Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса;

7 ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслаб­ленные и хромые исцелялись;

8 и была радость великая в том городе...

12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Хрис­та, то крестились и мужчины и женщины...

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услы­шав, что Самаряне приняли слово Божие, посла­ли к ним Петра и Иоанна,

15 которые, придя, помолились о них, что­бы они приняли Духа Святого.

Итак, несмотря на то, что Дух Святой действует в момент нового рождения и сходит в верующего, мы не называем новое рождение «принятием Духа Святого». В момент нового рождения мы «принимаем Христа». В соответствии с тем, что написано в Книге Деяний (8:5), Филипп проповедовал жителям Самарии Христа. Он не проповедовал им Духа Святого. Дух Святой не упомина­ется вплоть до 15 стиха. (Хотя, несмотря на это, Его ра­бота до этого стиха остается очевидной. Взгляните хотя бы на чудеса, сопровождавшие проповедь Филиппа, и на то, как изгонялись нечистые духи.)

В 14 стихе написано: «...находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие». А в Первом послании Петра (1:23) мы читаем: «...как возрожденные не от тленного семени, но от нетленно­го, от Слова Божия, живого и пребывающего вовек». В Деяниях (8:14) написано, что самаряне приняли слово Божье. Итак, в соответствии с тем, что написано в Первом послании Петра (1:23), они были рождены свыше Словом, не так ли? А Иисус сказал: «.. .рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Итак, самаряне были рождены от Духа, хотя Дух здесь пока и не упоминается.

Мы не молимся о том, чтобы грешники приняли Духа Святого. Мы молимся, чтобы они приняли Христа. Ког­да они принимают Христа, Дух Христов, который есть Святой Дух, приходит в их сердца.

Так и должно быть, потому что Павел сказал: «...если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Двойная работа

Я бы хотел, чтобы на основе этих отрывков мы рас­смотрели двойную работу Духа Святого. Апостолы и другие члены ранней церкви верили, что крещение Ду­хом Святым, или, как это записано в книге Деяний (8:15), принятие Духа Святого, является переживанием, следую­щим за спасением.

Были ли самаряне спасены? Вспомните, что сказал Иисус, обращаясь к ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Map. 16:15, 16). Мы только что прочитали, что самаряне поверили и были крещены. Итак, в соответствии с тем, что сказал по этому поводу Иисус, они были спасены.

И, кроме того, у нас есть еще одно свидетельство. В со­ответствии со словами Петра, самаряне были спасены. В книге Деяний (8:14) написано: «Находившиеся в Иеру­салиме Апостолы, услышав, что Самаряне ПРИНЯЛИ СЛОВО БОЖИЕ, послали к ним Петра и Иоанна». Кто является Божьим Словом? Иисус является Божьим Словом (Иоан. 1:1,14). Иисус — Живое Слово (1 Пет. 1:23). Тогда получается, что самаряне приняли Иисуса, не так ли? Они приняли Христа.

Далее в Деяниях (8:15) сказано, что когда Петр и Иоанн пришли туда, они молились за самарян. За что они молились? Молились ли они за то, чтобы самаряне могли родиться свыше, чтобы они обратились и стали христианами? Нет. Но они молились о том, чтобы они «... приняли Духа Святого...»

Лука, автор книги Деяний, не говорит, что в тот мо­мент Духа Святого в Самарии не было, потому что там был Он. Он присутствовал там хотя бы потому, что Фи­липп был исполнен Духа Святого. Мы знаем это, пото­му что Филипп был одним из мужчин, которых избра­ли, чтобы «пещись о столах», служа Апостолам, которые сказали ученикам: «...итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, ИСПОЛНЕННЫХ СВЯТО­ГО ДУХА» (Деян. 6:3). Итак, Дух Святой трудился в Са­марии еще до того, как к ним пришли Петр и Иоанн.

Иисус сказал ученикам: «...се, Я с вами во все дни» (Мат. 28:20), и «... не оставлю тебя и не покину тебя». Поэтому, когда Филипп добрался до Самарии, туда пришел Иисус. Нет, это был не человек Иисус в Своем теле из плоти и костей, но это была Личность Духа Святого, пришедшая вместе с Филиппом.

Итак, мы знаем, что еще до того, как Петр с Иоанном прибыли на место, Дух Святой уже был там и трудился. Именно Он возродил и вернул к жизни дух каждого из жителей Самарии в тот момент, когда они приняли Сло­во Божье. Он вызвал в них желание стать новыми творе­ниями во Христе.

Теперь обратите внимание на 16 стих: «...Ибо Он не сходил еще ни НА одного из них». Помните, в книге Де­яний (1:8) Иисус сказал: «...но вы примете силу, когда сойдет НА вас Дух Святой». Но в соответствии с тем, что написано в книге Деяний (8:16): «...ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены (водой) во имя Господа Иисуса».

В 17 стихе мы читаем: «...тогда возложили руки на них, и они ПРИНЯЛИ Духа Святого». Они приняли пере­живание крещения в Духе Святом следом за принятием спасения.

Дорогой друг, в попытке определить, являются ли новое рождение и крещение Духом Святым двумя отде­льными переживаниями, давай опираться не на челове­ческую или церковную доктрину, а на библейские фак­ты. Из приведенных выше отрывков Писания очевидно, что так оно и есть.

Познакомиться с Христом

Вот еще один стих, касающийся нашей темы.

ДЕЯНИЯ 9:17

17 Анания пошел, и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явив­шийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.

Обратите внимание, что Анания называет его «брат Савл». Не забывайте, что прежде чем по дороге в Дамаск Савл повстречался с Христом, его репутация была крайне негативной. Он дал разрешение на убийство Стефа­на — первого мученика церкви (см. Деян. 1:8). Он был полон угроз и желания уничтожать учеников Христа (см. Деян. 9:1). В его распоряжении находились пись­ма иудейских лидеров, дающие ему право заключать в темницу, оковы и цепи всех, «следующих сему учению» (Деян. 9:2). Вы, наверное, не осмелились бы даже близко подойти к такому человеку, а уж назвать его «братом» и подавно.

Но обратите внимание на еще одну, едва заметную, истину. Анания говорит: «...брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня» (Деян. 9:17).

Другими словами Анания говорит: «Меня послал тот же Иисус, с Которым ты познакомился по пути в Да­маск». Новое рождение — это знакомство с Иисусом. Анания сообщил, что Иисус послал его, чтобы Савл мог прозреть. Савл был ослеплен славой Небесного света, упомянутого в Деяниях (9:3). Его слепота не была ре­зультатом болезни или немощи.

А теперь обратите внимание на оставшуюся часть 17 стиха, «...брат Савл, Господь Иисус...послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Здесь говорится о том же переживании, которое испытали самаряне, когда Петр и Иоанн возложили на них руки.

Итак, используя эти примеры Писания, Сам Иисус, Глава Церкви, указывает нам на то, что принятие или крещение в Духе Святом, это переживание, следующее за, знакомством с Ним или новым рождением.

Обратите внимание, что в 9 главе Деяний не сказано, что Павел говорил на языках, но мы с вами знаем, что он это делал. Он сам об этом сообщил. Он сказал: «... благо­дарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (1 Кор. 14:18). Когда же Павел начал говорить на языках? Подоб­но другим ученикам, он, скорее всего, заговорил на язы­ках в тот момент, когда исполнился Святого Духа.

Используя очевидные библейские доказательства, мы можем с уверенность утверждать, что крещение Духом Святым со свидетельством говорения на иных языках, является совершенно особым переживанием, отличным от нового рождения. Принятие Христа является необхо­димой составляющей наших взаимоотношений с Богом, но для того, чтобы Небеса стали нашим вечным домом, к взаимодействию с Богом нам следует приложить это более глубокое измерение и принять силу, которой Бог обеспечивает и наделяет нас для служения.

Глава 11

Наши рекомендации