Основные теории религиоведения.
На рубеже 19-20 вв. Религиоведение постепенно вычленяется в самостоятельную научную дисциплину, складываются его разделы (4 раздела). В дальнейшем разворачиваются исследования приведшие к определению проблемных областей, феноменология(изучение сущности явления) и герменевтика(изучение различных священных Текстов), а в последнее время поставлен вопрос о правомерности, конституциировании, географии и экологии религии. В ходе развития религиоведения появилось не мало теорий религии, достижения которых создавали и составляют его научный потенциал, их основная цель – понимание феномена религии. Эти теории отличаются друг от друга, хотя часто оказываются едиными в определение свойств объекта. Целесообразно выделить несколько групп концепций по главному объяснительному прицепу: теологические (конфессиональные), социологические, биологические, психологические, этнологические, мифолого-лингвистические. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуя определенные идеи.
Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию изнутри, на основе соответствующего религиозного опыта. Чаще всего объяснения исходят из идеи бога «фундаментальной данности» и «абсолютного предмета религии». С этой точки зрения религия представляет собой не выводимый прафеномен, «измерения особого рода», которое образуется во взаимосвязи с богом, испытывающего его манифестации человека; переживая действие бога человек отвечает «направленностью на безусловное»,реализующееся в почитании, культовом поведении, образовании общины, этическом образе жизни. Основным стал вопрос о взаимозависимости религии и эволюции общественного сознания. В целом они развивая различные тенденции, в понимании религии, опираются на мысль о том, что религия – это одновременно и объективная историческая реальность и субъективное отношение к богу.
Философские и социологические трактовки разнообразны и отличаются в зависимости от исходных теоретических методов и принципов. В целом, их исходное представление заключается в том, что дефиниция, в сущности религия, не находится в начале рассмотрения, а может быть лишь неким следствием. Здесь исследования осуществляются с позиции социальных наук, которые стремятся понять индивидуальное явление в его культурном значении и каузальной связи.
Религия как:
1. Как способ придания смысла социальному действию;
2. Как отношение к священным вещам, которые являются символами общественного единства;
3. Как восполнение несовершенства жизни, благодаря чему индивидом достигается идентичность в ходе социализации;
4. В рамках структурно функционального подхода, как важная и эффективная часть социальная социального механизма без которой не возможна эволюция.
Биологические и психологические концепции. Их представители ищут основу религии в биопсихологических процессах человека. С этой точки зрения основу рели составляет:
1. «религиозный инстинкт»,
2. «религиозное чувство», которое «примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы» и «выступает как оружие в борьбе за жизнь», «ген религиозности».
Религия здесь психологическая функция организма представляющая кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь; часть человеческой природы пробуждающая глубокие страстные чувства. Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски ее основы в эмоциональной сфере, в качестве минимальной составляющей берутся разные чувства. Были и теории, выводящие религию из интеллектуальной или волевой сферы.
Этнологические теории строятся на основе этнографического материала и для объяснения религии используют идеи культурной антропологии. Источник религии усматривается в некой человеческой природе, присущей индивиду и образуемой комбинации материальной и духовной потребностей, или же, в определенном культурно-антропологическом комплексе. Многие исследователи нашли элементарную составляющую религии в религиозных системах «примитивных» и экстраполировали данную модель применительно к изучению разума. Подобные исследования велись в следующих направлениях:
1. Анимизм – определение «минимума религии».
2. Противоположение магии и религии.
3. Динамизм, изучающий преобразования религиозных форм.
4. Религия гармонической модели культуры.
Мифолого-лингвистические концепции. Мифологическая концепция формировалась во второй половине 19 века. Собран большой фольклорный материал содержавший свидетельства о том, что мировоззрение масс цивилизованных стран, включает элементы восходящие к структурам сознания первобытного человека. Представители этой школы первичным, главным элементом религии считали мифы, а потому изучении религии свели к древней мифологии. Яков Гримм – один из основателей мифологической школы, заложил традиции объяснения архаических мифов на основе материалов современного фольклора. Он выдвинул идею «двоеверия», согласно которой в религиозных переживаниях современного германского простолюдина имеется 2 слоя – христианская вера и верования доисторического периода.
Религия как … феномен. Её сущностные характеристики и структура
…