Молиться все могут, но поститься никто не хочет.
Не признают пост, говорят: - это эпитимья.
Нет! - Но если ты по-хорошему не хочешь попоститься – по неволе будешь голодать.
Поел бы, да нет. А поголодаешь добровольно денёк, у тебя и болезни не будет.
Все знают, что с жиру и свинья бесится и откормленные кони делаются буйными.
Поэтому все посты записаны, чтобы уврачевать тебя.
Если бы не было таких примеров, Я бы ничего не сказал. Через пост люди исцеляются.
Все знают, если в бочку наливать чистую воду и не выливать ее до конца, в ней черви заведутся. А если ее от времени выливать и просушивать, червей не будет.
Так Я вам говорю: если не будешь добровольно поститься, то будешь на хлеб смотреть, а есть его не будешь.
Хлеб будет тебе не в пользу, будешь худой и глаза впалые.
Поэтому Василий Великий говорит:
Пост рождает пророков.
Я не говорю, чтобы ты изнурял себя постом, но денечек попоститься полезно.
Тебе пища становится не в аппетит, а когда ты попостишься, тогда и сухой хлеб будет на пользу.
Когда попостишься, тогда исцелишься.
Так сказал Христос: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Опять повторяю: с жиру и свинья бесится и откормленные кони делаются буйными.
А когда богатые от капитала освободились, и когда сделались бедными, то поневоле поститься стали, и от бесовского пьянства исцелились. И совершилось, как сказал Христос: сей род не может выйти иначе, как от поста и молитвы.
И мы видим, на наших глазах многие освободились от бесовского пьянства. И таким путем устроилось трезвое царство. Пьяницы и блудники царства не устроят, а когда пьянство истребится, тогда и царство исцелится.
Дай Господи! - говорят слушатели и поют: "Приидите ко мне..."
После пения Братец Иоанн читает:
"При сем Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами, и запретили ему".
Иисус тогда сказал: и ныне говорит: Не запрещайте ему, лишь бы человек был здоров.
"Ибо никто, сотворивший чудо именем Моим не может вскоре злословить Меня."
Хоть бы дегтем намазать человека, лишь бы был трезвый. Хоть бы дегтем намазать человека, лишь бы был здоров.
Но сказываю вам: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море."
А сколько в те времена погибло людей через пьянство и в настоящее время сколько утонуло, а тебя оставил Господь для покаяния.
— Покайся! Грешны! - восклицают слушатели.
А кто уверовал, тогда получили и в настоящее время получают Трезвость.
— Спасибо! - дружно восклицают слушатели.
Христос пришел, собрал подонки общества и занимался
с ними, да и теперь тоже самое делает.
А поэтому скажу:
ни одна йота, ни одна черта не пройдет из закона, а все исполнится.
Но это не то, чтобы взять Евангелие и по обряду прочитать: Премудрость! - Вонмём!
А что вонмём? Ты прими премудрость Евангелия, выполни ее, и сделаешься честным, трезвым человеком.
А с мудростью человеческою, ты бы хотя и звезды считал, и снимал их с неба, но если в тебе не будет премудрости Евангелия, ты будешь холодный и голодный.
Поют: "Приидите ко мне..." После пения Братец Иоанн говорит:
Вот напомнил вам Евангелие то, в котором говорится о том, что Христос делал тогда и что должно в настоящее время делать.
Если бы Его - идея не воскресла, Я бы сказал: Его не было, Христос выдуманный.
Но мы видим, о Воскресении тела Христа, спор идет до кочетков.
Но не приходится спорить о деле Христа, ибо как записано, так
все и делается. Нас еще не было, а люди записали, что нужно делать, чтобы воскресить дела Христа. Это записано нам в предупреждение.
А если только книги читать, а к жизни не применять, то назовут книжником - чтецом.
Как вы скажите? — Так, - отвечают слушатели.
Но мы знаем, были пророки, отцы церкви, они провели все Писание в жизни.
Поэтому и мы имеем право проводить Писание в жизни, или только будем читать по букве?
Это легче пустоты.
Из Писания мы видим, были книжники, чтецы, но они не имели успеха, над ними смеются, не везёт им, они всего лишаются.
— Покайся! Поют: "Придите ко мне...". После пения Братец Иоанн говорит:
Еще напомню вам первое послание Ап. Петра из главы 4, в котором говорится:
"Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию, ибо страдающий плотию перестает грешить, т.е. перестает пьянствовать.
Чтобы остальное время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией, как Христос учит.
Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой". - А какая воля языческая?
Да предавались нечистотам, похотям, пьянству и служили нелепому идолослужению и приносили жертву кабатчику. Покайся!
"Почему они и дивятся, что вы ныне не участвуете с ними в том же распутстве, и за это злословят вас'' - за Трезвую жизнь. Покайся!
"Они дадут ответ Богу, Который вскоре будет судить живых и мертвых", - когда придет небесный огонь.
И многие осуждены в огонь на сожжение.
Огонь везде пришел: здесь у нас, во Франции, Англии, Америке, всюду огонь приготовили своими руками, не на том свете, а здесь.
Не умерли плотию цари, священники и кабатчики, а попали в огонь. Покайся!
"Впрочем близок всему конец.
Итак будьте благоразумны, бодрствуйте в молитвах.
Имейте усердную любовь к бедным и друг другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
Если говорит кто, так говори, как слова Божии, дабы во всем прославлялся Бог, Которому слава во веки веков!"
И до ныне прославляется Христос,
"Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь."
Но такого огня не было как ныне, и многие осуждены в огонь на сожжение.
Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь и торжествуйте в трезвости.
Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Трезвости, Божий почивает на вас, т.е. Слово Божие.
Теми он хулится, а вами прославляется, что вы через Иисуса Христа окрепли в Трезвой жизни.
Только бы не пострадал из вас, кто как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за Трезвую жизнь твою.
— Спасибо! - восклицают слушатели и поют: "Придите ко мне..." После пения Братец продолжает читать:
"Ибо время начаться суду с дома Божия и ныне суд пришел."
- Покайся!
Если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится? – конечно в трактире у кабатчика пьянствует.
А говорит: "Я верю в Бога", а что ты делаешь? Если была бы вера, ты не пьянствовал, а соблюдал заповеди.
Теперь будут смотреть не как ты крестишься и молишься, а что ты делаешь.
Взирают на то, как человек живет и что он делает.
"Итак облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать."
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о
вас.
Итак бодрствуйте, трезвитесь, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. И многих поглотил через разврат и пьянство.
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства!
Братец делает призыв с поднятою рукою.
— Отрекаюсь от пьянства! - восклицают слушатели с поднятою рукою и поют: "Богородице...".
После пения молитвы Братец читает Псалом 60.
Услышь, Боже голос мой, и внемли молитве моей. От конца всей земли взываю к Тебе, возведи меня на скалу трезвой жизни.
Ибо Ты, Господи, прибежище мое, ты крепкая защита от врага пьянства.
Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дашь мне в наследие трезвую жизнь.
Да пребудет Он вечно пред Тобою. И я буду петь имени Твоему и во веки буду исполнять трезвые обеты мои и всякий день буду прославлять имя Твое во веки. Аминь.
Поют: "Богородице..." После пения молитвы Братец Иоанн говорит:
Итак вы слышите что Ап. Петр говорит:
— бодрствуйте и трезвитесь, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. И многих поглотил.
— Спаси! - Сохрани! - просят слушатели.
"Противостойте ему твердою верою, вы знаете, что такие же приключения случаются и с братьями вашими."
- Ап. Петр это говорит тем. Нам! - отвечают слушатели.
"Бог же призвавший вас в вечную трезвую славу, да
укрепит вас, да соделает вас непоколебимыми и трезвыми."
- Для чего это написано?
Для того, чтобы мы знали, что тогда Апостолы говорили, что они делали, чему убеждали, как проводили в жизни Слова Писания и как за это страдали. А не для того, чтобы прочитать только Евангелие и положить Его на полку.
Нет! Но что написано в Нем, надо провести в жизни. Помолись, - просят слушатели.
Поют: "Блажен муж...". После пения Псалма, Братец говорит: - Давид говорит:
Блажен муж, который поучается в законе Господнем день и ночь.
Он будет, как дерево посаженное, при источнике вод, и что ни начнет делать - все успеет.
Но мы видим, теперь пляшут день и ночь, и день и ночь скандалы.
Как перед потопом люди ели, пили, женились, замуж выходили, каждую неделю свадьбу играли и каждую неделю разводились.
Им говорили: - там люди тонут, что вы делаете?
- Это там внизу, а мы на горе, до нас вода не дойдет. Однако дошла и всех потопила.
Не знаю кому верить? – Давиду - ли который говорит:
Блажен муж поучающийся в законе Господнем, или верить тем, которые пляшут день и ночь?
Из Писания мы видим, те, которые поучались в законе Господнем, они были мудрые, и Господь им посылал успех, как возделывать землю, как разводить скот, как руководствоваться техникою.
А если только плясать, то забудут и то, что учили и получатся недоучки.
Пьянство у них все отравило.
— Прости! - говорят слушатели.
Поэтому и закон, чтобы укрепиться в нем, а то без закона человек плачет и пьет, плачет и делает плохое.
А поэтому Ап. Павел говорит: "хочу делать хорошо, а делаю плохо, не я это делаю, но живущий во мне грех."
А когда он познал Христа, тогда он сказал: "Я так думаю, что имею ум Христов", - тогда он не хотел больше иметь ум свой.
А когда он действовал своим умом, тогда он влачил мужчин и женщин на убиение.
Но, когда уверовал в Христа, согласился сам страдать.
Христос этим победил, никому никакой царапины не сделал, а все завоевал.
А потому, какой мерой меришь, такой и тебе отмерят. Ты ударишь и тебя ударят, ты сделаешь добро и тебе тоже сделают.
Блажен муж, который поучается в законе Господнем. Давид поучался, имел успех, а царь Саул занимался музыкою, не имел успеха ни в хозяйстве, ни в чем.
Древние примеры записаны, чтобы мы все худое выкинули, а хорошее приняли и потому примеру жили.
Поют: "Приидите После пения Братец Иоанн
говорит:
Еще напомню вам из 3-ей книги и пр. Ездры и что эта третья книга говорит: каждый может себе на фуражке написать.
Братец читает:
"Было слово Господне ко мне: иди и возвести народу Моему злые дела их и беззакония, которые они совершили.
Ибо грехи родителей их возросли в них: они приносили жертвы богам чужим, - т.е. кабатчикам, а не Богу.
Я вывел вас из земли Египетской - из дома рабства, а вы прогневали Меня и советы Мои презрели.
Доколе Я буду терпеть?
Для вас Я сделал столько благодеяний, ради вас Я многих царей низложил, фараона поразил с рабами его и с войском его в море, всех язычников на востоке Тира и Сидона рассеял.
Итак скажи им говорит Господь: Я провел вас чрез море. Я дал вам вождя Моисея и Аарона, Я дал вам свет в столпе огненном, и многие чудеса сотворил среди вас, а вы Меня забыли, говорит Господь.
Итак вспомни: "Перепела были вам в знамение, но вы и там роптали."
И вы не радовались во имя Мое, но даже до ныне еще ропщите. Покайся!
Вспомни! Благодеяния, которые Я сделал вам в пустыне, когда вы взалкавши вопияли ко Мне, говоря: зачем Ты привел нас в эту пустыню? Уморить нас? Лучше нам было служить Египтянам, нежели умереть в этой пустыне.
Я сжалился на стенания ваши - и дал манну в пищу и вы ели хлеб ангельский - и вы роптали?"
Тогда роптали и до ныне еще ропщут, как при Моисее.
Моисей в пустыне манною кормил - ангельский хлеб ели и роптали.
Вспомни! "Когда вы жаждали, Я рассек камень для вас, и потекли воды до сытости."
Вспомни! "Я разделил вам земли Хананеев, Ферезеев и Амареев изгнал от лица вашего, что еще сделаю вам?"
Так и ныне земля далась народу: даром кормили, даром на квартирах жили, даром на машине и трамвае возили, все было даром.
Вспомни! "Когда вы были в пустыне, жаждущие хулили имя Мое, то огонь послал Я на вас за богохульства".
Огонь еще не погас: - Бог знает, что еще будет. По нынешним орудиям Я думаю, все должно сгореть на земле. Но боятся начать - Это все равно, как два сильных льва, вышедших на поединок, силу чувствуют и сильный на сильного не решается нападать.
А как послабее, так и когти распускает: Огонь приготовлен не для скота, не для зверей, а для людей! - Покайся
"Ныне, что сделаю тебе Израиль? Не хотел ты повиноваться". Когда скорбь придет, тогда взывает: Господи! Господи! А скорбь отошла и опять ты работаешь дьяволу.
— Прости! - говорят слушатели.
"Так, как вы Меня оставили, то Я оставлю вас, вы не Меня оставили, а самих себя."
Когда будете призывать Меня, Я не услышу вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение лжи.
Так говорит Ездра: "Не Я ли умолял вас, как отец сыновей, не Я ли как мать дочерей и как кормилица - питомцев своих уговаривал.
Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья.
Что же, ныне сделаю вам? Когда вы принесете Мне жертвы приношения, Я отвращу лицо Мое от вас, ибо ваши дни праздничные и новомесячия Я отринул".
Да кажется и воскресного дня скоро не будет. Какое воскресение, когда люди умирают через пьянство.
Да и до Пасхи добираются прикончить. За что? Да, какая это Пасха когда кругом пьянство. Это обжорство. А раньше этого не было.
А поэтому говорит пророк: "Я послал к вам рабов Моих пророков, вы схвативши их, умертвили - и растерзали.
То Я кровь их взыщу с вас, говорит Господь.
Так говорит Господь: Дом ваш пуст.
Развею вас, как мякину".
Разлетелось царство, как Иудейское, так же и Христианское. Скажи не так?
— Так! - отвечают слушатели.
"И сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали зло предо Мною."
А потому, предам домы ваши людям грядущим, которые слышавши Меня, уверуют, которые исполнят то, что Я заповедал им.
Тогда не видевши пророков воспомянут о своих беззакониях.
Вот тем Я завещеваю благодать свою, людям грядущим, которые не видевши Меня очами, уверуют.
Итак теперь смотри Израиль, какая тебе слава - смотри на людей, грядущих к тебе с востока, которым Я дам в вожди Авраама, Исаака, Иакова, и Осию, Михея, Наума, Захарию.
Чью книгу читаешь, с тем пророком и беседуешь.
Братец читает главу вторую:
Так говорит Господь: Я вывел народ сей из рабства, дал им повеление через рабов Моих, пророков, которых они не захотели слушать, но отвергли советы Мои.
Мать, которая родила, говорит вам: идите дети. Я воспитала вас с радостью - но отпустила вас с плачем и горестью, потому что вы согрешили пред Господом Богом, сделали злое пред Ним.
И ныне же что сделаю для вас?
Идите, дети, и просите у Господа милости.
Отче, Тебя, призываю во свидетели на мать и на сыновей, которые не захотели хранить завета Моего.
Горе тебе, Израиль, скрывающий у себя нечестивых! Род лукавый!
Вспомни, что Я сделал Содому и Гоморре: земля их лежит в смоляных глыбах.
Так поступлю Я с теми, которые Меня не слушались. -Покайся!
Поют: "Приидите ко Мне..."
Еще так говорит Господь к Ездре: возвести народу Моему, что Я дам им царство Иерусалимское, которое обещал Израилю, исполняющему заповеди Мои.
И дам им обитатели вечные, которые приготовил для них, - только ты будь Трезвый.
И не будут изнуряемы трудом и не изнемогут.
Итак идите, и просите себе дней малых, дабы они не замедлили.
Уже готово для вас царство. Итак бодрствуйте. Вы слышите, Ездра пророк и Ап. Петр, просят бодрствовать и трезвиться, ибо враг рода человеческого, как лев рыщет, как бы кого поглотить.
— Спаси! Сохрани, - просят слушатели.
"И свидетельствуй о сем небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе, говорит Господь.
Ибо мать! Обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью, как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
Ибо Я, воскрешу из мертвых, и из гробов выведу их, потому что они познали имя Мое."
Воскресли тогда и теперь воскресают.
Мать радуется о сыне своем, говоря: "этот сын мой был мертв от пьянства - ожил, пропадал, а теперь нашелся."
— Спасибо! - дружно восклицают слушатели и поют: "Приидите ко Мне..." После пения Братец Иоанн продолжает читать:
Так говорит Ездра: не бойся мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаю и Иеремию, по совету коих - оправдай вдову, помоги нищему, защити сироту.
По совету тех пророков о расслабленном пекись, над хромым не смейся, безрукого защити и слепого приведи к свету Бога Моего.
Мертвых где найдешь, предай гробу - и Я дам тебе первое место в Моем воскресении. А как воскресение есть или нет?
— Есть - отвечают слушатели.
Я только такое воскресение признаю — Христос есть воскресение. Он всю идею воскресил, что проводили Моисей, Илия и пророки.
Вот в такое воскресение можно верить, а то не воскресение шесть дней прошло, а седьмой день воскресение.
Какое это воскресение, если люди не воскресают от пьянства?
Почему? Потому что были лжепроповедники, в их пустые слова никто не верит.
Теперь хотят перевести воскресение на четверг, Я не против этого.
Все равно и в четверг люди но вере будут воскресать.
Теперь воскресло Трезвое дело, человек послушает Слово Иисуса Христа в четверг, и воскреснет от пьяной спячки.
Встань, спящий, воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!
— Спасибо! - дружно восклицают слушатели.
Итак отдыхай и покойся народ Мой, ибо придет покой твой.
Не ослабевай, когда придет день печали и тесноты, другие будут плакать и сокрушаться, а ты будешь весел и в изобилии, - через Трезвую жизнь.
Язычники будут завидовать тебе, но ничего против тебя сделать не могут, говорит Господь.
Итак, утешайся, мать с сынами твоими, ибо Я спасу тебя. Итак, помни о сынах твоих, ибо Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив, говорит Господь.
Итак, мать, обними детей твоих, доколе Я приду и Я им сделаю милость, ибо источники Мои обильны и благодать моя не оскудеет - с тобою.
Я Ездра получил на горе Ориф повеление от Господа идти к Израилю.
Посему вам говорю язычники, которые можете слышать и понимать.
Ожидайте Пастыря вашего, ибо Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет до скончания века.
Итак, будьте готовы к воздаянию царства, ибо свет немерцающий воссияет над вами на вечное время.
Избегайте тени века сего.
Я открыто свидетельствую о Спасителе Моем — Который придет для вас в трезвое царство, если люди покаются и будут трезвы.
А без Трезвости ничего не будет.
Мы видим, тогда огонь был с неба, а теперь люди сами приготовили для себя капкан. А где Трезвость, там люди всегда жили и будут жить до скончания века - трезвым человеком.
Итак вверенный дар примите, - и наслаждайтесь, благодаря Того, Который призвал вас в Трезвое царство. Аминь.)
— Спасибо! -восклицают слушатели.
Братец сходит с кафедры, подходит к иконам, поют: "С нами Бог..." и под пение молитв слушатели подходят под благословение к благословляющей руке Братца Иоанна.
И эти часы Беседы были последними, когда ленинградские трезвенники видели своего Учителя, слышали Его голос и слова священной проповеди.
А девятнадцатого апреля, в Пятницу, на пятой недели Великого Поста, коммунары коммуны БИЧ в последний раз подходили под благословление к Своему Учителю и Руководителю Коммуны.
И стены "Большого дома" заслонили доступ к Учителю.
И по слову Его, для трезвого народа не стало всеобщих воскресений, а так же и Пасхи.
"И воскресного дня скоро не будет, да и до Пасхи добираются прикончить."
Но, Трезвому народу оставлена животворящая Святая, абсолютная Трезвость.
Братец Иоанн сказал:
Вверенный дар примите - и наслаждайтесь, благодаря Того, Который призвал вас в Трезвое царство.
Аминь.
Эту беседу записала трезвенница Римма, которая присутствовала в те счастливые часы. Погибла во время войны в эвакуации.
Беседы проводились в Новом переулке с 1919-1923 гг.
-"-"- на ст. Обухово с 1923-1927 гг.
-"--"- -"- Вырица с 8/1-1928-14/IV-1929