Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса;
7 ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись;
8 и была радость великая в том городе...
12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины...
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
Итак, несмотря на то, что Дух Святой действует в момент нового рождения и сходит в верующего, мы не называем новое рождение «принятием Духа Святого». В момент нового рождения мы «принимаем Христа». В соответствии с тем, что написано в Книге Деяний (8:5), Филипп проповедовал жителям Самарии Христа. Он не проповедовал им Духа Святого. Дух Святой не упоминается вплоть до 15 стиха. (Хотя, несмотря на это, Его работа до этого стиха остается очевидной. Взгляните хотя бы на чудеса, сопровождавшие проповедь Филиппа, и на то, как изгонялись нечистые духи.)
В 14 стихе написано: «...находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие». А в Первом послании Петра (1:23) мы читаем: «...как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего вовек». В Деяниях (8:14) написано, что самаряне приняли слово Божье. Итак, в соответствии с тем, что написано в Первом послании Петра (1:23), они были рождены свыше Словом, не так ли? А Иисус сказал: «.. .рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Итак, самаряне были рождены от Духа, хотя Дух здесь пока и не упоминается.
Мы не молимся о том, чтобы грешники приняли Духа Святого. Мы молимся, чтобы они приняли Христа. Когда они принимают Христа, Дух Христов, который есть Святой Дух, приходит в их сердца.
Так и должно быть, потому что Павел сказал: «...если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
Двойная работа
Я бы хотел, чтобы на основе этих отрывков мы рассмотрели двойную работу Духа Святого. Апостолы и другие члены ранней церкви верили, что крещение Духом Святым, или, как это записано в книге Деяний (8:15), принятие Духа Святого, является переживанием, следующим за спасением.
Были ли самаряне спасены? Вспомните, что сказал Иисус, обращаясь к ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Map. 16:15, 16). Мы только что прочитали, что самаряне поверили и были крещены. Итак, в соответствии с тем, что сказал по этому поводу Иисус, они были спасены.
И, кроме того, у нас есть еще одно свидетельство. В соответствии со словами Петра, самаряне были спасены. В книге Деяний (8:14) написано: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне ПРИНЯЛИ СЛОВО БОЖИЕ, послали к ним Петра и Иоанна». Кто является Божьим Словом? Иисус является Божьим Словом (Иоан. 1:1,14). Иисус — Живое Слово (1 Пет. 1:23). Тогда получается, что самаряне приняли Иисуса, не так ли? Они приняли Христа.
Далее в Деяниях (8:15) сказано, что когда Петр и Иоанн пришли туда, они молились за самарян. За что они молились? Молились ли они за то, чтобы самаряне могли родиться свыше, чтобы они обратились и стали христианами? Нет. Но они молились о том, чтобы они «... приняли Духа Святого...»
Лука, автор книги Деяний, не говорит, что в тот момент Духа Святого в Самарии не было, потому что там был Он. Он присутствовал там хотя бы потому, что Филипп был исполнен Духа Святого. Мы знаем это, потому что Филипп был одним из мужчин, которых избрали, чтобы «пещись о столах», служа Апостолам, которые сказали ученикам: «...итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, ИСПОЛНЕННЫХ СВЯТОГО ДУХА» (Деян. 6:3). Итак, Дух Святой трудился в Самарии еще до того, как к ним пришли Петр и Иоанн.
Иисус сказал ученикам: «...се, Я с вами во все дни» (Мат. 28:20), и «... не оставлю тебя и не покину тебя». Поэтому, когда Филипп добрался до Самарии, туда пришел Иисус. Нет, это был не человек Иисус в Своем теле из плоти и костей, но это была Личность Духа Святого, пришедшая вместе с Филиппом.
Итак, мы знаем, что еще до того, как Петр с Иоанном прибыли на место, Дух Святой уже был там и трудился. Именно Он возродил и вернул к жизни дух каждого из жителей Самарии в тот момент, когда они приняли Слово Божье. Он вызвал в них желание стать новыми творениями во Христе.
Теперь обратите внимание на 16 стих: «...Ибо Он не сходил еще ни НА одного из них». Помните, в книге Деяний (1:8) Иисус сказал: «...но вы примете силу, когда сойдет НА вас Дух Святой». Но в соответствии с тем, что написано в книге Деяний (8:16): «...ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены (водой) во имя Господа Иисуса».
В 17 стихе мы читаем: «...тогда возложили руки на них, и они ПРИНЯЛИ Духа Святого». Они приняли переживание крещения в Духе Святом следом за принятием спасения.
Дорогой друг, в попытке определить, являются ли новое рождение и крещение Духом Святым двумя отдельными переживаниями, давай опираться не на человеческую или церковную доктрину, а на библейские факты. Из приведенных выше отрывков Писания очевидно, что так оно и есть.
Познакомиться с Христом
Вот еще один стих, касающийся нашей темы.
ДЕЯНИЯ 9:17
17 Анания пошел, и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
Обратите внимание, что Анания называет его «брат Савл». Не забывайте, что прежде чем по дороге в Дамаск Савл повстречался с Христом, его репутация была крайне негативной. Он дал разрешение на убийство Стефана — первого мученика церкви (см. Деян. 1:8). Он был полон угроз и желания уничтожать учеников Христа (см. Деян. 9:1). В его распоряжении находились письма иудейских лидеров, дающие ему право заключать в темницу, оковы и цепи всех, «следующих сему учению» (Деян. 9:2). Вы, наверное, не осмелились бы даже близко подойти к такому человеку, а уж назвать его «братом» и подавно.
Но обратите внимание на еще одну, едва заметную, истину. Анания говорит: «...брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня» (Деян. 9:17).
Другими словами Анания говорит: «Меня послал тот же Иисус, с Которым ты познакомился по пути в Дамаск». Новое рождение — это знакомство с Иисусом. Анания сообщил, что Иисус послал его, чтобы Савл мог прозреть. Савл был ослеплен славой Небесного света, упомянутого в Деяниях (9:3). Его слепота не была результатом болезни или немощи.
А теперь обратите внимание на оставшуюся часть 17 стиха, «...брат Савл, Господь Иисус...послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Здесь говорится о том же переживании, которое испытали самаряне, когда Петр и Иоанн возложили на них руки.
Итак, используя эти примеры Писания, Сам Иисус, Глава Церкви, указывает нам на то, что принятие или крещение в Духе Святом, это переживание, следующее за, знакомством с Ним или новым рождением.
Обратите внимание, что в 9 главе Деяний не сказано, что Павел говорил на языках, но мы с вами знаем, что он это делал. Он сам об этом сообщил. Он сказал: «... благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (1 Кор. 14:18). Когда же Павел начал говорить на языках? Подобно другим ученикам, он, скорее всего, заговорил на языках в тот момент, когда исполнился Святого Духа.
Используя очевидные библейские доказательства, мы можем с уверенность утверждать, что крещение Духом Святым со свидетельством говорения на иных языках, является совершенно особым переживанием, отличным от нового рождения. Принятие Христа является необходимой составляющей наших взаимоотношений с Богом, но для того, чтобы Небеса стали нашим вечным домом, к взаимодействию с Богом нам следует приложить это более глубокое измерение и принять силу, которой Бог обеспечивает и наделяет нас для служения.
Глава 11