Животные находятся под влиянием Лучей только на физическом уровне или также на более высоких уровнях? (Декабрь 83 – январь 84)
Животное царство главным образом находится под влиянием 3-го Луча деятельного разума (фактически гораздо сильнее, чем человек) и 6-го Луча преданности. Этот 6-й Луч стимулирует эмоциональную природу животного царства, а зачаток умственного оснащения стимулируется разумом людей (5-й Луч). Конечно, это особенно справедливо в отношении домашних животных. В конечном итоге, управление животным царством будет происходить с помощью сконцентрированного, подчиненного воле человеческого разума. /249/
ГЛАВА VII
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Жизнь после смерти и новое рождение
Одна из величайших бед современного мировоззрения – это наше неправильное отношение к тому событию, которое мы называем смертью. Большинство из нас относятся к этому событию со страхом и ненавистью, изыскивая любые средства для того, чтобы сопротивляться её зову, продлевая, часто неполноценную (бесполезную), деятельность физического тела, чтобы обеспечить «жизнь». Наш ужас перед смертью – это ужас перед неизвестностью полного и окончательного уничтожения, «небытия». Несмотря на огромное количество свидетельств, собранных за долгие годы группами спиритуалистов, о том, что жизнь в какой-то форме продолжается после смерти, несмотря на интеллектуальное признание многими, что смерть есть пробуждение к новой, более свободной жизни, вопреки растущей вере в перевоплощение, несмотря на свидетельства мудрейших Учителей на протяжении тысячелетий мы продолжаем относиться к этому великому переходу с ужасом и дрожью.
Это отношение является нашей бедой потому, что оно очень далеко от действительности и является источником огромных и бесполезных страданий. Наш страх смерти – это страх того, что будет уничтожена наша индивидуальность. Именно это наводит ужас. Если бы мы понимали и чувствовали нашу индивидуальность как бессмертное Существо, которое не может умереть или оказаться стертым, то наш страх смерти исчез бы. Если бы далее мы поняли, что после так называемой смерти мы восходим в новый, ясный свет, в котором ощущение своей индивидуальности не исчезает, а становится ярче, что существует еще более высокий аспект нашего Существа, ожидающий нашего признания, аспект, который мы не можем осознать до этого перехода, тогда бы наше отношение к смерти улучшилось.
Нам следует рассматривать жизнь и смерть в физическом мире как этапы в бесконечном путешествии к совершенству, а смерть – как дверь к гораздо более свободному опыту на этом пути. Освобожденное от оков физического мира наше сознание открывает новые великие перспективы смысла и красоты, которые до этого отрицало. В самое скорое время Учителя Мудрости и Их ученики начнут преподавать истину о том переживании, которое мы называем смертью и подарят всем людям новую великую свободу. Мы научимся считать смерть тем, чем она на самом деле является: возвращением наших проводников туда, откуда они произошли: «пепел к пеплу, прах к праху», и нашим освобождением для новой, наполненной смыслом жизни.
/250/ Мы придем к пониманию, что важное однократное событие, которое мы сейчас называем смертью, является упорядоченным процессом, во время которого Душа последовательно высвобождается из своих тел, которые она создавала.
Процесс смерти начинается, когда Душа высвобождает свои энергии из плотного физического тела. Это может занимать более долгий или более короткий промежуток времени. Ряд сердечных приступов или болезнь, которая неотступно становится все более угрожающей, могут послужить признаком того, что Душа начинает этот процесс. Как только происходит смерть, тонкие тела (эмоциональное тело и умственное тело вместе с эфирным двойником) покидают плотное физическое тело. Это может происходить быстрее или медленнее. Но Учителя Мудрости рекомендуют подождать три дня, прежде чем хоронить или кремировать, чтобы быть уверенным, что эфирное тело окончательно покинуло свою физическую копию.
Индивидуальное сознание остается в эфирном теле, которое, в свою очередь, будет покинуто. Тогда частицы вещества, из которого состоит эфирное тело, вольются в окружающий нас океан эфирной энергии. Скорость этого распада зависит от индивидуальной кармы. Когда эфирное тело покинуто, эмоциональное тело обеспечивает человеку сознание в эмоциональном мире, где он временно остается, в том из эмоциональных слоев, который соответствует его эмоциональным привычкам. Там он будет вынужден вновь иметь дело со своими желаниями, принесенными из земной жизни. И зачастую остаётся опутанным ими.
/251/ Большинство людей боятся смерти потому, что ждут потери индивидуальности и сознания, одиночества и обрыва связей с семьей и друзьями. На самом деле весьма далекий от таких потерь «мертвый» человек освобождается от ограничений физической оболочки и обнаруживает, что его сознание поразительно расширилось. У него двойное зрение: он видит мир форм, который он только что покинул, и новый мир, в который он только что прибыл. Его окружают знакомые люди, готовые пригласить его в это более свободное состояние. В то же время он может настраиваться на чувства и мысли тех, кого он покинул. Далекая от травмирующих переживаний, смерть для многих настолько нежна и плавна, что они не понимают, что умерли, и требуют помощи тех, чья задача – познакомить их с этим фактом. Есть ученики, посвященные и некоторые Учителя Мудрости, которые действуют в эмоциональном мире, защищая людей и помогая им осознать их смерть.
В эмоциональном мире каждый делает то, что обычно он делал в воплощении в физическом мире. Если сознание сильно отождествляло себя с эмоциями и желаниями, а умственная поляризация была небольшой, такой человек может оставаться в эмоциональном мире долгое время. «Долго» – с точки зрения нашего образа мыслей, ибо за пределами физического мозга нет такого явления, как время. Хотя жизнь в эмоциональном мире – это такой же факт, как и жизнь в физическом мире, но эта жизнь тем не менее только иллюзия. Все наши надежды, страхи и агрессивность, наша ненависть, ревность и недостатки создают мощную мыслеформу, которая должна раньше или позже раствориться. Поэтому единственный ад, который существует, – это тот, который мы сами создали в эмоциональном мире. Ад, с которым мы сталкиваемся – это ад наших собственных желаний, страстей, наших злодеяний, нашей собственной разобщенности, нашей собственной злобы и страхов, которые обитают в эмоциональном мире. Вот причина, которая скрывается за советом Учителей Мудрости учиться самообладанию: учиться отстранённо наблюдать и управлять своими желаниями, эмоциями и мыслями.
По этой же причине важно в момент смерти поднимать сознание как можно выше, используя последние нервные рефлексы, чтобы поднять сознание сквозь эмоциональные и нижние умственные слои в верхние слои умственного мира так высоко, так быстро и настолько сознательно, насколькоэто возможно. Необходима хорошо продуманная подготовка к смерти, и поэтому в Эре Водолея людей будут учить тому, как умирать сознательно, чтобы сделать вышесказанное возможным.
/252/ После смерти физического тела индивидуальность стремится остаться в тех слоях тонких миров, которые соответствуют больше всего и ближе всего её стадии развития, достигнутой человеком в физической жизни. В тонких мирах наши способности восприятия становятся свободными от процессов мышления и рассуждения, протекающих через физический мозг. Все знания и все переживания можно непосредственно видеть, слышать, ощущать и познавать в их полном значении. Происходит мгновенное восприятие знания и красоты. Здесь существует такая свобода и радость, какую мы не можем познать в физическом мире.
В верхних слоях эмоционального мира переживания имеют характер экстаза, высокой, очищенной эмоциональной природы, связанной с верхними эмоциональными уровнями сердечного центра. Человек, который достиг определенного уровня развития перед смертью, испытывает почти постоянный экстаз и радость этих слоев, ощущение сияющей красоты, которое является отражением на этом слое света Любви – Мудрости из мира Буддхи. Буддхи – это фактически состояние восхищения [восторга, вознесения], которое можно испытать в физическом мире, когда достигается высокая степень контакта с Буддхи в процессе медитации.
Переживания в умственном мире совершенно иного рода. Здесь больше знания или мудрости, чем материи восхищения. Не столько восхищение, сколько великое значение и скрытый смысл могут быть познаны в умственном мире. Тот, кто достаточно развит, интуитивно осведомлен, постигает скрытый смысл, а также Цель и Волю Бога.
Для более передовых людей жизнь в умственном мире становится последним опытом перед приходом в новое воплощение. Но может произойти так, что умственное тело в свою очередь растворится, после чего индивидуальность будет жить в состоянии пралайи, в девачане. Это не физическое, не эмоциональное, не умственное пребывание где-то между жизнью и смертью. Это состояние Бытия, вне воплощения, при котором жизненный импульс временно бездействует. Это состояние бесконечного счастья, переживание совершенного покоя. Жить в пралайе – вовсе не значит быть бессознательным, однако сознательный процесс обучения не возобновится до тех пор, пока не будет принято новое воплощение. Это пребывание в Абсолюте, из которого возвращаются, в соответствии с Законом, когда возникает групповая необходимость.
/253/ В пралайе Душа живет в своей собственной реальности, не имея других целей, кроме той, чтобы оставаться Душой. Поскольку в этом состоянии бытия нет нижних инструментов, Душа не приобретает опыта, который она приобретала в мирах, расположенных ниже. Прогресс конкретного рода может происходить только в более плотных мирах. Душа приходит в воплощение, направляемая Логосом, в соответствии с групповой целью и Планом. Для Души это большая жертва – спускаться в физический мир и принимать воплощение, которое становится добровольным самопожертвованием. Эта самоотверженная воля Души является великой движущей силой. В пралайе нет воли к воплощению. Можно оставаться в пралайе на протяжении нескольких дюжин тысячелетий до того времени, когда группа Душ направляется из пралайи в воплощение, потому что наступила подходящая эпоха и сложились надлежащие обстоятельства. Тело Души, или каузальное тело, приобретает опыт именно этим способом. Каузальное тело (тело причин) приобретает все больше знания Души и сознания Души, по мере того как внешние тела подвергаются все большей очистке.
Процесс очистки облачений Души (эфирного, эмоционального и умственного тел) происходит при участии так называемых «постоянных атомов». Это атомы физической, эмоциональной и умственной материи, вокруг которых формируются тела для будущего воплощения. Постоянные атомы сохраняют частоту вибраций, достигнутую человеком перед смертью. Если личность достигла большого развития, то тела этого человека в следующем воплощении будут более чистыми, к ним благодаря магической работе Души будет в возрастающей степени привлекаться материя сверх-атомной природы, близкая по частоте вибраций к постоянным атомам. Таким образом, постоянные атомы будут подниматься по спирали, чтобы достигать все более и более высоких вибрационных частот. Постоянные атомы являются ядрами, привлекающими атомные частицы, из которых формируется сначала умственное, затем эмоциональное и в последнюю очередь – эфирное тело. После чего физическое тело «выпадает в осадок» (рождается младенец).
/254/ Постоянные атомы индивидуальности остаются связанными с каузальным телом Души и не подвергаются влиянию опыта, пока не находятся в воплощении. Каузальное тело пребывает в верхнем из четырех умственных слоев и является своего рода резервуаром или хранилищем, всех впечатлений, всего знания и всего опыта, приобретенного в физическом, эмоциональном и умственном мирах. «Серебряная нить» связывает Душу и ее тело с тремя постоянными атомами. Сознание неотрывно связано с этой нитью. Когда наступает время для нового воплощения Души, частицы материи похожих вибраций магически притягиваются и собираются вокруг постоянных атомов. Постоянные атомы все еще вибрируют на той же частоте, на которой вибрировали в предыдущей жизни, и наполняют сознание энергией слоев с такими же вибрациями.
В начале каждого воплощения Душа формирует своё умственное, эмоциональное и физическое тело. Накопленные в предыдущих жизнях драгоценные знания и опыт передаются вниз с уровня Души на уровень физического мозга, а мозг воспроизводит столько, сколько способен осознанно принять, использовать и знать. На самом деле это знание невозможно воспринять, пока особые центры мозга не будут достаточно пробуждены, чтобы входить в тесный контакт с сознанием Души. Человек, который добился этого, становится тем, кого мы называем «гений». В его Душе отражается Монада – Духовная Воля, Буддхи – духовная интуиция и Манас – высокий разум. Гений способен настроить себя на восприятие Души, а, следовательно, на манасический или буддхический уровень сознания или мышления. Душа – источник того высокого знания и таланта, которые хранятся в сокровищнице опыта предыдущих жизней. Таким образом, гений – это тот, кто имеет тесный, быстрый контакт со своей Душой и способен приносить мудрость и знание с уровня Души вниз, в физический мозг, потому что у него раскрыты те центры мозга, которые у большинства людей не развиты и не применяются. /255/
Я встревожен информацией, которую прочел в журнале «Share International» и буду признателен за разъяснения. В статье Аарта Джуррианса [Aart Jurrianse](т. 5, № 3) я прочел, что личность «распадается и поглощается эфирным царством после смерти формы» (тела). Если та часть, которая отождествляется со «мной» должна разложиться и больше не существовать, зачем делать усилия в духовной сфере, которые приносят пользу Душе, намеревающейся разложить «меня» вместе с физическим телом во время смерти? (Апрель 86)
Этот вопрос в точности выражает причину человеческого страха смерти: мысль о распаде, страх, что «Я» больше не будет, – это следствие отождествления настоящего «Я» с «ненастоящей», ограниченной частью человека. Личность не является «Я», а только временным, несовершенным выражением вечного «Я», или Души. Личность меняется в каждом новом воплощении, до тех пор пока не научится точно выражать сущность Души. На самом деле после физической смерти появляется более интенсивное ощущение своего настоящего «Я» и значительно бо?льшая свобода, чем возможна для обычного человека. Речь идет о человеке, который еще не достиг непрерывности сознания, то есть на время теряет сознание между состояниями жизнь – смерть – жизнь.
Как Душа сохраняет свою индивидуальность, проходя сквозь множество воплощений? Или как она добивается этого, в обычном смысле слова? (Апрель 85)
Душа – это аспект сознания в тройственном существе (Дух – Душа – личность), которое мы называем человеком, и является источником ощущения своей неповторимой индивидуальности. Однако чувство отдельной личности принадлежит только уровню личности. Душа не имеет чувства разобщенности. С помощью каузального тела Душа осознает (хотя и совершенно сверхличным образом) каждое усилие воплощения, его успех или неудачу.