Основные ошибки при толковании библии
За прошедшие века церковной истории Христиане применяли самые разные методы толкования Библии. Мы с вами пользуемся многими из них, сами того даже не подозревая. Однако история показала, что многие из этих методов не только не способствуют более глубокому познанию Бога, но и приводят к серьезным заблуждениям и даже могут вовсе увести от Бога. Давайте же рассмотрим самые распространенные из неверных методов толкования Библии, чтобы и нам не повторять ошибок наших предшественников. К тому же, понимание того, как не нужно толковать Писание, поможет нам понять, как все-таки нужно его толковать.
ОШИБОЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ТОЛКОВАНИИ ПИСАНИЯ
1. МИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Люди, использующие такой подход к толкованию Писания, полагаются на свои чувства, внутренний голос, субъективные ощущения или переживания. Истолкователи такого рода не уделяют никакого внимания тому, в каком историческом, культурном контексте был написан текст. И, таким образом, в процессе такого рода интерпретации практически нет объективности. Обычно при таком подходе задают вопрос: “Что это текст значит для меня?”. Это хороший вопрос, но его следует задавать лишь после того, как выяснишь, что этот текст значил для тех, кому он изначально был адресован.
Примеры:
Пришедшие внезапно на память стихи из Библии воспринимаются как откровение от Бога. В поисках ответа на свой вопрос открываем Библию наугад или просто читаем, но без объективных причин принимаем прочитанное как ответ, как направление от Бога, при этом, не вникая в контекст написанного. Но ведь, если регулярно читать Библию – совершенно нормально, что иногда в памяти всплывают те или иные отрывки. И если тебя сильно волнует какой-либо вопрос, то, читая при этом Библию, ты, конечно, склонен акцентировать внимание прежде всего на тех отрывках, которые касаются волнующей тебя темы. И всегда есть соблазн принять за ответ от Бога даже те места, которые и вовсе не касаются этой темы, но которые ты в данный момент читаешь или вдруг услышал какой-то отрывок в проповеди.
Искать ответы на свои личные вопросы в Библии – это правильно и совершенно нормально. Но, чтобы получить эти ответы необходимо понимать язык Библии. Бог говорит нам через Библию, но нужно иметь к ней правильный подход. Также, как например книга по медицине содержит ответ на вопрос о том, как вылечиться от бронхита, но, во-первых, ты не найдёшь его в главе посвященной сахарному диабету, а во-вторых придется сперва разобраться, что означает тот или иной термин в этой книге, чтобы правильно усвоить все советы. Бог хочет говорить к нам через Библию, но сперва нужно научиться в ней ориентироваться и понять её язык. Нельзя игнорировать её особенности и контекст, опираясь лишь на то, как я понял или прочувствовал тот или иной отрывок. Ключевую роль в толковании Писания должны играть не чувства, а усердная работа интеллекта, сосредоточенный и непредвзятый поиск смысла: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39) «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно…» (1-е Тимофею 4:16)
При мистическом подходе, чудеса, чувства, переживания, сны, видения, опыт ставятся выше Писания.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Этот подход в толковании Библии ставит во главу угла разум. Например, вместо того, чтобы проверять истинность науки в свете Писания, рационалист толкует Библию в свете науки и при необходимости вносит свои поправки. Другими словами, когда толкователю кажется, что смысловое значение текста Писания противоречит заключениям научного рационализма, тогда он изменяет значение текста Писания, подгоняя его к гармонии со сложившейся научной системой. То есть разум становится главным судьей в толковании Библии. Разве здравомыслящий человек может верить в то, что Иона был три дня в чреве кита. А как насчет потопа? Конечно, он был локальный, а не всемирный. Солнце остановилось? – такого не может быть.
Также это может быть связано с понимаем характера Бога. Бог не может посылать людей в ад, Бог так не может поступать. Бог не может ненавидеть. А Библия говорит, что может: – «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Псалтирь 5:6)
Рациональный подход также часто применяется к Евангелиям в части описания чудес сделанных Иисусом. Вместо того, чтобы поверить, что у Христа есть власть и сила над физическими законами вселенной, многие толкователи пытаются найти естественное объяснение случившихся чудес. Они объясняют тексты, описывающие чудеса Иисуса преувеличениями людей пересказывавших вполне естественные события. Но ведь наука движется вперед и многие её положения со временем пересматриваются, что свидетельствует о субъективности науки. Например, еще 50 лет назад говорили о том, что на Марсе растут яблоки, кто-то даже получил Сталинскую премию за это «открытие». Также многие современные научные открытия подтверждают те Библейские сведения, которые ранее подвергались критике.
Поэтому Писание всегда является наивысшим авторитетом и, если возникает несогласие между Писанием и научными положениями, последнее слово всегда остаётся за Писанием.
При рациональном подходе, разум, научные данные ставятся выше Писания.
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Это когда читающий Библию хочет придать тому или иному отрывку некий «более глубокий, духовный» смысл, который якобы в нём содержится. При этом контекст отрывка у такого толкователя играет второстепенную роль, а то и вовсе игнорируется. При аллегорическом подходе читающий Библию во всём пытается увидеть образы, символы за которыми таится тайный смысл, а буквальному очевидному смыслу не уделяет такого внимания.
Примеры:
а) Новый завет с толкованиями Уитнеса Ли изобилует такими толкованиями. Например, первое чудо Христа (Иоанна 2 глава) толкуется так: вода – это грешники, вино – церковь. Таким образом Претворение воды в вино таким образом – это преображение Иисусом грешников и их присоединение к Церкви.
б) «Раздвоенные копыта» в книге Левит на самом деле это Библия (Ветхий и Новый Завет).
в) «Животное, жующее жвачку» - означает, что мы постоянно должны изучать Писание.
г) 153 рыбы в Евангелии от Иоанна (Ин 21:1-11) означают следующее: данное число понимается как сумма трех слагаемых: числа 100, символизирующего полноту язычников, числа 50, символизирующего «остаток Израиля» и числа 3, символизирующего Святую Троицу. Предполагаемый духовный смысл таков: язычники и Израиль собраны воедино во славу Святой Троицы»
д) Аллегорическое толкование притчи о добром самарянине (Луки 10 глава):
Человек, попавший в разбойники – человеческая греховная природа. Иерусалим (возвышающийся в прохладе Иудейских гор), из которого вышел несчастный – безмятежная радостная жизнь в раю. Иерихон (город в жаркой пустынной низине) – жизнь людей после грехопадения, полная страстей. Разбойники – бесы, сорвавшие своими искушениями с него одежды добродетелей. Священник и левит, прошедшие мимо – это ветхозаветный Закон и пророческие писания, которые хотели спасти человека, но не могли. Милосердный самарянин – Сам Христос, который возлил на раны масло и вино. Масло и вино – это вещества и символы церковных таинств. Гостиница – это Церковь. Содержатель гостинницы – все церковные учителя: апостолы и их преемники. Два динария, которые Христос-Самарянин дал содержателю гостиницы – это два Завета - Ветхий и Новый.
И многое другое: «расшифровка» каждой мельчайшей детали скинии, попытки аллегорического истолкования Библейских чисел, в которых якобы содержатся скрытые предсказания, и.т.д.
Одним из наиболее крайних аллегористов в истории Христианства был Ориген (185-254 гг.). Он считал, что Писание - одна развернутая аллегория, в которой каждая деталь символична и выводил свои понятия из 1-ого Коринфянам 2:6-7 – «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную»
Он считал, что в каждом тексте Писания сокрыты три смысла: (1) буквальный — поверхностное значение; (2) нравственный — этические наставления для верующих; и (3) духовный — передающий вероучение, т.е. истину о Боге, Христе, церкви, спасении и.т.п. По его мнению, изучающий Библию должен искать некое «более важное», «более глубокое» моральное и духовное значение в каждом тексте.
Также Филон Александрийский (20 г. до Р.Х. - 50 г. по Р.Х.) представитель еврейского эллинизма, религиозный мыслитель, считал, что буквальное значение Писания рассчитано на уровень понимания духовно незрелых людей, а аллегорическое значение - для мудрецов.
Сегодня чаще всего аллегоризацией занимаются не специалисты богословы, а всевозможные лидеры культов, те, кто считают себя пророками. Люди, претендующие на то, что они имеют особое откровение или особую способность толковать откровение.
При таком подходе, аллегорическое значение текста более ценно, чем буквальное.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Этот метод толкования рассматривает Библию лишь как исторический документ. Библия исследуется с единственной целью получения исторических сведений и при этом никакого внимания не уделяется важности духовных истин Слова Божьего выраженных этими историческими фактами.
Конечно, прежде всего, такой подход распространён среди неверующих исследователей и комментаторов Библии. Они исследуют Писание с целью сбора определённой исторической информации о событиях прошлого, но они не обращают внимания на значение и важность этих событий в духовной сфере.
Но, читая Библию, мы должны понимать, что одни только исторические данные не являются нашей целью, а только средством для верного понимания смысла текста. Эту истину наглядно иллюстрируют два примера из Священного Писания:
Евангелие от Иоанна (также как и другие Евангелия) описывает исторические события из жизни Христа. Однако, это описание приводится не ради того, чтобы читатели просто знали исторические факты. Иоанн пишет: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Иоанна 20:30-31)
Также Апостол Павел ясно говорит, что исторические события происшедшие с Израилем во время странствования по пустыне, служат, как “образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы” (1-е Коринфянам 10:6). Далее, он говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков” (10:11).
О Писании сказано, что прежде всего оно имеет духовную ценность, и его главная цель – восполнить наши духовные потребности: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тимофею 3:15-17)