны на одном и том же материале. Принято считать, что первым было написано Евангелие от Марка. Евангелия же Матфея и Луки основывались на нём, дополняя его новыми подробностями. Особняком стоит Евангелие от Иоанна.
При написании своих книг, Евангелисты применяли 2 принципа: «выборочность» и «адаптация».
Выборочность: В каждом Евангелии отображены лишь те события, которые соответствуют заданной Евангелистом цели. Автор включил в своё повествование не весь материал, которым располагал, но выбрал то, что считал нужным, исходя из своего замысла (Иоанна 20:30; 21:25)
Адаптация:Выбранные события авторы описывают так, в таком порядке и в таком объеме, чтобы опять-таки, максимально лучше достичь своей цели, ради которой они и писали, а также с учетом того, кому они пишут.
Поэтому, так же, как и при толковании Апостольских посланий, чтобы правильно понимать Евангелия, нам важно выяснить для какой аудитории были написаны те или иные евангелия и какова была цель написания. Для кого писал Матфей, Марк, Лука и Иоанн? В этом нам помогут справочники, комментарии, толкования. Перед чтением того или иного Евангелия, можно воспользоваться ими и прочитать всю доступную информацию о том, кому предназначалось Евангелие и с какой целью оно было написано. Также при толковании нам могут помочь сведения об авторах Евангелий.
Евангелие от Матфея
Матфей пишет прежде всего для иудейского читателя. Он пытался сделать свою книгу как можно понятнее и актуальнее для них. И главной целью его было не то, чтобы просто пересказать историю жизни Иисуса, а чтобы с помощью этой истории доказать евреям, что Иисус Христос есть Тот Самый Мессия и Царь, который был обещан в Ветхом Завете. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям его происхождение от Давида и Авраама. По этой же причине Матфей очень часто приводит пророчества из Ветхого Завета, указывая на их исполнение в жизни Спасителя («да сбудется речёное через пророка...»). В тексте более 60-ти явных цитат, а также множество аллюзий* на Ветхий Завет, когда упоминаются ветхозаветные слова или события, хорошо известные читателю, и автору не нужно давать никаких специальных указаний.
__________________________________________________________________________________________
*Аллюзия (от французского слова «allusion» - «намёк) – это литературный или разговорный приём, заключающийся в намёке на общеизвестные факты, исторические события, литературные произведения и т. п.
__________________________________________________________________________________________
Ведь Матфей пишет евреям, а значит, они должны были понимать его с полуслова. Он постоянно дает им понять, что весь Ветхий Завет говорит об Иисусе из Назарета.
Другая важная цель Матфея: раскрыть истинное понятие Царства Божьего (Небесного).Матфей раскрывает привычные для евреев понятия в свете Нового Завета, перенося их в духовную плоскость (Царство Божье – невидимое царство. Иисус – Царь в духовном мире. Владычество Иисуса – это владычество в наших сердцах. Враги Царства – это сатана и наши грехи). Словосочетание «Царство Небесное» употреблено в Евангелии от Матфея 32 раза. Многое из того, что написано Матфеем, связано как раз с этой темой.
Матфей был великим систематизатором. Он собирал в одном месте все, что он знал об учении Иисуса по тому или другому вопросу, и потому мы находим в Евангелии от Матфея пять больших комплексов, в которых собрано и систематизировано учение Христово. Все эти пять комплексов связаны с Царством Божиим. Вот они:
а) Нагорная проповедь или Закон Царствия (5-7 главы) б) Долг руководителей Царствия (10 глава) в) Притчи о Царствии (13 глава) г) Величие и прощение В Царствии (18 глава) д) Пришествие Царя (24,25 главы)
Кроме того, Матфей всегда так располагает материал, чтобы читателю было легко запомнить его. Он располагает материал по тройкам и семеркам: три вести Иосифа, три отречения Петра, три вопроса Понтия Пилата, семь притч о Царствии в главе 13, семикратное "горе вам" фарисеям и книжникам в главе 23.
Написанное Матфеем Евангелие – это прежде всего Евангелие для обучения людей.
Очень многое в евангелии от Матфея можно объяснить именно тем, что он писал еврейской аудитории. Кстати, и Царство Божие Матфей называет Царством Небесным, так как иудеи, избегая лишний раз употреблять имя Всевышнего, заменяли его словом Небо. Или, например, Матфей чаще других евангелистов именует Христа Сыном Давидовым (у Марка и Луки встречается только 2 раза). Он не объясняет ветхозаветных обычаев и палестинских выражений (таких, как «рака» или «мамона»). Ссылка на участь праведников от Авеля до Захарии (23:35) подразумевает порядок еврейской Библии, где Захария фигурирует в последней книге ветхозаветного канона (Паралипоменон). Христос у Матфея называет злое дело «аномией»,т. е. нарушением Закона (7:23), Он посылает апостолов только к израильтянам (10:5), а миссия среди язычников видится у Матфея лишь в перспективе будущего. Матфей более внимательно и подробно останавливается на апокалиптике, поскольку это излюбленная область ветхозаветних писателей. В 24 главе дано намного более полное изложение апокалиптических рассуждений Иисуса, чем в любом другом Евангелии. Только в Евангелии от Матфея есть притча о талантах (25:14-30); о мудрых и неразумных девах (25:1-13); об овцах и козлах (25:31-46). Матфей проявлял особый интерес к последнему времени, ко Второму Пришествию Христа и к Судному дню.
Также Евангелист Матфей приводит в своём произведении пространные проповеди Иисуса Христа, зная, что они будут понятны и интересны еврейскому читателю.
Матфей представляет Христа прежде всего как Царя, Того Самого, Чьё Царство ожидают все евреи.
Автора Евангелия от Матфея также очень интересует Церковь. Из всех синоптических Евангелий слово Церковь встречается только в Евангелии от Матфея. Только в Евангелии от Матфея включен отрывок о Церкви после исповедания Петра в Кесарии Филипповой (16:13-23). Лишь у Матфея говорится о том, что споры должны решаться Церковью (18:17). Ко времени написания Евангелия от Матфея Церковь стала большой организацией и действительно важнейшим фактором в жизни христиан.
Немного об авторе: Матфей (имя означает – «Дар Господень») сын Алфеев из города Капернаум. Упоминается также под именем Левий. Он был мытарем, и Иисус призвал его от сбора пошлин к апостольскому служению, сделав Своим учеником (9:9). Благодаря своей прошлой профессии, он хорошо разбирался в разнообразных денежных единицах и в стоимости вещей. Поэтому-то в его Евангелии чаще упоминается о деньгах, чем в других трёх. Матфей трижды называет денежные единицы, не встречающиеся в других новозаветных книгах: "дидрахма" (17:24), "статир" (17:27) и "талант" (18:24). Кроме того, мытарь должен был уметь вести точные записи. Так что с человеческой точки зрения Матфей хорошо подходил для роли автора Евангелия.
Евангелие от Марка
Марк, в отличие от Матфея писал не для Иудеев, а для Римлян, то есть для Христиан из язычников. Именно поэтому в нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, опускается. По этой же причине Марк заботился о том, чтобы пояснять еврейские обычаи и географию, ведь с ними не были знакомы римляне.
Если мы поймем римлян, то нам во многом будет понятен стиль написания Евангелия от Марка. Принцип римлян: «пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь). Римляне также говорили: «пусть греки осмысливают мир, а мы будем его завоевывать». Поэтому для римского читателя более важно не то, что сказал Иисус, и уж тем более не то, что говорили о Нём ветхозаветные пророки (которых римляне не знали так, как иудеи), а важно то, что Иисус сделал. Для римлян важно действие. Поэтому Евангелие от Марка – это Евангелие действия (в нём приводится девятнадцать чудес и лишь четыре притчи)! В отличие от неторопливого задумчивого Евангелия от Матфея, оно очень динамичное, в нём большое количество глаголов, и оно очень насыщено событиями (1 глава евангелия Марка охватывает столько событий, сколько охватывают первые 7-8 глав Евангелия от Матфея). Стремительность изложения подчеркнута постоянно встречающимся словом «тотчас» и очень созвучна порывистой натуре Апостола Петра. Евангелие от Марка также называют Евангелием пути. Половина Евангелия – это описание того, как Иисус двигается по направлению в Иерусалим и всего того, что случается с Ним по пути. Вторая половина – описание страстной недели Иисуса. Только здесь Марк несколько замедляет темп повествования.
Христос в Евангелии от Марка предстает не столько Проповедником, сколько Воителем против демонических сил. Поэтому в сказаниях Марка так много места уделено освобождению, исцелению одержимых.
Именно потому, что Марк писал для римлян, цель написания его Евангелия несколько отличается от цели написания других Евангелий. Главное внимание Марк обращает на то, чтобы дать сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной (сравните первые строки двух этих Евангелий: Матфея 1:1 и Марка 1:1).
Другая цель Марка - показать отношение Иисуса Христа к язычникам и тем самым обосновать закономерность проповеди благой вести неиудеям. Например, неслучайно именно Марк подчеркивает слова Христа о том, что храм предназначен быть "домом молитвы для всех народов" (11:17). А там, где евангельское повествование достигает своей кульминации, именно римский сотник-язычник признает Божественность Иисуса Христа (15:39).
Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований.
Марку присущи удивительные прямота и искренность в подаче материала. У него слушатели Иисуса на все реагируют эмоционально. Они "удивляются", "ужасаются" и.т.п.. Марк упоминает об озабоченности близких Иисуса Христа Его душевным здоровьем (3:21, 31-35). Он неоднократно и откровенно отмечает, что ученики сплошь и рядом Иисуса не понимали (4:13; 6:52; 8:17, 21; 9:10, 32; 10:26). Подчеркнуто говорит он о чувствах, владевших Христом: о присущем Ему сострадании к людям (1:41; 6:34; 8:2; 10:16), о гневе Его и огорчении (1:43; 3:5; 8:33; 10:14), о Его тоске и томлении (7:34; 8:12; 14:33-34).
Немного об авторе: Марк (римское имя означающее – «молот»). Еврейское его имя – Иоанн. Марк не был из числа 12 Апостолов Иисуса Христа. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Марк был Иудеем из города Иерусалима, где жила и его мать (Мария), в доме которой собирались верующие (Деяния 12:12). Туда после освобождения из темницы направился Петр. Позже Пётр назовет Марка своим сыном, а это, по всей видимости, означает, что Петр и привел Марка к вере (1-е Петра 5:13). Марк был племянником Варнавы (Колосянам 4:10). Отправляясь в первое миссионерское путешествие, Варнава и Павел взяли с собой Марка (Деяния 13:5), однако он, не выдержав трудностей, вернулся из Пергии в Иерусалим (Деяния 13:13). Несмотря на это, Варнава хотел взять Марка и во второе миссионерское путешествие, но этому воспротивился Павел, выбрав в спутники Силу. После этого Марк сопровождал Варнаву на Кипр (Деяния 15:36-40).
Впоследствии между Павлом и Марком вновь установились добрые отношения. Во время первого заключения Павла Марк находился при нем в Риме (Колосянам 4:10; Филимону 1:24), и после второго ареста Павел настойчиво просил через Тимофея, чтобы Марк прибыл к нему (2-е Тимофею 4:11).
Позднее Марк сотрудничал уже с Петром. Есть веские причины считать, что Марк написал свое Евангелие именно со слов и под руководством Апостола Петра по просьбе Христиан, живших в Риме. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о некоем юноше, который, когда Господь был взят под стражу в саду Гефсиманском, следовал за Ним, «завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия – Марка.
Евангелие от Луки
Лука, бесспорно, был весьма образованным человеком, в совершенстве владевшим всеми тонкостями греческого языка. Его книга – один из наилучших образцов древней литературы. По преданию Лука был искусным художником. В одном испанском соборе сохранился до сего дня портрет Девы Марии, якобы написанный Лукой.
В Евангелии Луки есть и события из жизни Иисуса и описание Его учения. И написано оно в стиле греческой историографии. По его собственным словам (1:3), все сведения, которые он имел о жизни и учении Христа были подвергнуты им тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.
Евангелие от Луки ориентировано для греческой аудитории. Изначальный получатель – грек по имени Феофил (что значит «возлюбленный Богом» или «любящий Бога»). По всей видимости, Феофил либо совсем недавно стал Христианином, либо и вовсе ещё не Христианин. Поэтому цель автора, как он и сам об этом пишет (1:3,4) в том, чтобы дать Феофилу «твердое основание того учения, в котором был наставлен».Конечно, скорее всего, Лука рассчитывал, что не только Феофил, но и многие другие из язычников смогут прочитать его книгу и уверовать во Христа. Лука сам произошел из язычников. Из всех авторов Нового Завета только он не был иудеем.
Знание того факта, что Евангелие от Луки ориентировано на язычников, многое проясняет и позволяет понять его лучше. Вот насколько примеров:
1. Упоминание географических пунктов в Иудее Лука часто сопровождает пояснениями их местоположения (4:31; 8:26; 21:37; 23:51; 24:13). Если бы он обращался к еврейским читателям, то необходимости в этом не было бы.
2. Родословную Иисуса (3:23-28) он прослеживает до Адама, а не до Авраама, как Матфей, - с тем, по-видимому, чтобы подчеркнуть значение Христа для всего человеческого рода, а не только для еврейского народа.
3. Говоря о времени рождения Христа (2:1) и о начале проповеднического служения Иоанна Крестителя (3:1), Лука ссылается в этой связи на римских императоров и правителей тех дней.
4. Евангелист прибегает к целому ряду слов, которые читателям-язычникам были более знакомы, нежели соответствующая им еврейская терминология. Например, "учителя" он называет не еврейским "равви", а греческим «дидаскалос».
5. Цитируя из Ветхого Завета, Лука пользуется Септуагинтой (то есть греческим переводом). При этом прямых цитат у него не много, хотя книга его насыщена намеками и ссылками.
6. У Луки относительно немного сказано об исполнении пророчеств в Иисусе, поскольку для язычников эта тема была не столь важна, как для евреев. Лука всего пять раз ссылается на исполнение ветхозаветных пророчеств, и все соответствующие цитаты, кроме одной (3:4), вложены им в уста Христа, говорившего к израильтянам.
Итак, Лука писал для языческой аудитории. Поэтому целью Луки было такжепредставить Иисуса Христа как Сына Человеческого, отвергнутого Израилем. И показать, что благодаря этому отвержению Иисус был проповедан и язычникам, дабы и те могли узнать о Царствии Божием и получить спасение.Лука подчеркивает, что в вопросе спасения нет разницы между иудеями и язычниками, потому что Христос пришел для всех людей! Здесь, кстати, видно влияние Апостола Павла, спутником и сотрудником которого Луке приходилось быть. Ведь Павел, как Апостол язычников старался более всего раскрывать ту великую истину, что Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. На том же самом заостряет внимание и Лука.
Примеры:
1. Царствие Божие не закрыто для Самарян (9:51-56). Лишь у Луки мы находим притчу о милосердном самарянине (10:30-36). И тот один прокаженный, возвратившийся, чтобы возблагодарить Иисуса Христа за исцеление, был самарянином (17:11-19).
2. Лука показывает, что Иисус с одобрением говорит о язычниках, которых ортодоксальные иудеи сочли бы нечистыми. У него Иисус приводит вдову в Сарепте Сидонской и Неемана Сириянина как образцовые примеры (4:25-27).
3. Римского сотника Иисус восхваляет за его великую веру (7:9). Лука приводит великие слова Иисуса: "И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (13:29).
4. Когда Иисус послал своих учеников проповедовать, Матфей указывает, что Иисус велел им не ходить к самарянам или к язычникам (Матфея 10:5). Лука же ничего не говорит об этом.
5. Авторы всех четырех Евангелий, сообщая о проповеди Иоанна Крестителя, цитируют из 40 главы книги пророка Исайи: "приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему"; но лишь Лука доводит цитату до ее триумфального конца: "И узрит всякая плоть спасение Божие". (Исайя 40:3-5; Матфея 3:3; Марка 1:3; Иоанна 1:23; Луки 3:4-6).
6. Лучше других Лука изображает Иисуса другом изгнанников и грешников. Лишь он рассказывает о женщине, которая помазала миром ноги Его, обливала их слезами и вытирала их своими волосами в доме Симона фарисея (7:36-50); о Закхее начальнике мытарей (19:1-10); о кающемся разбойнике (23:43). И лишь Лука приводит бессмертную притчу о блудном сыне и любящем отце (15:11-32). Из авторов Евангелий Лука настоятельней других учит, что любовь Божия беспредельна.
Греки искали человека, наделенного Божественным совершенством и одновременно сочетавшего в себе наилучшие черты мужчин и женщин, но без их недостатков. Таким представляет Лука Христа - Сына Человеческого: сильным и одновременно исполненным сострадания. Он подчеркивает Его человеческую природу.
Несколько особенностей Евангелия от Луки:
1. Лука подчеркивает значение молитвы. В его изложении Иисус особенно часто прибегает к молитве в Своем служении (3:21; 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40-41). Лука пишет, что молитвы предваряли важнейшие этапы служения Христа. Таким образом, Лука настойчиво внушает своим читателям мысль о жизненной важности для человека молитвы как таковой. В Евангелии от Луки приводятся 9 молитв Иисуса Христа, причем 7 из них отсутствуют в других Евангелиях.
2. Особое ударение делает Лука на необходимости прощать (3:3; 5:8-26; 6:37; 7:36-50; 11:4; 12:10; 17:3-4; 23:34; 24:47).
3. Большое внимание Лука уделяет женщинам. Женщина занимала в Палестине второстепенное положение. Утром иудей благодарил Бога за то, что Он не сотворил его "язычником, рабом или женщиной". Но Лука отводит женщинам особое место. Рассказ о рождении Иисуса ведется с точки зрения девы Марии. Именно у Луки мы читаем о Елисавете, об Анне, о вдове в Наине, о женщине, помазавшей ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Лука дает нам яркие портреты Марфы, Марии и Марии Магдалины. Очень вероятно, что Лука был уроженцем Македонии, где женщина занимала более свободное положение, чем где-либо.
4. Также Лука уделяет много внимания бедным. Когда Мария приносит жертву за очищение - это жертва бедных (2:24). Вершиной ответа Иоанну Крестителю являются слова "нищие благовествуют" (7:29). Лишь Лука приводит притчу о богаче и нищем Лазаре (16:19-31). Евангелие от Луки также названо евангелием обездоленных. Сердце Луки с каждым человеком, жизнь которого неудачна.
5. В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан - в гимне Марии (1:46-55), в благословении Захарии (1:68-79); и в пророчестве Симеона (2:29-32). Весть о Мессии в Евангелии от Луки часто сопровождается словами радости и восторга.
Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна – самое позднее Евангелие. Иоанн написал его примерно через 70 лет после описанных там событий. 70 лет Иоанн думал об Иисусе. День за днем Дух Святой открывал ему значение того, что сказал Иисус. И, по всей видимости, он записал не только то, что он услышал от Иисуса, но и то, что как он теперь понимал, Иисус имел в виду.
Стиль и словарный состав этого Евангелия уникальны и сопоставимы только со стилем посланий Иоанна. Предложения в нем коротки и просты. Автор явно мыслит по-еврейски, хотя пишет по-гречески. Зачастую предложения тем короче, чем важнее заключенная в них мысль. Словарный состав более ограничен по сравнению с остальными Евангелиями, но более глубок по смыслу.
Евангелие от Иоанна сильно отличается по стилю и содержанию от других Евангелий. И это опять-таки объясняется тем, что и цель написания была особенной.
Одна из главных целей написания сформулирована самим Иоанном: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Следовательно всё своё повествование Иоанн ведёт таким образом, чтобы доказать, что Иисус – Сын Божий, Бог, явившийся во плоти! Поэтому Евангелие от Иоанна начинается не с родословной Иисуса, а с учения о Его Божестве. И далее оно содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры. Например, беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истиною, беседа о хлебе, сшедшем с небес и о таинстве причащения, прощальная беседа с учениками с завершающей её «первосвященнической молитвой» Господа. Евангелие от Иоанна раскрывают нам не столько внешнюю сторону жизни Христа, сколько Его внутренний мир, Его духовную составляющую. Может быть поэтому оно в древности называлось «евангелием духовным».
Также с этой целью именно в четвертом Евангелии столь ясно сказано о непостижимом единстве Христа с Отцом (14:9; 17:21).
С этой же целью всё Евангелие строится вокруг чудес Христа, которые как раз и подтверждают Его Божественность. Первые 12 глав этого Евангелия ещё называют «книгой знамений» (последние же главы называются «книгой славы», поскольку в них говорится о том, как Бог прославил Своего Сына), так как в них описывается 7 чудес, или знамений, совершенных Иисусом на глазах у людей. Каждое из этих знамений служило доказательством того, что Иисус есть Бог.
1. Претворение воды в вино на свадебном пиру в Кане Галилейской (2:9). 2. Исцеление сына царедворца (4:46-54). 3. Исцеление больного около купальни Вифезда (5:2-9). 4. Насыщение пяти тысяч (6:1-14). 5. Хождение Иисуса по морю Галилейскому, чтобы спасти учеников от бури (6:16-21). 6. Исцеление слепорожденного (9:1-7). 7. Воскрешение Лазаря (11:1-44).
В эту же "книгу знамений" входят замечательные беседы Христа, в которых Он объясняет смысл и значение сотворенных Им чудес. Так, например, после насыщения 5000 человек Иисус говорит о Себе как о "хлебе жизни", который дается миру Отцом Небесным (6:25-35).
В то же время чудеса у Иоанна служат главнейшей цели - раскрыть смысл спасительных деяний Иисуса. Они символичны, хотя и вполне реальны. Например, чудо в Кане - образ мессианского пира; исцеление у Вифезды - означает связь между недугом и грехом; прозрение слепорожденного - духовное прозрение; воскрешение Лазаря - власть Спасителя над жизнью и смертью.
Но есть и другие цели. Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе Ефесских христиан или даже малоазийских епископов, которые принесли ему три первых Евангелия и просили его дополнить их речами Христа, которые они от него слышали. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию, и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о «Сыне человеческом». Тем более, что к этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово, в числе которых гностики. Достоверно известно, что Иоанн написал свое Евангелие, побуждаемый к этому именно из-за появлениея подобных ересей.
И если мы поймем, в чём состоят основные заблуждения гностицизма, то многое в Евангелии от Иоанна тоже станет понятней.
В основе гностицизма лежало учение о том, что материя по существу своему порочна и пагубна, а дух по существу своему благ. Гностики поэтому делали вывод, что Бог Сам не мог касаться материи и, потому, Он не создавал мира. Он, по их мнению, испускал серию эманации (излучений), каждое из которых было все дальше и дальше от Него, пока, наконец, одно из этих излучений оказалось настолько далеким от Него, что оно могло соприкоснуться с материей. Вот эта-то эманация и была создателем мира. Гностики, следовательно, считали, что Бог вообще не имеет никакого отношения к сотворению мира. Вот потому то Иоанн и начинает свое Евангелие звучным заявлением: "Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (1:3). Вот почему Иоанн настаивает на том, что "так возлюбил Бог мир" (3:16). Перед лицом гностицизма, который так отдалял Бога и обращал Его в существо, которое вообще не могло иметь ничего общего с миром, Иоанн представил христианскую концепцию Бога, Который сотворил мир и Чье присутствие и любовь заполняет мир, который Он сотворил.
Также теория гностиков оказывала влияние и на их идею об Иисусе.
а) Одни гностики считали, что Иисус - одна из этих эманации, которые излучал Бог. Они считали, что Он никак не связан с Божественностью, что Он - своего рода полубог, у