Так как всем религиям свойственна сакральность, духовность, общечеловеческие ценности, совокупность взглядов на мир, то изучение религии становится актуальным.
ХРАПОВА Н.Ю., ПОПОВ Е.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
для подготовки бакалавров по направлению 040200.62 – социология (ДО)
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры от «____»__________20___ г.
Барнаул
Введение
Знание истории религии в современных условиях необходимо, так как религия влияет на многие стороны общественной жизни. В рамках религиозных течений был накоплен огромный эмпирический материал, сконцентрирована общечеловеческая мудрость.
Так как всем религиям свойственна сакральность, духовность, общечеловеческие ценности, совокупность взглядов на мир, то изучение религии становится актуальным.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов. Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
История и теория религии изучает историю возникновения и эволюцию религий в хронологической последовательности их возникновения. Кроме того, теоретическое направление религиоведения включает в себя синтез философии религии (она дает свое объяснение религии, которое основывается на исследовании функционирования религии), социологии религии (изучает социальную обусловленность религии и отмирания религии, ее функции, структуру) и психологии религии (изучает закономерности возникновения, развития и отмирания религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии; влияние религии на социальные группы).
Тема 2. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий
Понятие религии. Развитие представлений о религии в человеческой истории. Религия, как историко-социальное явление. Концепции происхождения религии в контексте различных религиозных учений. Философские, психологические теории генезиса и социализации религии. Религия, как форма общественного сознания, социальная основа религии. Основные религиозные верования, культы, институты и их классификация.
Тема 3. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы.
История изучения религии. Подходы и методы изучения религии. Этапы изучения религии. Идеология эпохи просвещения и новые определение места религии и церкви в обществе (Т.Гоббс, Ш.Л.Монтескье, Ф.М.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Д.Дидро, И.Кант). Основные школы и направления социологии религии. Религия, как «отчужденное сознание», ее социальные корни и функции (К.Маркс). Религия, как констатирующий элемент общества на первой стадии его исторического развития (О.Конт). Религия в обществе с рыночной экономикой, ее роль в качестве средства социального контроля (Г.Спенсер). Религия, как фактор социальной интеграции (Э.Дюргейм). Религия в системе социального действия (М.Вебер). Религия, как институт культуры (Б.Малиновский). Религия и социокультурная динамика (П.Сорокин).
Тема 4. Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе.
Религия, как сложное социальное образование. Основания для структурирования религии. Теологическая структура религии, ее составляющие и специфика. Религиоведческая структура религии. Религиозное мировоззрение. Роль мифа в развитии общества. Религиозное сознание, религиозная идеология. Типы религиозных организаций. Социологические критерии различия церкви и секты. Социальный смысл религиозного сектантства. Функции и дисфункции религии в обществе, латентные функции религии (П.Бергер, Н.Луман, Р.Мертон).
Тема 7. Религия и политика.
Религия и политическая сфера. Виды власти. Политическая и сакральная власть: особенности и специфика. Типы институционального воздействия религии на политическую сферу. Институты власти и религиозная иерархия. Современные модели отношений между государством и церковью. Причины и условия секуляризации религии. Теории секуляризации (П.Бергер, Т.Парсонс, Р.Белл). Влияние религиозной секуляризации на политические процессы в обществе.
Тема 7. Религия и политика.
ЛЕКЦИЯ:
1. Современные модели отношений между государством и церковью.
2. Влияние процессов религиозной секуляризации на экономические и политические процессы в обществе (П.Бергер, Т.Парсонс, Р.Белл)
3. Религия и факторы социальных перемен.
Примерная тематика рефератов
1. Основные концепции определения и происхождения религии.
2. Вера как интегративный компонент религиозного сознания. Религиозная вера и культура.
3. Традиционные и исторические религии в концепции М. Элиаде.
4. Понятие и структура религиозного опыта. Типы религиозного опыта.
5. Понятие и структура сакрального. «Сакральное» и «профанное».
6. Шаманство и магия: история и современность.
7. Фетиши, талисманы, амулеты в жизни первобытного и современного человека.
8. Основные темы и мотивы религиозных доктрин.
9. Сущность, смысл и функции поклонения.
10. Понятие, формы и смысл религиозного ритуала.
11. Литературно-философские источники индуизма.
12. Карма и дхарма: этика индусов.
13. Человеческая судьба с точки зрения индуизма.
14. Индуистский пантеон.
15. Индуистские обряды и праздники.
16. Учение Будды и его историческое развитие.
17. Различные направления и формы буддизма.
18. Этика буддизма.
19. Распространение буддизма на западе.
20. Путь богов – синто: история, традиция, современность.
21. Божественные пантеоны Древнего Египта. Загробная жизнь.
22. Вероучение и культ в иудаизме: семь основных элементов.
23. История становления иудаизма как государственной религии.
24. Иудейские общины. Иудаизм и Британское колониальное управление в Палестине. Организация государства Израиль.
25. Иудаизм в современной России и в мире.
26. Праздники в иудаизме.
27. Каббала как одно из направлений иудаизма. Философия каббалы. Причины ее распространения.
28. Модернизация буддизма и европейский необуддизм.
29. Арабские завоевания и формирование мусульманского мира.
30. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм и хариджизм. Идеи суфизма.
31. Ритуалы и праздники в исламе.
32. Массовые религиозно-политические движения на мусульманском Востоке в 18-20 вв.
33. Основы христианского вероучения – Священное Писание и Священное Предание.
34. Раздел церквей и основные догматические нововведения западной церкви.
35. Учение и обрядовая специфика католицизма.
36. Католическое мессианство в 17 в., 19 в.
37. Лютеранский культ и церковное устройство.
38. Вероучение и культ кальвинизма.
39. Разнообразие протестантских церквей и деноминаций.
40. Протестантские общины в России и в Алтайском крае.
41. Догматы православной веры.
42. Православные обряды и таинства. Православные праздники.
43. История христианства на Руси. Реформы Никона, их влияние на православие.
44. Старообрядчество и духовные христиане – направления православия.
45. Причины возникновения и формирования современных нетрадиционных культов.
46. Секты: обращение, членство, воздействие на индивидуума.
47. Религиозные взгляды масонства.
Вопросы для итогового контроля по курсу «Социология религии»
1. Социологическое определение религии. Генезис и эволюция религии в процессе социогенезиса.
2. Специфика структуры религии, логика и обусловленность ее внутренних уровней.
3. Особенности формирования и проявления социальных функций религии.
4. Причины и условия формирования религиозных организаций.
5. Типология религиозных организаций, их специфика и сущность.
6. Специфика церкви, как религиозной организации.
7. Секта или альтернативное организованное сообщество в религиозной среде.
8. Генезис и эволюция деноминационных формирований в религиозной среде.
9. Культ, как матричная основа религиозной организации.
10. Особенности формирования и функционирования нетрадиционного культа.
11. Специфика мистериальной формы религиозной организации.
12. Социально и политически адаптированные формы филиалов религиозных организаций.
13. Причины и условия развития взаимодействия сфер религии и экономики.
14. Специфика взаимопроникновения религии и политики.
15. Понятие, типология и специфика религиозной конфликтности.
16. Социальная природа войн и религии.
17. Роль религии в формировании и спецификации межличностных отношений.
18. Значение религии в развитии традиционной и социально-эталонной систем.
19. Понятие и сущность религиозной культуры.
20. Религия и национальная культура.
21. Роль и статус религии в современном российском обществе.
22. Теоретические предпосылки развития социологии религии, как науки.
23. Конфессиональные теории социальной сущности религии.
24. Специфика трактовок связи религии с обществом в период эпохи просвещения.
25. Осмысление статуса и роли религии в работах основоположников социологии О.Конта и Г.Спенсера.
26. Генезис социологии религии, как науки.
27. Специфика социологической теории религии в трудах Э.Дюркгейма.
28. Социоантропологический подход в исследовании религии (Э.Тайлор, Дж.Фрезер, А.Леви-Брюль, Б.Малиновский).
29. Социально-психологический подход в исследовании религии (З.Фрейд, Э.Фромм).
30. Функциональный подход в системе социологического исследования религии (Р.Мэртон, Т.Парсонс).
31. Школа формальной социологии религии (Г.Зиммель).
32. Сравнительно-исторический подход в социологии религии М.Вебера.
33. Материалистическое теоретико-методологическое направление в социологии религии (К.Маркс, Ф.Энгельс).
34. Феноменологическое направление в социологии религии (П.Бергер, Т.Лукман).
35. Новоэволюционистская концепция религии Р.Белла.
36. Предмет и методология в современной социологии религии.
37. Социология религии как эмпирическая наука.
38. Социологические методы изучения религии.
39. Специфика современной конфессиональной ситуации в РФ. Законодательство РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 01.10.1997 г.
40. Динамика и специфика конфессиональной ситуации в Алтайском крае.
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература:
1. Веремчук В.И. Социология религии. – М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru);
2. Жоль К.К. Социология (в систематическом изложении): учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru)
Дополнительная литература:
1. Астапов, Сергей Николаевич. История религий : учеб. пособие / Астапов С. Н., Бурлуцкая Е. В., Бурлуцкий А. Н.. - М.: Дашков и К ; [Ростов н/Д] : Наука-Пресс, 2009. - 256 с.
2. 9. Ильин В.В. Религиоведение / Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В.. - СПб.[и др.] : Питер, 2009. - 240 с.. - (Краткий курс)
3. Шелковая, Наталья Валерьевна. Введение в религиоведение : [учебник] / Н. В. Шелковая. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 416 с.. - (Серия "Высшее образование").
Тесты по курсу
1.Что означает слово «религия» в переводе с латинского языка?
А)строгость
Б)надобность
В)таинственность
2.отрицание существование бога – это …
А)атеизм
Б)анимизм
В)тотемизм
3.вера в существование душ
А)атеизм
Б)анимизм
В)тотемизм
4. комплекс верований и обрядов первобытного общества
А)атеизм
Б)анимизм
В)тотемизм
5. ритуал, приводящий в экстатическое состояние, называется …
А)шаманизм
Б)фетишизм
В)магия
6. культ неодушевленных предметов – это …
А)шаманизм
Б)фетишизм
В)магия
7. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей
А)шаманизм
Б)фетишизм
В)магия
8. этика – политическое учение в Китае
А)конфуцианство
Б)даосизм
В)индуизм
9. китайская религия и одна из основных религиозно – философских школ
А)конфуцианство
Б)даосизм
В)индуизм
10. источник сведений по социально – экономической и культурной истории древнейшей Индии
А)Коран
Б)Веды
В)Библия
11. что означает в переводе с арабского «Ислам»?
А)набожность
Б)покорность
В)строгость
12. основатель ислама
А)Мухаммед
Б)Иисус
В)Конфуций
13. кто были последователи ислама
А)христиане
Б)мусульмане
В)буддисты
14. что является источниками вероучения иудаизма
А)Тора
Б)Коран
В)санскрит
15. религия, возникшая в Древней Индии
А)буддизм
Б)христианство
В)ислам
16. кто считается основателем буддизма
А)Конфуций
Б) Ииуда Искариот
В)Сиддхартха Гаутама
17. что является основным источником буддийской религии
А)апокрифы
Б)астрология
В)Перипитака
18. какие в буддизме выделились два главных направления
А)небо и земля
Б) добро и зло
В) хинаяна и махаяна
19. к какой религии относится вера в Иисуса Христа
А)буддизм
Б)христианство
В)ислам
20. главный источник вероучения в христианстве
А)Библия
Б)Коран
В)Авеста
21. когда возникло христианство
А)в 1 в.н.э.
Б)во 2в.н.э.
В)в 4в.н.э.
22. один из догматов христианства
А)суннизм
Б)троица
В)шиизм
23. священная книга зороастрийцев
А)Библия
Б)Авеста
В)Коран
24. какие боги особенно почитаются в индуизме
А)Будда
Б)Вишну и Шива
В)Зевс
25.религия в Индии
А)джайнизм
Б)ислам
В)христианство
26. основатель джайнизма считается …
А)Мухаммед
Б)Конфуций
В)Вардхамана
27. священная книга мусульман
А)Библия
Б)Авеста
В)Коран
29. это направление в исламе составляет большинство
А)суннизм
Б)шиизм
В)троица
29. арабская группа приверженцев в исламе
А)суннизм
Б)шиизм
В) троица
ХРАПОВА Н.Ю., ПОПОВ Е.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
для подготовки бакалавров по направлению 040200.62 – социология (ДО)
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры от «____»__________20___ г.
Барнаул
Введение
Знание истории религии в современных условиях необходимо, так как религия влияет на многие стороны общественной жизни. В рамках религиозных течений был накоплен огромный эмпирический материал, сконцентрирована общечеловеческая мудрость.
Так как всем религиям свойственна сакральность, духовность, общечеловеческие ценности, совокупность взглядов на мир, то изучение религии становится актуальным.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов. Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
История и теория религии изучает историю возникновения и эволюцию религий в хронологической последовательности их возникновения. Кроме того, теоретическое направление религиоведения включает в себя синтез философии религии (она дает свое объяснение религии, которое основывается на исследовании функционирования религии), социологии религии (изучает социальную обусловленность религии и отмирания религии, ее функции, структуру) и психологии религии (изучает закономерности возникновения, развития и отмирания религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии; влияние религии на социальные группы).