Ганди был посвященным второй ступени и поэтому должен был контролировать свое эмоциональное тело, но ему все же было трудно контролировать свои сексуальные желания. Почему? (Май 84)
Здесь два вопроса. Первый: идеал полной власти Души над механизмами личности не всегда (наверное, редко) достигается на этой ступени развития. Можно привести множество примеров неполного или неравномерного умения. Несмотря на это, должна достигаться достаточно большая степень самоконтроля, прежде чем может быть принято очередное Посвящение. Второй: нет ничего принципиально неправильного в сексуальных желаниях. Они – результат нашей жизни в животном теле и совершенно естественны для человека. Сексуальную функцию следует разумно регулировать, а не подавлять. Ганди был признан сексуально виновным. Его фанатичная природа 6-го Луча толкала его на безуспешные попытки избавить себя (и всех вокруг себя) от этих, на его взгляд, импульсов зла, при помощи полного запрета, вместо трансформации этой энергии. Неизбежным результатом стало то, что он лишь усилил желание (сосредоточив внимание на нем), что отягчило его борьбу за удержание самоконтроля. Если бы он не был так отягчен чувством вины и более терпимо относился к сексуальной функции, к нему вернулась бы уравновешенность и контроль со стороны Души. /191/
Как такое может быть, что по-настоящему злые люди, Гитлер и Сталин, являются посвященными второй ступени, а значит, стоят на той же самой ступени развития, на которой стоят такие одухотворённые личности, как Анни Безант, Мэри Бейкер Эдди* и т. д. Гитлер и Сталин шли путем левой руки в своих предыдущих воплощениях? В противном случае может показаться, что критерий развития – сила, а не доброта. (Октябрь 83)
Сказано, что даже Архат может пасть, хотя Архат принял четвертое Посвящение и почти достиг совершенства. Кроме того, следует различать между жадными к власти людьми, как Сталин, который делал некоторые очень злые вещи, но не был на пути левой руки, и Гитлером, который вполне определенно был. Гитлер был полностью захвачен, одержим силами зла, как мы называем владык материи.
Посвящение дает силу. Второе Посвящение – трудная стадия, на которой посвященный имеет силу, но процесс слияния с Душой (который обеспечивает божественный альтруизм) еще не завершен.
Кроме того, простая доброта – не обязательно признак посвященного. Существует великое множество очень добрых людей, которые еще не приняли первого Посвящения. На самом деле, Посвящение – вопрос осознанного понимания; это расширение психологического понимания до такой степени, которая приводит к Посвящению. Расширение понимания может происходить на пути силы или разума, точно так же, как и на пути любви. Хотя в целом аспект любви может проявляться преданным служением своему государству. Можно не сомневаться, что именно таким Сталин считал труд своей жизни. /192/
Если посвященный пал, как в случае с Гитлером, означает ли это, что он стал эквивалентен кандидату на Посвящение, или он все еще посвященный, и в таком случае он, возможно, должен будет подтвердить свою степень Посвящения? (Июль–август 84)
Он останется посвященным своего конкретного уровня, но должен будет отработать карму, долги, образовавшиеся во время его «падения», прежде чем он сможет подниматься выше.
Учитель Д.К. критикует святого Павла, но часто ссылается на его описание Бога: «…ибо мы Им живем и движемся и существуем» [Деян. 17:28]. И святой Павел временами кажется боговдохновенным. Отсюда вопрос: Св. Павел осенялся Майтрейей? (Октябрь 85)
Павла вдохновляла собственная Душа и его Учитель Мудрости, но Майтрейя не осенял его. Павел был посвященным третьей ступени. (Его Посвящение драматично описано в Библейской хронике, как его «обращение» по дороге в Дамаск и трехдневное пребывание в слепоте.) Учитель Д.К. критиковал Св. Павла (которого Он тем не менее называл «Великим Посвященным») за то, что Павел частично исказил новое учение Христа, чтобы приспособить его к старому иудейскому учению. Павел слишком подчеркивал Божественность Иисуса, делая эту Божественность исключительной. Именно мистицизм св. Павла по сей день окрашивает догматику христианских церквей.
Западная интерпретация четвертого Посвящения может быть неточной. Е. П. Блаватская приняла четвертое Посвящение без явного насилия над ней. Указывает ли это на тот факт, что возможна другая форма «Распятия», например, психическая? (Сентябрь 83)
Четвертое Посвящение – это настоящее Самоотречение, под этим названием оно известно на Востоке. Это не обязательно означает неистовые страдания, но обязательно означает глубоко продуманное самоотречение и отказ от всего, что привязывает нас к трем мирам (физическому, эмоциональному и умственному) человеческой эволюции. Как объединённая с Душой личность посвященный четвертой ступени теперь объединяется со своей Монадой («Отцом на Небесах»), и все, что он делает, делается в соответствии с Божественной Волей (Волей к Добру) для Плана Иерархии.
/193/ Распятие Иисуса в Палестине стало для эзотериков Запада символом Великого Самоотречения и дало свое название четвертому Посвящению.
Жизнь госпожи Блаватской была с любой точки зрения нелегкой. Она несла много крестов: массу клеветы и предательства со стороны тех, кто был близок к ней, не считая высмеивания, враждебности и подрыва репутации со стороны огромного числа ее современников. Наконец, последние 12 лет своей жизни и труда она прожила в условиях тяжелой физической болезни и страдания. Только ее неукротимая воля и помощь её Учителя удерживали её в теле.