Михаил: как развить любовь к богу?
Виктор Знаменский:Очень важный вопрос. Именно с него начинается настоящая духовная практика. Любовь к Богу – это не какие-то сантименты, не просто абстрактная благоприятная расположенность к чему-то таинственному, какому-то Высшему Разуму, бесформенному Абсолюту. Это вполне определённое высококонцентрированное чувство. Любовь к Богу – это не что-то искусственное, придуманное сектантами. Она изначально заложена в нас, но присутствует пока только в виде семени. Чтобы оно проросло, необходимо поливать и ухаживать за ним.
Веды наиболее полно описывают, как развить любовь к Богу.
Для начала важно понять, в чём вообще выражается любовь. Представим такую ситуацию. Муж пришёл с работы, уставший, и спрашивает жену: «Дорогая, ты что-нибудь приготовила?» А она отвечает: «Нет, любимый, мне не до этого было». Можно ли назвать это любовью? Допустим, молодой человек влюбился в девушку. Что же он будет делать? Дарить ей цветы (конечно, я рассматриваю идеальный вариант), ухаживать всячески, открывать перед ней дверь, отодвигать стул, чтобы та села и так далее. Одним словом, будет служить объекту своей любви. Именно в этом – в служении – проявляется истинная любовь. На санскрите любовное служение Богу обозначается словом бхакти, а процесс, позволяющий развить эту любовь, называется бхакти-йога. Есть множество видов йоги: хатха-йога, карма-йога (или крийа-йога), аштанга-йога, гьяна-йога и другие, но бхакти-йога является высшей из них, так как преследует высшую цель. Такие ведические писания, как «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам», однозначно утверждают это. Например: «Того, кто непрестанно служит Мне с верой и любовью, Я считаю лучшим из всех йогов; такой человек теснее всех связан со Мной» («Бхагавад-гита», 6.47).
Вера Иннокентьевна: А, это йога! Слышала я об этом. Но это же не наше, это же индусское…
Виктор Знаменский:Для начала давайте разберёмся, действительно ли это «не наше». На самом деле всё больше независимых исследований показывают, что до христианства (которое было внедрено насильно!), на Руси гораздо большее время была ведическая культура. Тому есть множество доказательств, но это отдельная тема. Упомяну лишь вкратце некоторые факты.
Сходство языков. Если какие-то исторические свидетельства, учебники можно сравнительно легко переделать под определённую политическую идеологию, то язык так просто не переделаешь! Поэтому сходство русского языка и санскрита, на котором были написаны Веды, – весомое доказательство общности культур.
Русский учёный-фольклорист А. Гельфердинг в книге «О родстве языка славянского с санскритским» пишет: «Язык славянский во всех своих наречиях сохранил корни и слова, существующие в санскрите. В этом отношении близость сравниваемых нами языков необыкновенна. Как ни хорошо обработаны новейшими учёными языки европейские, однако ни в одном из них не найдено столько слов, родственных санскриту, сколько случилось открыть в славянском при первой попытке изучить сравнительно его состав…»
Профессор из Индии, Дурга Прасад Шастри, лингвист, который приезжал в Москву в 60-х годах (и он не знал русского языка!) через неделю отказался от переводчика, сказав: «Я и сам достаточно понимаю русских, поскольку они говорят на испорченном санскрите». Дурга Прасад Шастри был большим знатоком санскритских наречий, диалектов и говоров. Когда он услышал русскую речь, то очень растрогался и потом сказал: «Вы говорите на одном из древних диалектов санскрита, который раньше был распространён в одной из областей Индии, но сейчас полностью исчез и считается умершим». На конференции Общества советской и индийской культуры, состоявшейся 22 февраля 1964 г. в городе Газизабаде, штат Прадеш, почётный лингвист отметил также в своём докладе: «Если бы меня спросили: “Какие два языка мира более всего похожи друг на друга?”, я ответил бы без всяких колебаний: “Русский и санскрит”. И не потому, что некоторые слова в этих языках похожи, – удивляет то, что в двух наших языках схожи структура, слова, стиль и синтаксис. Добавим ещё большую схожесть правил грамматики».
Чтобы не быть голословным, приведу конкретные примеры. Я назову некоторые слова на санскрите и их соответствия в русском.
· ади – один
· два – два
· три – три
· чатур – четыре
· две две – по две
· пурва – первый
· тримшат – тридцать
· матри – мать (матерь)
· братри – брат
· дада – дядя
· свака – свёкор
· джив – жить
· вача – говорить (вякать)
· дуратма – дурак
· двара – дверь
· суха – сухой
· нава – новый
· прийа – приятный
· лагху – лёгкий
· тану – тонкий
· хима – зима
· васанта – весна
· дина – день
· масах – месяц
· када – когда
· тада – тогда
· этат – этот
· дивйам – дивный
Корень вед содержится во многих русских словах: «ведать» («знать»), «ведунья», «медведь» и так далее. «Медведь», кстати, не только похоже звучит на санскрите (мадхуведа), но и так же состоит из двух корней, имеющих одинаковое значение: «мёд» (мадху) и «вед» (веда) («тот, кто ведает, где находится мёд»).
Также слово «календарь» содержит два санскритских корня: кала («время») и да («давать»).
По подсчётам Марины Матвеевой, выпускницы филологического факультета МГУ им. Ломоносова, четвёртая часть корней русских слов находит прямые соответствия в санскрите.
Топонимы. Но ещё дольше слов сохраняются так называемые топонимы, географические названия. Приведу некоторые топонимы, которые представляют собой чисто санскритские слова:
· Мокша, Кама – реки в Мордовии;
· Падма, Ганга – реки в Архангельской области;
· Индра – озеро в Екатеринбургской области;
· Майа – город возле Якутска;
· Ария – такое название имеют два города: один в Екатеринбургской области, а другой – в Нижегородской.
Археологические свидетельства. Например, в 1986 г. на южном Урале был найден город Аркаим, построенный по ведическим принципам архитектуры.
Праздники. Такие праздники, как масленица, день Каляды, день Ивана Купалы, имеют явные ведические корни.
Устный фольклор. Одно из распространённых выражений, бытовавших на Руси: «Будем Веду знати, людям помогати».
«Русские Веды». К «русским Ведам» относят «Книгу Велеса», «Песню птицы Гамаюн» и другие источники, которые отражают удивительное сходство веры славян и индусов, включающей в себя такие основополагающие принципы, как: единобожие, иерархия управителей во вселенной (вплоть до совпадения имён), сотворение мира и так далее.
Вера Иннокентьевна: Надо же! А я думала, что раньше на Руси было язычество с многобожием…
Виктор Знаменский:Отвечу вам цитатой из «Книги Велеса»: «Есть заблуждающиеся, которые пересчитывают богов... Пусть никто не разделяет такого множества, ведь Бог и един, и множественен, и не говорит, что мы имеем много богов» (глава 9).
Таким образом, если уж вы хотите руководствоваться категориями национальной принадлежности, то тем более у вас есть основания принять Веды.
Если мыслить более глобально, то что вообще значит «наше – не наше»? Именно из-за этих ложных концепций и рождаются многочисленные религиозные распри. Кстати говоря, посмотрите внимательно на вещи, которыми вы пользуетесь: на телевизор, другую бытовую технику, сотовый, туфли, продукты питания. Они что – все отечественные? Сейчас трудно представить себе русскую кухню без картошки, но ведь она была завезена Петром Первым из-за границы (это – «не наше»)! Где было изобретено электричество, Интернет, откуда взяты арабские цифры и так далее? Почему вы не отказываетесь от всего этого? Разве Иисус Христос – парень из Нижнего Новгорода?
Истина одна, но она преломляется по-разному в зависимости от культуры, языка, уровня сознания людей, климата и так далее. Не может быть речи о «нашей» Истине или «их» Истине, подобно тому как солнце одно – независимо от того, в России или в Китае на него смотрят (хотя и говорят, например, что в Индии оно «большое»). В зависимости от расположения той или иной точки планеты по отношению к солнцу, там будет жарко или холодно, светло или темно.
В этой жизни вы родились в России, в следующей родитесь в Америке, потом – ещё где-нибудь. И где же тогда ваша родина? Люди не понимают, что они – душа, а не это временное тело. Душа (так же как и Бог) не имеет национальности. На санскрите это может называться так, на иврите – иначе, но суть от этого не меняется. Слова «йога» и «религия» имеют один и тот же смысл – «восстановление связи со Всевышним». Нужно уметь видеть за внешними различиями внутреннее сходство. Иисус Христос тоже учил бхакти-йоге, просто он говорил на другом языке.
Бхакти-йога – это вечная деятельность души.
Как узнать о предназначении предмета? Возьмём, к примеру, воду. Одно из её неотъемлемых свойств – текучесть. Так вот, из этого неотъемлемого свойства исходит предназначение воды: переносить различные вещества благодаря способности проникать практически в любые субстанции.
Душа является неотъемлемой частицей Бога, Верховного Духа. А предназначение любой части – служить целому. Искорка полностью реализует себя, только когда находится в огне. Если же она отлетает в сторону, то тут же гаснет. Машина состоит из большого числа мелких и крупных деталей. Каждая из них выполняет какую-то важную функцию в работе всего механизма, но если отделить какую-нибудь деталь, то она утратит свою ценность и станет просто бесполезной железкой.
Павел, студент: Если служение Богу – вечная деятельность души, то почему же тогда большинство людей им не занимается?
Виктор Знаменский:В этом нет ничего удивительного. Нетрудно заметить, что большинство, как правило, всегда довольствуется поверхностными ценностями. Возьмите любую область. Как много любителей классической музыки: Бетховена, Чайковского, Рахманинова? А сколько любителей «попсы»? Сколько людей читает Достоевского, Толстого, Солженицына? А сколько предпочитает дешёвые романы, детективы, «жёлтую» прессу? И так далее. Очевидно, что классическая музыка превосходит по сложности, глубине замысла популярную музыку, а произведения классиков художественной литературы приносят гораздо больше пользы человеку, чем дешёвая беллетристика. Помню, у нас в классе только человека три-четыре не курили, а остальные все были курящие. И что же теперь – следовать за толпой?
Материальный мир сравнивается в Ведах с тюрьмой, где «находятся на исправлении» падшие души, отвернувшиеся от Бога и решившие сами стать верховными наслаждающимися, эксплуататорами. А кто обычно находится в тюрьме: добропорядочные, законопослушные граждане или преступники? Только в духовном мире все служат Богу. «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; но тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея, 7:13).
Допустим, кто-то использует телевизор с той же целью, что и тумбочку: ставит на него вазу с цветами, книги или что-то ещё. Можно ли сказать тогда, что телевизор создан для того, чтобы держать на себе разные предметы? Нет, потому что его внутреннее строение гораздо сложнее, чем у тумбочки. Все эти лампочки, диоды, электроды скреплены, спаяны между собой таким образом, чтобы передавать изображение. Так же и человеческая форма жизни предназначена для осознания себя как частицы Бога, но люди безжалостно растрачивают время на мимолётные чувственные удовольствия, упуская таким образом очень редкий шанс раскрыть свою истинную сущность. Еда, сон, секс, оборона – всё это доступно и в теле животного. Так зачем же тогда человеку дан такой несравненно более развитый разум? Для игры в футбол, лежания на диване перед телевизором, чтения газет? Или для того чтобы ещё более изощрённо наслаждаться? Реализация своего предназначения означает ощущение удовлетворения. Но кто его испытывает? На самом деле большинство людей живёт только надеждой на счастье, завтрашним днём. Они всё время стремятся к чему-то, постоянно пребывая в беспокойстве.
Душа по своей природе вечна, исполнена сознания и блаженства. Но, попав в материальный мир, живое существо начинает отождествлять себя с телом и потому считает себя русским, американцем, инженером, матерью, стариком и так далее. Отсюда происходят все его страдания. Если рыбу вытащить из воды и поместить в роскошный дворец, поставить перед ней изысканные лакомства, она никогда не будет счастлива, так как это неестественное для неё состояние. Забота о семье, выполнение долга перед обществом – всё это временные обязанности, тогда как любовное служение Богу, источнику своего бытия – вечное предназначение души.