Я не полностью отвечаю за свои поступки и реакцию
Шуточная «народная песня душевнобольных» Анны Рассел является прекрасной иллюстрацией того, как мы любим обвинять других в собственных проступках:
Года в три или в четыре я братишек невзлюбил,
И поэтому, конечно, я их тут же отравил.
Но я счастлив, и я понял, что урок тут вот какой:
Хоть я что-то натворил, виноват всегда другой.
Если мы вернемся в Эдем, то увидим, что там зародилась одна из древнейших форм обольщения.
После того как Адам и Ева отведали запретный плод, Бог призвал их к ответственности за содеянное. (В Писании эта тема постоянно повторяется — мы дадим отчет Богу за каждое наше дело.) Заметьте, что Бог не рассматривал их в тот момент как единое целое. Он не спросил: «Что вы наделали?». Он также не просил Адама и Еву объяснить поведение друг друга. Он не спросил Адама: «Что сделала Ева?», и не спросил Еву: «Что сделал твой муж?». Он сначала обратился к Адаму, а затем к Еве, и спросил каждого лично: «Что ты сделал?»
Вопрос Бога к Адаму был точным и конкретным: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11). И Еву Бог спросил: «…что ты это сделала?» (Быт. 3:13). Бог просил их просто признать истину.
По мере того как разворачивались события, Адам и Ева начали обвинять друг друга вместо того, чтобы принять на себя ответственность за свои поступки. «Не ел ли ты от дерева?», — спросил Бог у Адама. Вот его ответ: «…жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12).
«Ева, что ты это сделала?» Ответ: «Змей обольстил меня, и я ела».
В обоих случаях их ответы были верными. Действительно, Ева была дана Адаму от Бога, и это она предложила мужу плоды дерева. И змей действительно обольстил Еву. Однако, перекладывая вину на других, Адам и Ева пытались уменьшить меру своей ответственности за этот грех.
Бог не спрашивал их, кто спровоцировал их согрешить, — Он хотел, чтобы они взяли на себя ответственность за свой поступок. Несмотря ни на чье влияние это был все же их выбор.
Адам и Ева были первыми, но никак не последними в длинной череде «обвинителей».
«Игра», начавшаяся в Эдеме, — это наша с вами игра. Мы по природе профессионально играем в нее, и это подтверждают следующие свидетельства:
Постоянно обвиняя других, обвиняя обстоятельства и Бога, я перестала отвечать за собственную жизнь, за свои грехи и решения. И тогда я почувствовала себя абсолютно беспомощной, будто попала в ловушку.
Я верила, что часто впадаю в депрессию из-за того, что я жертва. Мне казалось, что депрессия — не моя вина. Когда я начала осознавать, что депрессия появляется вследствие моего решения гневаться, то стала принимать на себя ответственность за свой грех и обрела свободу.
У меня были греховные отношения с одним сотрудником на работе. Я принимала от него эмоциональную поддержку и нежность, потому что у моего мужа были от меня секреты, он увлекался порнографией и не поддерживал меня. Мне казалось, что именно поведение мужа заставило меня вступить в связь с коллегой. Я оправдывала себя и думала, что «веду себя лучше, чем мой муж».
Когда мы гневаемся, находимся в депрессии, горечи, раздражении, нетерпении или страхе, наша естественная реакция — хотя бы часть ответственности за это свалить на других людей или на обстоятельства, которые «сделали» нас такими.
Я выслушала рассказы, возможно, сотен женщин о разбитых семьях. Они всегда рассказывали об обидах, которые наносили им бывшие мужья, считая, что это и разрушило их брак. Я не могу сейчас вспомнить ни одной женщины, которая сказала бы: «Я внесла свой вклад в разрушение брака, потому что неправильно относилась к мужу и принимала поспешные решения», или «я неправильно поступила, когда развелась с мужем».
Бесчисленное количество женщин рассказывали мне о ситуациях, которые «заставляли» их утопать в долгах, искать утешение в еде, совершать аморальные поступки или отдаляться от своих родителей. Редко кто брал на себя ответственность за выбор, который он сделал сам и который стал причиной проблем в его жизни.
Никогда не забуду тот день, когда во время одной конференции женщина средних лет вышла к сцене и поделилась своим свидетельством. Она представилась и сказала, что работает психологом уже двадцать два года. Ее следующие слова были такими откровенными, что проникали глубоко в сердце. Прерывающимся голосом она сказала: «Я прошу прощения у Тебя, мой Бог, и у вас, мои сестры, за то, что все это время я обманывала вас и уводила с верного пути. Я не говорила вам, что только вы отвечаете за свои поступки. Простите меня!»
Враг говорит нам, что если мы понесем всю ответственность за свой собственный выбор, то будем страдать от огромного чувства вины.
Только принимая на себя полную ответственность за свой выбор и отношение к окружающим, мы можем полностью освободиться от чувства вины. Как сказал один писатель,
Грех — это лучшая новость в нашем бедственном положении.
Потому что если это грех, то всегда есть выход. Есть возможность покаяния. Вы не можете покаяться в недостатках воспитания или в эмоциональной ране, которую нанесли вам родители, — от этого вам не избавиться. Но вы можете покаяться в грехе. Грех и покаяние — единственные закономерные предпосылки для радости и надежды4.