Заблудившийся в пустыне. Познайте путь к победоносной жизни с избытком
Заблудившийся в пустыне. Познайте путь к победоносной жизни с избытком
Моему милосердному Богу посвящается
Майкл Уэллс
Содержание
Предисловие
Христианский опыт
Потерянный и найденный... и потерявшийся снова
Что же, все-таки, не срабатывает
Неверующие верующие
Вера
Осуждение жизни нашего "Я"
Освобождение от жизни нашего "Я"
Жить мгновение за мгновением
Свобода терпеть неудачи
Углубленная работа врага
Предисловие
Почему происходит так, что христианский опыт слишком часто характеризуется присутствием властвующего греха, поражениями, одиночеством, натянутыми взаимоотношениями и депрессиями? Почему столь многие христиане обескуражены и разочарованы? Не унывайте! Ведь даже самый слабый может с уверенностью принять простые Божьи пути разрешения всех проблем; успех не зависит от талантов, способностей или интеллекта, но от Самого Бога.
Эта книга написана для тех, кого неверно окрестили "обычными, ординарными христианами", но кто на самом деле являются сердцебиением Царства. Она не предназначена для того, чтобы оскорблять или вырывать с корнем, но для того, чтобы благословлять и укоренять. Эта книга написана так, что ее следует прочитать полностью. Если это будет не так, то я боюсь, что может возникнуть слишком много вопросов которые, если они так и останутся неотвеченными, могут стать оружием в руках врага. Я надеюсь, что через этот простой труд, который наш благословенный Спаситель позволил мне написать, все, кто терпит поражения будут побуждены к упованию и одерживанию побед и затем, в свою очередь, будут способными направлять к вере и других. Посему, я отдаю этот труд в руки Божьи, чтобы Он использовал его так, как Ему угодно.
Христианский опыт
Что за прекрасный день был тот, когда я пришел к познанию Христа как моего личного Спасителя! То, что я в действительности пережил тогда, было переходом из темноты в свет. Кто может описать таинство пребывания Христа в нас и ту радость, которую приносит общение с Ним? Я вспоминаю, что даже ложась спать я улыбался, причем так искренне сильно, что просыпаясь утром я снова обнаруживал себя улыбающимся; у меня было столько радости, что мое лицо начинало даже болеть от бесконечного счастья. Запоминание стихов из Писания было для меня настоящим удовольствием и, казалось, не требовало никаких усилий. Молитва была непрестанной, а постоянное прославление Бога за чудеса Его творения было смыслом каждого дня. Беспокойство, пессимизм и страх были лишь смутными воспоминаниями из далекого прошлого. Говоря кратко, Бог любил меня и я знал это, пребывал в этом и был этим согрет. О, как славно быть дитем Божиим!
Потом произошло следующее. Однажды весенним утром, будучи студентом, я шел по территории своего колледжа когда некто задал мне очень простой вопрос: "Майк, как ты думаешь, к какому труду призывает тебя Господь?"
До того момента я никогда не задумывался над подобным вопросом, но к моему собственному удивлению с моих уст слетело: "Бог призывает меня служить христианам терпящим поражения". В то мгновение я определенно понял, что именно это и являетя Божьим планом для моей жизни. Я не тратил слишком много времени на оценку или проверку этого заключения, исключая лишь то, что иногда размышлял о тех поверженных христианах. Позже я часто ловил себя на мысли, что если бы я только знал, что подобное призвание означает, я бы начал спорить с Господом и попросил бы Его дать мне какую-нибудь другую работу. Ведь во время того разговора я и представить себе не мог, что для того, чтобы служить христианам терпящим поражения в их жизнях, я сам должен был быть разбитым наголову.
Относительно немного времени потребовалось мне для того, чтобы впасть в жизнь полную поражений, которая продолжалась девять последующих лет. Вскоре молитва стала для меня мучением, Писание потеряло свою привлекательность, казалось, непобедимый грех проявлялся со всех сторон, чувственное понимание близости Бога исчезло!..
Я пытался справиться со своими неудачами и поражениями самыми разными путями. Я читал всевозможные книги типа "как помочь себе" или "как делать то или другое", которые обещали дать мне хотя-бы временное освобождение. Те книги красноречиво описывали мне мое состояние, но отсылали меня в мой мир бессильным избежать его. Чем больше я читал, тем больше расстроенным, озлобленным и отчаявшимся я становился. Они рассказывали мне о великом примере Христа, о том, как Он молился, постился, помогал другим, поклонялся, был благочестивым, кормил голодных, любил - и затем они советовали мне подражать Ему! Неужели никто не понимал, что я хотел быть подобным Иисусу и что я хотел угождать Богу, но я просто не мог?! Неужели никто не понимал, что если бы я был способен подражать Иисусу, Ему не надо былы бы приходить?!
Все еще страдая от заблуждения, что знание - это ответ на вопросы и скрытое обещание того, что можно начать все сначала и оставить все проблемы позади, я решил поступить в библейский колледж, затем закончить школу, где ясно подчеркивалась следующая просто выражаемая позиция: успех зависит от твоего интеллекта, способностей, талантов и внешнего вида. Если бы все это я смог довести до определенной степени совершенства, я мог бы стать приемлeмым для Бога и Его народа. Как я завидовал студенту или профессору, которые могли проповедовать из оригинальных греческих текстов. Ах, если бы я от природы был способным красиво говорить, остроумным и смышленым; если бы я только мог петь и играть на музыкальных инструментах, тогда бы я конечно жил жизнью с избытком! А может быть я смог бы выучить на память всю Библию, как некоторые, и в любое время попросить слушателей назвать библейский стих и процитировать им его, а также предыдущий и последующий, - тогда я безусловно достиг бы всего, чего желаю.
Большое внимание тогда уделялось разнообразным программам. Многие знаменитые проповедники приезжали и делились своими рецептами для достижения успеха. Мы старательно делали конспекты их выступлений, зная наверняка, что каждый из них предлагал нам как раз то, что нам было нужно более всего. Я знал, что не смогу по-настоящему придерживаться ни одной из тех программ в своей жизни, но по крайней мере я мог бы осуждать других за то, что они не исполняют их и указывать им на их неудачи. Ведь если они являются настоящими искренними христианами, они должны бы изменяться к лучшему. На самом деле я совсем не знал, что искал чего-то видимого, принадлежащего этому миру, чего-то, что не требует веры, какую-то волшебную формулу, которая смогла бы освободить меня от самого себя и других от такого-же состояния поражения.
Почему же получилось так, что христианство стало таким тяжелым для меня? Почему происходит так, что многие из нас в течение многих лет стремятся достичь духовности посредством различных методологий, программ и способов, а когда проекты построения успеха проваливаются, мы сдаемся и покоряем себя посредственной, серой жизни, полной расстройств и сожаления? Это ли та жизнь с избытком, о которой говорил наш Господь? Говорил ли он о жизни постоянных крушений, суматохи, собственных попыток, бесконечной мольбы о радости, жизни в плену у эмоций, мыслей, греховного поведения для всех тех, кто смеет взывать к Нему? Должна ли жизнь, которую Он пришел дать, характеризоваться конфликтами в семье, бесконечными посещениями консультантов и депрессиями, такими порой глубокими, что хочется, чтобы эта жизнь поскорее закончилась и настало хоть какое-то облегчение? Я боюсь, что этот тип христианской жизни очень распространен среди многих верующих, для которых Евангелие звучало в свое время следующим образом: "Прими Иисуса Христа сегодня, чтобы в будущем тебе не пришлось пойти в ад!" А после принятия Его они слышали: "Иисус умер за твои грехи, теперь напряженно и добросовестно трудись чтобы угодить Ему!"
Стон души многих христиан таков: "Я не могу угождать Богу! Я не способен измениться! Как мне выбраться из ада, в котором я мучаюсь ежедневно?!" Для большинствя христиан их опыт заключается в том, что они познали все то, что не срабатывает в их жизни. Одно из ключевых слов, которое точно описывает христианские общины по всему миру, - это изменить(ся). Мы хотим изменить то, кем мы являемся, что мы делаем, наши обстоятельства так, чтобы нам стать приемлемыми для Бога. А когда мы наконец перепрыгиваем все ступеньки, предписанные нам определенным методом или программой, изменение все же не приходит, и мы ощущаем наши неприемлимость и неудачи еще глубже.
Ну что ж, если жить жизнью поражений так "доступно" и "просто", то не будет ли благой вестью для многих то, что жить победоносной жизнью в той же степени доступно и просто?! Где же ответ? Ответ мы найдем в простоте Евангелия, той простоте, которая затерялась среди множества программ, методов, списков с указаниями о том, что делать и как, короче говоря, симптомов неверия. Ответ заключается не в том, что мы должны или не должны делать, а в том, во что мы должны верить! Великий секрет успеха, скрытый от многих верующих в течение многих лет их жизни, звучит так: христианское возрастание - это по сути простое принятие того, чем мы всегда обладали с самого начала, с того самого дня, когда мы отдали наши жизни Христу! И эта простая жизнь - победоносная жизнь - может быть вашей только через жизнь пребывания.
Жизнь с избытком - это не что-то, ради чего мы должны работать, чтобы приобрести ее, а нечто уже данное нам, на основании которого можно работать. Тот факт, что я принят не основывается на том, что я делаю, а на том, кем я являюсь. Жизнь с избытком не требует от меня того, чтобы я подражал Иисусу, а приглашает меня участвовать в Его жизни; она не требует от меня того, чтобы я работал, чтобы верить, но чтобы я работал потому что я верю. Будьте уверены в следующем: если христианская жизнь с избытком требует наших решительности, воли, интеллекта, талантов и способностей, то мы никогда не достигнем ее, потому что мы слишком слабы, слепы и глупы.
Как же мне, в таком случае, обрести жизнь с избытком? Как мне обнаружить ту жизнь, что свободна от греха? Как она может стать моей без каких-либо усилий? Божий ответ задуман так, чтобы он был легко доступным слабым, неудачникам, отвергнутым, невеждам, расстроенным и безнадежным. И этот ответ - простота жизни пребывания.
Божий ответ относительно жизни с избытком всегда был, есть и будет невероятно прост: христианин должен познать и принять его простоту. Божий ответ требует веры, которой мы возможно обладаем сами того не замечая, но никак не великих талантов, способностей или интеллекта. Проблема не заключается в том, что Бог возложил на нас великую и трудную задачу, исполнив которую мы приобретем Его мир, покой и радость. Напротив, проблема в том, что мы возлагаем на себя эти великие задачи и сами устанавливаем для себя стандарты, которые, кстати говоря, выше Божьих, достигнув которых мы будем, как мы думаем, приняты Богом или угодим Ему. Поэтому, все, кто начинают жить по вере и в покое должны прежде всего испытать борьбу и неудачу, исходящие из их собственных попыток измениться. Мы только тогда сдадимся, откажемся от своих усилий и обратимся к простому Божьему ответу, когда мы испробовали и истощили все другие мыслимые источники и ресурсы. Божий ответ прост, но для того, чтобы Бог привел нас к состоянию, когда мы готовы принять его, Он сначала должен провести нас через, так сказать, серию уроков, которые измотают нас, оставив нас в отчаянии, уставшими от самих себя и других, и готовыми слушать своим, теперь уже верующим, сердцем все то, что Бог говорит. Человек может начать доверять Богу только в том случае, когда он откажется доверять себе. Многие терпящие поражения христиане просто находятся в процессе осознания, что им нужно сдаться, прекратить полагаться на себя.
Я начал мою христианскую жизнь в простой вере, стоя у подножия креста. И все же, из-за своего неверия, я оставил это состояние, ища в самом себе способности, на которые мог положиться, и доверяя себе. Во многом я стал похож на Израильский народ блуждающий в пустыне. Чем дальше я отдалялся от креста, тем более потерянным и сбитым с толку я становился, до тех пор, пока не решил вернуться туда, где я начал. Вот где я обнаружил то, что потерял евангельскую простоту! Ободритесь, ведь это Божий план привести всех к жизни полной мира и радости. "Если Бог за нас, кто против нас?!" (Рим. 8:31).
Путешествуя по миру я встречался со многими благочестивыми верующими, жизнь которых была бы желаема всеми нами. Как только это становится возможным, я задаю таким людям один вопрос: "Как у вас получилось стать таким духовным человеком?" Ответ каждого из них всегда один и тот же: "Я не знаю! Бог сделал меня тем, что я есть." Ни разу никто из них не сказал мне, что это произошло потому что он принадлежит к определенной деноминации или придерживается особой доктрины. Единственная причина - потому что Бог привел их к тому, кем они являются, а посему, не отчаивайтесь! Бог нелицеприятен и не предпочитает одних другим, но готов и вас отвести туда, куда вам нужно прийти!
Последующие главы не содржат никаких списков о том, что и как делать и не предложат читателю никаких методов приводящих к победе. Более того, они вообще не будут советовать вам что-то делать, так как написаны они для того, чтобы объяснить что Бог совершил и какой путь пришлось пройди мне, дитю Божьему, перед тем, как я наконец согласился принять простой Божий ответ и начал ходить по вере. В течение этих моих блужданий Бог вел меня к концу моего доверия самому себе и к началу моего доверия исключительно Ему, где я и нашел вновь ту простоту веры, которую однажды потерял, и обрел вновь радость, что я имел и имею во Христе.
Итак, заберитесь в руки Небесного Отца; позвольте Ему понести вас по тому пути, который Он приготовил для вас. Все ваши страдания имеют свои цели, и может быть вы еще не видите в них руки Отца, но вскоре вы увидите ее. А когда вы увидите куда Он вас привел, вы не сможете удержаться от хвалы! "Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все" (Еккл.11:5)."Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе..." (2Кор.11:3).
Отче, мы вверяем себя Тебе, чтобы Ты отвел нас назад к простоте веры, той, которая сделала Авраама угодным Тебе и наполнила жизнь Сына Твоего невыразимыми радостью, миром и полноценностью.
Потерянный и найденный...
И потерявшийся снова
Иисус призывал людей следовать за Ним полагая, что-то, в чем они нуждаются - это покой. Он знал, что люди, собирающиеся толпами вокруг Него, были труждающимися и обремененными (Мф.11:28).
Посмотрите внимательно вокруг и вы увидите многих, кто, похоже, несут нелегкие бремена. Каждое утро они одевают на спину невидимый рюкзак полный разных тяжестей с именами Муж, Жена, Дети, Работа, Деньги, и т.д. Да, да, большой и тяжелый рюкзак, который они носят каждый день. Быть уставшим не обязательно плохо, но дело в том, что до тех пор, пока мы полны силы, мы не считаем нужным прийти ко Христу, чтобы принять Его покой. Поэтому, если мы устали, то это хороший знак! Представьте себе отца, нашедшего своего блудного сына за неделю до того, как у него закончились деньги и пополнившего его финансы. Как вы думаете, насколько больше времени потребовалось бы сыну для того, чтобы вернуться домой?
Что же служит причиной того, что человек переживает такую усталость? Мы утомляемся не только от того, что нам приходится ежедневно носить груз проблем, несбывшейся мечты, разочарований и семейных неурядиц, но и от того, что мы ищем какого-то спасителя, кто облегчил бы тяжесть, носимую нами. Мы порой ищем этого спасителя среди родителей, друзей, супругов, детей, но так как и они, в свою очередь, ищут в нас спасителя для себя, то вряд ли от них можно ожидать помощи. Нам всем нyжен сверхъестественный Спаситель!
Конечно, ни о каком осознании нужды в сверхъестественном Спасителе, Который может восполнить все наши нужды, не может быть и речи до тех пор, пока Дух Святой не обличит нас во грехе. Тому моменту, когда мы признаем это обличение, обычно предшествуют наши отчаянные попытки спасти самих себя посредством разных методов и собственных усилий. Когда же мы наконец пришли к этой точке, мы одновременно пришли к неизбежному заключению, что мы не можем спасти самих себя и обречены. В конце концов, мы сдаемся, отказываясь от наших попыток стать лучше. Мы, как бы, оказываемся в безнадежном состоянии.
Израильский народ оказался в подобном состоянии незадолго до того, как Христос начал Свое служение. В период жертвоприношений в Иерусалиме тысячи животных были приносимы в жертву. Говорили, что, буквально, река крови текла из храма. Каждый год богобоязненные евреи совершали путешествие в Иерусалим, и каждый год, независимо от их стараний, нужно было снова и снова приносить жертвы. Жертвы постоянно напоминали иудеям о суде за грех. И неудивительно, что, когда появился Иоанн Креститель, проповедущий крещение покаяния для прощения грехов, "...выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (Мк.1:5). И все же, крещение Иоанново было крещением отчаяния. Представим себя, находящимися под властью страшного греха и услышавшими, что можно получить прощение грехов, крестившись от Иоанна. Конечно, мы поспешили бы к Иордану, среди многих других людей, и крестились бы. Как бы то ни было, радость прощения была бы кратковременной, потому что даже если бы наш грех был прощен, мы все же не имели бы власти над ним. Мы снова обнаружили бы себя рабами греха, снова нуждающимися в прощении и в состоянии безнадежности.
Только тогда, когда мы, обличаемы Свявятым Духом, сдадимся и отвергнем свои собственные попытки спасти нас самих, мы готовы и согласны позволить Христу стать нашим Спасителем. Говоря кратко, мы становимся зависимыми. Мы признаем, что не можем жить без Него. Мы отдаем себя Ему посредством простого исповедания веры. Дух Святой совершил свою совершенную работу по убеждению нас в том, что мы нуждаемся в Спасителе. Что за славное открытие! Что за облегчение, когда знаешь, что твои грехи прощены!
Мы чувствуем себя так, что если Иисус мог простить нас, то Он может сделать все, что угодно. Он позаботится о нас и наших семьях, облегчит дискомфорт и удалит маленькие досадные проблемы жизни.
Новообращенный христианин настолько полон веры, понимая, что Бог может все, что Бог действительно делает много для него. Его новую жизнь можно сравнить с медовым месяцем; все, что он хочет делать - это угождать своему Спасителю. Терминов стараться или делать нет в его словарном запасе, потому что все, что ему заповедано делать, получается естественно, без особых усилий, исходя из любви.
Бог - все во всем для новообращенного и, так как Иисус скоро вернется, молодой христианин чувствует, что должен поделиться своей недавно найденной радостью с другими; он должен найти и других потерянных овец. Ведь другие обязательно захотят узнать то, что он знает. Некоторое время спустя он встретит неверие и отвержение со стороны других и поймет, что далеко не все так радостно принимают его проповедь, но что из этого?! Мир велик и в нем так много тех, кто захочет послушать! Сколько удовольствия в том, чтобы свидетельствовать другим о своей вере, учиться молиться и служить другим. И самое прекрасное это то, что все хочется делать без приказаний и напоминаний.
Медленно, почти незаметно, медовый месяц заканчивается. Сам того не замечая, новообращенный сводит свой взгляд со Спасителя и начинает видеть только "делай" и "старайся". Его молитвы все больше концентрируются на нем самом. Более того, еще прежде, чем он сам это заметит, его "я" становится самым важным в жизни.
Как бы ни казалось это невозможным и как бы он не устал, он стремится к совершенству, которое, как он думает, он должен достигать. Постепенно он все меньше концентрирует свое внимание на Иисусе и все больше на, так называемом, успешном христианине. Он слышит об "преуспевающих христианах", которые следуют истинным учениям или правильным порядкам событий в их жизни, и живут жизнью полной радости, побед, отвеченных молитв и прекрасных эмоциональных переживаний. Но вновь приобрести радость через здравое учение, подходящие переживания или просто будучи хорошим и правым невозможно. И даже если христианин продолжает стремиться, он все же ощущает подавляющее его чувство, что он утерял что-то, что он, возможно, больше никогда не найдет.
Эндрю Мюррэй сказал: "Когда ты стараешься быть чем-то, ты лишний раз доказываешь, что не являешься этим вообще!" В таком состоянии верующий может даже чувствовать себя потерянным снова. Он знает, что Христос - ответ на все вопросы и хочет угодить Ему, но понимает, что не способен на это. В большой степени его жизнь кажется ему хуже, чем до обращения.
Это напоминает мне одного пьяницу, которого пригласили принять Христа на евангелизационном собрании. Он открыл бутылку вина и ответил: "Нет, спасибо! У меня уже есть достаточно беспокойств и горя!"
Не желая сдаваться, будучи в отчаянии, верующий посещает конференции и семинары, читает Библию, молится, постится и, конечно, дает обеты стать лучше, и все он делает в надежде, что эти гонки по спирали принесут обещанное облегчение. Где-то глубоко внутри он осознает, что похож на автомобиль с проколотым колесом. Каждое утро он накачивает в колесо воздух, но... надолго ли? К вечеру колесо снова спущено и он вопиет внутри себя: "Ну, кто-нибудь, пожалуйста, заклейте дырку!"
Путь от состояния потерянного человека к найденному и, снова, к потерявшемуся может занять не так уж много времени. Помните, как Израиль выходил из Египта? Народ покинул страну рабства полным надежды и веры в Бога. А когда до земли обетованной осталось рукой подать, они вдруг перестали верой полагаться на Бога и надеяться на Него и начали доверять самим себе. Они повернулись к тому, чего они, по их мнению, могли достичь сами. Результатом оказалось изгнание в пустыню, где им пришлось получить определенные уроки, которые научили их снова возложить их веру и надежду на Бога.
Совсем немного христиан совершают свой путь оставаясь непоколеблебленными. За таковых мы славим Бога! И эта книга не предназначена для них, но для тех из нас, кто однажды заблудился в пустыне. Самый важный для нас урок это тот, что многое, на что мы надеемся, не работает. Помните, мы достигнем прогресса, тогда, когда найдем то, что не работает и исключим это из нашей жизни.
Вечно растущее дерево
Где же источник всех этих предполагаемых разрешений наших проблем? Ответ находится в Едемском саду. "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла."(Быт.2:9). От этого-то дерева и вкусили плод Адам и Ева, того запретного дерева, от которого и сегодня продолжает вкушать человечество. Давайте посвятим некоторое время на то, чтобы рассмотреть последствия, к которым это дерево привело человечество.
Во-первых, мы должны понять Божий критерий принятия нас, основанный на следующем: мы "получаем пропуск" и приняты Богом, если мы найдены Им во Христе; с другой стороны, если мы находимся вне Христа, то мы, мягко говоря, терпим неудачу. Все это выглядит достаточно понятным и простым до тех пор, когда мы вновь решаем вкусить от дерева познания добра и зла. А когда это происходит, Божья истина вновь становится искаженной и сложной.
Давайте разделим дерево на две части - добро на одной ее части, а зло на другой. Если человек вкушает от злой части дерева и совершает злые поступки, что Бог сделает с ним? Ответ очевиден: Он отвергнет того, чьи поступки неправедны, и кто пал ниже Божьего стандарта, заключающегося в том, что человек должен находиться во Христе. А если человек вкусит от доброй части дерева, и совершаем много хороших поступков, что Бог сделает с ним? Примет ли Он его и его добрые дела? Никоим образом! Бог и его отвергнет, потому что его дела представляют собой, как бы, добавку извне к Божьему стандарту пребывания во Христе, а также являются актами самоправедности. Бог требует праведности от нас и в то же время называет нашу праведность запачканной одеждой. Добро и зло исходят от одного дерева и Бог одинаково относится к обоим - отвергает. "...Тьма и свет подобны друг другу в Твоих глазах."(Пс.138:12, перевод с английского варианта стиха, NIV). Совершение зла является признаком неверия в то, что Бог существует и будет судить, а совершение добра является признаком неверия в Божий стандарт принятия. Мы фактически заявляем, что не верим Богу вообще, если пытаемся добавить что-то к Его стандарту. Мы сейчас касаемся одного из величайших обманов в христианстве. Бог безусловно хочет, чтобы мы творили добрые дела, но не содержание добрых дел делает их приемлемыми для Бога, а их источник или происхождение! Если источником добрых дел является вера, позволяющая Христу выразить Себя через нас, то они угодны Богу. 1-е послание к Фессалоникийцам, 1:3 упоминает дела, произведенные верой, угодные Богу. Но все остальные труд и старания неприемлемы для Бога, так как они происходят из неверия и самоправедности.
Иисус признавал, что мытари и грешники, вкусившие от злой части дерева, более открыты к покаянию, потому что они осознавали свои грешные поступки (они знали это, как, впрочем, и все кто их знал). Как бы то ни было, Иисус не питал той же надежды в отношении фарисеев и законников. Мытари и грешники скорее войдут в небеса, нежели те, кто вкусили от доброй части дерева и не признавали то, что нуждаются в покаянии также, как и первые. Никто из окружающих их не мог засвидетельствовать о том, насколько отталкивающими и неприемлемыми были в действительности их добрые дела и самоправедность. Слепоту в тяжелой степени приносит вкушение от хорошей части запретного дерева познания добра и зла.
В 23 главе Евангелия от Матфея Иисус объясняет, что происходит в результате прибавления чего-либо к Божьему стандарту принятия человека. "...Затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете."(ст.13). Это приводит, в свою очередь, к похоти к вещам этого мира: "...поедаете домы вдов..." (мошенничество)"... и лицемерно долго молитесь..." (ст.14). Вы "...обходите..., дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геены, вдвое худшим вас"(ст.15), т.е. человек делал "плохое худо", а теперь его убедили делать обманчивое "хорошее худо". Такой подход вскармливает безумцев и слепцов (ст.17), которые составляют списки указаний и методов, для того, чтобы люди их исполняли, а эти списки заставляют их пренебрегать справедливостью, милостью и верой (ст.23). Все, что для них имеет значение, это соблюдение правил, в то время как вопросы первостепенной важности они оставляют без внимания. "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!"(ст.24); "...очищающие внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды."(ст.25). Некоторые люди могут показаться праведными из-за того, что они судят других, но в действительности они подобны "окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (ст.27). Как мы, наверно, уже убедились, обман вкушения от хорошей части дерева добра и зла в значительной степени даже хуже, чем совершение зла.
Евангелие от Иоанна 3:16 провозглашает, что "...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Наш разум понимает и принимает слова. Но только послушайте как этот стих звучит для того, кто отгрыз, хотя бы немного, от плодов этого проклятого дерева: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, кто не совершает грех, не имеет похотей и злых мыслей, кто читает Библию, всегда посещает Церковь, никогда не кричит на детей, молится, заучивает стихи из Писания, не имеет радио, свидетельствует соседям, жертвует, говорит на языках, имел особое переживание при обращении и постоянно чист, не погиб, но имел жизнь вечную." Видите ли, вы отличие вкушения от хорошей части дерева? Оно обязывает нас добавить бесконечный список дел, которые, якобы, сделают нас приемлемыми для Бога, и, в свою очередь, возложить этот рюкзак на плечи других, хотя сами мы нести его, честно говоря, не можем.
Вкушение от дерева приводит нас к тому, что мы придерживаемся следующего очень простого учения: ты делал зло, теперь делай добро. Элементы этого дерева мы находим в конфуцианстве, буддизме, индуизме, мормонизме, свидетелях Иеговы и в любой другой религии мира. Ведьмы изучают плохую сторону дерева, чтобы приобрести большее познание зла, а некоторые, так называемые, теологи изучают хорошую часть дерева, приобретая познание добра, но между первым и вторым не существует принципиального различия. Снова зададимся вопросом, не предлагают ли сегодняшние учения добавлений к Божьему стандарту и не поощряют ли к исполнительности, которые вполне подошли бы и к, например, индуисту? Исходят ли все эти предписания от дерева познания добра и зла или от другого дерева, Дерева Жизни?
Предположим, что, чрез Божье водительство, я решил провести субботний день помогая моей жене в уборке дома. Не упустите из виду, я делаю это, так как Господь руководит мной. Уборка дома, конечно, не является очень значительным делом, но, все же, она принесет мне большую награду на небесах! Почему? Конечно, не из-за ее величия , а из-за ее происхождения - Его жизнь во мне! Если мы живем Его жизнью, нам не стоит беспокоиться, потому что наше действие, нева-жно каким малым оно выглядит для нас, всегда будет благим. С другой стороны, я мог бы проповедовать десятитысячной аудитории ради своей собственной пользы, славы и признания. Это дело является лишь сеном, деревом и соломой, которые сгорят в последний день! Видимое величие такого дела впечатляет, но его источником не была Христова жизнь внутри проповедника, а его "я" или его собственная жизнь.
Напомню вновь, что вкушение от дерева ослепляет нас. Многие люди делают то, что мир почитает за что-то великое, но что, к их великому удивлению, сгорит в конце. Я вспоминаю случай, когда один пастор-законник противостал этому учению, несокрушимо занимая позицию достижения праведности своими делами и усилиями. Его жена выглядела несколько смущенной в то время, как он поносил лжеучителей и ленивых христиан. Позже она поделилась с нами тем, что им пришлось оставить их последнюю церковь потому что ее муж был уличен в супружеской неверности.
Наш враг наслаждается, наблюдая за нами, когда мы вкушаем от дерева добра и зла. Также, как существуют уровни зла, которое может совершить человек, так есть и уровни добра. Давайте представим себе десятибалльную шкалу зла, отрицательную, где чем больше отметка, тем больший уровень зла она означает, и, подобную ей, шкалу добра, прогрессирующую в противоположном направлении. Теперь представьте человека, который жил на отметке "минус пять" и отдавшего свою жизнь Христу. Став христианином, какого уровня добра, по вашему мнению, захочет он достичь, чтобы выглядеть духовным? Я бы предположил, что он стремится к отметке "плюс пять" на шкале добра. Проблема же в том, что до какого положительного уровня человек добирается, до такого противоположного уровня он и будет склонен упасть, и, еще до того, как он успеет это заметить, он окажется на отметке "минус пять". Мы видим этот принцип проявляющимся среди фарисеев. Они достигли отметки "плюс десять" посредством соблюдения всех их правил, но, заметьте, насколько низко они пали, если оценить их по отрицательной шкале. "Минус десять", ведь они добились распятия Сына Божьего! Этот принцип проявляется и сегодня среди учителей легалистов. Чем выше Божьих стандартов они помещают себя, тем ниже они падают.
Некоторые верующие полагают, что если бы они жили в стране, где их не гнали бы за веру, они вполне смогли бы жить более благочестивой и плодотворной жизнью для Христа. Другие, наоборот, думают, что если бы у них не было такой религиозной свободы, и они были бы гонимы, то они проводили бы более активную жизнь, и, более того, они рассматривают гонения в качестве краткого пути напрямик к зрелости. Бог же не является ни лицеприятным, ни предпочитающим одних другим. Христианин в условиях гонений должен бороться с жизнью своего "я" также, как и христианин не испытывающий гонений. Особых укороченных дорог к духовности не существует, и, с другой стороны, не бывает и физических препятствий на пути к ней. Духовность исходит от Духа Христова, а не от определенного набора обстоятельств.
Учитель императора Константина, наблюдая за тем, как Церковь была принята государством, выразил свое мнение по этому поводу, говоря, что любовь мира теперь заменит собой мирскую ненависть, как своего врага. Налицо пример одной из успешнейших попыток врага обмануть человека; этот враг всегда пытается направить наш взгляд в неверное место и время, когда мы ищем того, чего хотим, и он же скрывает от нас то, что ни сегодня, ни в любое другое время, помех для духовного роста и зрелости просто не существует. Зачем же мы слушаем его?! Проклятое дерево познание добра и зла...!
Так как совсем немногие знакомы с Божьим образцом принятия людей к Себе и как это должно повлиять на их повседневную жизнь, то нашему врагу не так уж сложно бросать нас то в одну, то в другую сторону по шкале добра и зла, то к плюсу, то к минусу. Если иметь ввиду используемую нами шкалу, то нашим идеальным положением, в глазах Бога, является отметка "ноль". Да, да, мы являемся успешными христианами лишь тогда, когда живем на отметке "ноль".
Но и здесь можно столкнуться с трудностью, потому что, я боюсь, мы порой позволяем другим определять для нас эту самую отметку "ноль". Мы естественно полагаем, что если проснувшись утром мы обнаруживаем наши эмоции на "минус шесть", то мы должны умолять Бога привести нас к "плюс шесть". Мы, таким образом, позволяем врагу или другим людям говорить нам, что наши эмоции должны быть на отметке "плюс шесть" и мы просим Бога появиться в нашей комнате, исповедуем грехи, каемся, барахтаемся в море чувства вины и пытаемся исполнить множество других действий, и все это для того, чтобы привести наши чувства к состоянию, как будто мы находимся на "плюс шесть". Все эти старания быть праведным разгоняют нас до скорости, на которой мы пролетаем Божью отметку "ноль", и продолжаем двигать наши чувства к желаемой отметке"плюс шесть". Но, некоторое время спустя мы снова почувствуем себя в состоянии "минус шесть". Мир описывает такой процесс как биполярная маниакальная депрессия, но это всего лишь заумное название вкушения от дерева познания добра и зла.
То же самое происходит с разумом. Мы, скажем, принимаем решение не допускать определенных мыслей и, не смотря ни на что, собираемся дисциплинировать наш разум. Мы, казалось бы, поднимаемся вверх по шкале до тех пор, пока не обнаружим, что похотливые мысли, сомнения и страх обуревают наш разум как раз так интенсивно, как мы обещали не думать о них.
В области телесных желаний мы, к примеру, дадим обет не заниматься объедением; некоторое время у нас это получается, а затем мы с соответствующей яростью поедаем все, что только попадется нам на глаза.
Как мы представляем себе в наших эмоциях и разуме жизнь на отметке "ноль"? Что значит направлять наши чувства и мысли так, чтобы они следовали Божьему плану? На эту тему мы поговорим больше чуть позже, но на данный момент, определив, что не является сверхъестественным, мы должны уяснить где должны быть наши эмоции. Сверхъестественная жизнь проявляет себя в малых, часто незаметных, областях наших жизней, в таких вещах, как милость, мир,