Настя: Не всегда. Некоторые пары до самой старости любят друг друга.
Виктор Знаменский:Это уже не та любовь, которая была вначале. Скорее, вялотекущая привязанность. Не зря существуют такие понятия как «медовый месяц» (а не год или десятилетие), «букетно-конфетный период» и так далее.
Поучительная история из Вед
«Жидкая» красота
Один богатый, но с дурными качествами человек влюбился в красивую целомудренную девушку. Побуждаемый похотью, он настойчиво добивался более близкого общения. Тогда эта девушка, обладавшая духовным образованием, решила преподать ему «урок красоты».
Она попросила отложить встречу на неделю и всё это время принимала большие дозы слабительного и рвотного, собирая испражнения и рвоту в горшки. По прошествии семи дней она исхудала, кожа почернела, а глаза ввалились.
В назначенный час этот охваченный страстью мужчина пришёл на встречу, но увидел там только какую-то девушку с отвратительной внешностью. Он спросил её, не видела ли она ту красавицу. Но даже после того, как она призналась ему, что она и есть его «любимая», он долго не мог в это поверить – настолько сильно она изменилась всего лишь за семь дней. Тогда девушка сказала, что не стоит расстраиваться, так как она собрала составные части своей красоты в горшки и он может насладиться ими. Шокированный «Ромео», уже заметно потерявший былой энтузиазм, всё-таки попросил показать их. Тогда она подвела его к горшкам, источавшим невыносимые зловония.
Так этот мужчина узнал «жидкий секрет» красоты.
***
Красота материального тела – эта иллюзия, вызванная вожделением. Как сказал один святой, человек – это мешок, набитый костями, плотью, кровью и испражнениями. И только кожа придаёт ему более или менее привлекательный вид. Если она молодая – это красиво, а когда становится дряблой и морщинистой – вызывает отвращение. Теперь подумайте сами: можно ли по-настоящему любить кожу? Когда душа покидает тело в момент смерти, никто уже не испытывает особого желания обнимать его или даже просто находиться рядом. Но ведь с точки зрения материалистов труп отличается от живого человека только тем, что у последнего сердце, мозг и другие органы функционируют, а у первого – нет. Так что же тут страшного? Разве кого-нибудь пугает выключенный или сломанный телевизор?
Настя: Что же теперь – не любить никого? Разве можно жить без любви?
Виктор Знаменский:Не стоит впадать в крайности. Вы правы: человек действительно не может жить без любви. Если не удаётся найти свою вторую половину, он заводит собаку или кошку. Даже самый чёрствый, отъявленный негодяй тоже любит – если не кого-то, то себя, деньги и так далее. (Интересно отметить, что в русском языке – в отличие, например, от английского – этот глагол («любить») применяется по отношению как к одушевлённым, так и к неодушевлённым предметам.) Я хотел сказать лишь о том, что не стоит идеализировать мирскую любовь, делать из неё смысл жизни. Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся чуть позже, чтобы взглянуть на неё в несколько ином ракурсе.
Семейная жизнь
В Ведах семейная жизнь сравнивается с глубоким тёмным колодцем, выбраться из которого очень сложно. Смысл этой аналогии в том, что человек погрязает в бесконечных проблемах, которым нет ни конца, ни края, так что у него просто не остаётся времени на то, чтобы задуматься над смыслом жизни. Он забывает даже, что старость и смерть – не за горами. Тем более не идёт речи о самоосознании.
Человек создаёт семью, чтобы наслаждаться, но домашние тоже требуют для себя наслаждений, зачастую отличных от его желаний. Так постоянно происходит столкновение нескольких «эго», живущих в одной квартире или доме. Дети только в младенчестве приносят родителям какую-то радость, но потом от них больше проблем.
Говорится, что мы приходим в этот мир одни и уходим – тоже одни, так что родственники не смогут помочь нам в главном жизненном экзамене.
Елена: Неправда! Конечно, проблемы есть, но всё-таки и радостей немало в семейной жизни.
Виктор Знаменский:Я не говорил, что в семейной жизни вообще нет никакого счастья. Смысл в том, что оно не способно в полной мере удовлетворить душу, так как основано на привязанности к временным несовершенным телам.