Божия благодать в уединении и молитвенном созерцании
После такого заявления давайте рассмотрим од ну грань в жизни по благодати, которую я нахожу удивительным средством, часто позволяющим ощущать в себе Его жизнь и любовь. Это действие благодати чудесным образом укрепляет моё ощущение единства с Ним. Я говорю о библейской практике уединения и молитвенного созерцания. Вопрос уединения будет рассмотрен в этой главе, а практика молитвенного созерцания — в следующей. Я нахожу эти два элемента дарами благодати от Бога, которые весьма укрепляют меня в поиске близких взаимоотношений с Ним.
В современной культуре любой ценой стараются избежать уединения, невзирая на то, что, согласно Библии, это — неотъемлемая часть общения с Богом. Современное общество наводнено потоком слов. Желание услышать Бога в толчее жизни подобна попытки расслышать голос человека, находящегося на другом конце запруженной людьми комнаты, который пробивается к нам сквозь неразборчивый гул других голосов вокруг.
Вот как описывает наш "болтливый" мир Генри 11ювэн:
Куда бы ни пошли, мы окружены словами. Слова тихо шепчут, громко провозглашают и гневно выкрикивают; слова говорят, декламируют и поют; слова на дисках, в книгах, на стенах и в небе; слова во множестве звуков, множестве цветов и множестве форм; слова, которые слушают, читают, видят и рассматривают; слова, которые мигают, медленно двигаются, танцуют, прыгают и раскачиваются. Слова, слова, слова! Из них состоит пол, стены и потолок нашего бытия.5
Для того, чтобы насладиться тихой близостью к Богу, мы должны намеренно удалиться от шумного и болтливого мира. В Библии описаны случаи, когда Иисус Сам удалялся в уединенные места (см. Мк. 1:35; Лк. 4:42). Если Иисус считал необходимым удаляться от притязаний на Его время и служение для общения с Богом в тишине, то насколько более важным это должно быть для нас?
На важности уединения акцентирует внимание один эпизод из Евангелия от Марка. Ученики только что вернулись из успешного миссионерского путешествия, во время которого они видели потрясающие результаты проповеди, изгнания бесов и исцелений. Без сомнения, с большим энтузиазмом "собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили" (Марк. 6:30).
Каким, на ваш взгляд, мог быть ответ Иисуса в подобный момент? Если бы Он учился отвечать на основании тех проповедей, которые я произносил многие годы, то, наверное, сказал: "Хорошо потрудились! Не останавливайтесь! Вот настал наш час, продолжаем в том же духе, братья! Идите и проповедуйте Царство!".
Именно такого рода лидерства я придерживался долгое время. В конце концов, рассуждал я, диавол никогда не берет отгулов, так почему же мы должны брать их? Тем не менее, ответ Иисуса отличался от того, который мог бы дать я:
Он сказал им: "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного",— ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
И отправились в пустынное место в лодке одни (М-к. 6:31-32).
В тот момент, когда ученики давали отчет о том, как замечательно идут дела, Иисус сказал: "Прекрасно! А теперь немного отдохните". Подобный совет не был типичным для характера моего типа или для того образа христианской жизни, который я установил для себя. Даже сейчас мне нелегко следовать ему. Что-то внутри меня говорит, что, отдыхая, я трачу попусту время, если только это не ночь, когда я сплю, и даже по ночам мой разум порой трудится со скоростью компьютера.
Иисус сказал Своим ученикам: "Отдыхайте". Чувствуете ли вы, как это слово отозвалось где-то глубоко внутри? Для многих проще заниматься чем-то, чем терпеливо ожидать Господа в уединении. Это — урок, который некоторые из нас должны проходить снова и снова всю жизнь. Это урок, который я только начал изучать.
В конце концов, рассуждал я, диавол никогда не берет отгулов, так почему же мы должны брать их?
Вскоре после того, как Святой Дух ясно показал мне необходимость перестроить распорядок дня и выделить время для уединения, я должен был решить ряд вопросов в нашем офисе в Мексике.6 Как раз тогда быстро приближался последний срок сдачи этой книги. Я решил, во избежание всяких отвлекающих дел и чтобы не отрываясь поработать над рукописью, провести еще одну неделю в маленьком городе на берегу озера Чапала, примерно в часе езды от Гвадалахары. Я отправил по электронной почте письма близким друзьям с просьбой молиться обо мне в это время, чтобы Господь дал возможность хорошо потрудиться.
У Бога, без сомнения, есть чувство юмора. Судя по первым нескольким дням проведенным в работе над книгой, было очевидно, что Бог благословляет эту работу. Затем однажды утром я встал пораньше и включил свой портативный компьютер. Когда время загрузки системы завершилась, я сидел, тупо глядя на черный экран. Было чувство, что мои мозги омертвели. “О, Господь... Что происходит?",— спросил я.— "Ты же знаешь, что у меня скоро крайний срок сдачи. Ведь это наилучшее время, когда Ты даешь мне возможность писать книгу!"
И опять, точно так же как Он сделал в том маленьком домике в Южной Джорджии, Бог отказался одобрить мой крайний срок. Как и в предыдущий раз, моя работа остановилась.
Чтобы в голове прояснилось, я решил поесть и пройтись по мощеным булыжником живописным улицам этого красивого селения. Пару часов спустя я вошел в свою комнату и сел. Ничего. Разве Бог не знал, что я здесь с определенной миссией? Разве я не выделил это время специально для того, чтобы выполнить ту работу, к которой Он привел меня? Но весь остаток дня был нулевым. Я не написал ни слова.
В девять часов вечера того же дня я позвонил Мелани, которая вернулась домой в Штаты, и как капризный ребенок начал хныкать о своем дне. "Не знаю что происходит,— сказал я,— но если завтра ничего не изменится, то я возвращаюсь домой". Я повесил трубку и сел, открывая Библию. “Господь,— взмолился я при этом,— проговори мне. Что я делаю? Что я не делаю? Ты знаешь, что я старался закончить эту книгу сегодня. Что Ты хочешь, чтобы я сделал?".
Описывая это, я чувствую себя неловко, потому что сам не считаю подобный способ общения с Богом правильным. Это — детский подход к Библии, от которого тот, кто всерьёз исследует Писание, съеживается (возможно, Господь проговорил при помощи такого метода именно потому, что я вёл себя как ребенок). Я открыл Библию, и попал на книгу Псалмов, которую в последний раз читал несколько месяцев назад. Когда я взглянул вниз на открытую страницу, мои глаза остановились на тексте из Псалма 4:5. Слова, которые я прочитал, как будто выпрыгнули со страницы в ответ на мой вопрос: "Что Ты хочешь, чтобы я сделал?".
В этом стихе было сказано: "Размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь"! (курсив автора). Я не мог удержаться, чтобы не засмеяться, громко и в полном одиночестве. Здесь я пытался, нет, напрягался написать о покое во Христе и об уединении, однако, даже находясь в одиночестве в другой стране, обнаружил, что предрасположен к жизни на скоростной магистрали. Бог не собирался прыгать через мою скакалку, и, когда Он проговорил, то сказал: "Ложись спать и подумай об этом".
Я сделал это саморазоблачение для того, чтобы убедить вас в том, что с уроками о молитвенном уединении полностью справляются далеко не многие (если вообще кто-нибудь справляется). Мы все находимся в процессе обучения. Возможно, мы проведем всю жизнь, понемногу осваивая этот урок.
Звучание тишины
Шум может быть нашим злейшим врагом. Происходящее вокруг постоянно поглощает наше внимание, отвлекая от действительно важных вопросов. Фома Кемпийский сказал в начале 15-го века: "Причина, по которой так мало находится людей, способных к размышлению, заключается в том, что очень немногие могут полностью отвлечься от всего твар- ного и бренного". Он думал, что тогда было плохо! Более, чем пятьсот лет спустя все стало еще хуже.
Нашу проблему выбора хорошо описывает Гордон Макдональд:
Очень немногие из нас могут до конца осознавать ужасный тайный заговор шума против нас. Шума, лишающего тишины и уединения, в чем так нуждаемся мы для возделывания внутреннего сада. Несложно увидеть, что лукавый враг Божий решил окружить нас во всех мыслимых обстоятельствах жизни разноголосицей шумов цивилизации, которая, если ее не приглушить, обычно подавляет глас Божий. Тот, кто ходит с Богом, прямо скажет вам, что Бог как правило не кричит, чтобы Его услышали. Как обнаружил Илия, Бог склонен к шепоту в саду.7
Огонь Божией любви к вам не может быть угашен, но, наверное, ничто так быстро не гасит пламя нашего осознания, как шум. Иеремия сказал: "Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа" (Пл. Иер. 3:25-26, курсив автора). Близость к Богу и постоянный шум — это взаимоисключающие понятия. Если существуют моменты осознанной близости к Нему, то это наверняка моменты тишины и уединения. Бог не будет перекрикивать ропот нашей беспорядочной жизни.
Вы действительно хотите исследовать глубины близости к Богу? Вы слышите внутренний голос, зовущий вас в уединенное и тихое место? Божественный Возлюбленный зовёт вас в потайное место, в котором вы можете побыть только вдвоём. Томас Келли пишет:
Вы можете видеть его из-за края и страстно желать попасть в этот удивительный Центр, где душа находится дома с Богом. Будьте очень верны этому страстному желанию. Это Вечная Благость призывает вас вернуться Домой, чтобы питаться на зелёных пажитях, гулять вдоль тихих вод и жить в мире присутствия Пастыря. Это жизнь вне пределов лихорадочного напряжения.8
Сегодня происходит пробуждение среди многих верующих, которые более не желают довольствоваться толкотней и суматохой, которую обычно называют христианской жизнью. Назовите это более глубокой жизнью, жизнью размышлений или как-то иначе. Какое бы название вы ни выбрали, качество христианской жизни зачинается в божественной близости и рождается в тихие моменты, проводимые вместе двумя влюбленными. Многие христиане, неудовлетворенные пустотой шума, слышат Его мягкий призыв к чему-то более глубокому и яркому.
Однажды мой друг Барри дал мне номер журнала "Христианство сегодня", в котором была статья о Лейтоне Форде и его "новом служении". Форд женат на сестре Билли Грэма, и уже тридцать лет работает в Евангелистской Ассоциации Билли Грэма. В журнальной статье он был представлен как человек, "известный своим служением пробуждения, пылкими проповедями и обращением тысяч людей за один вечер".10 У него было такое служение, о котором мечтали почти все известные мне проповедники, но в статье дальше было сказано: "После разъездов по всему миру, куда Бог — и Билли Грэм — призывали его, 70-летний Форд теперь проводит большую часть времени, слушая тихий Божий голос".
Слушая тихий Божий голос?!Служение ЛейтонаФорда было хорошо известно. Я знал, что он был очень успешным по меркам большинства людей. И теперь, после всех своих проповедей, обратим столько людей к Богу и оказав такое влияние на весь мир, он решил посвятить себя жизни размышлений, сосредоточенной на том, чтобы наставлять и быть наставляемым? Должно быть, именно этот тихий Голос увлек этого человека от прежнего образа жизни.
Прочитав о его жизни, я только еще больше утвердился в необходимости замедлить свой шаг и уделить время молитвенному уединению, о чем, как я знал, говорит мне Бог. К тому времени я уже пересмотрел свой календарь на следующий год, отменив кое-что из ранее запланированного. Теперь же эта статья об открытии Лейтоном Фордом нового образа жизни только разожгла пламя моего желания узнать больше.
Слова Томаса Келли еще больше усилили это желание. Он писал:
Я хотел бы особо подчеркнуть, насколько проще становится жизнь, когда в ней преобладает верность всего лишь в нескольких вопросах. Многие из нас занимаются сразу слишком многим. Мы отвлекаемся, претендуя на занятия тысячей и одним полезным делом, и, не успев опомниться, оказываемся впопыхах бегущими за какой-нибудь перегруженной программой хороших комитетов и добрых дел. Я убежден, что эта лихорадочная жизнь тружеников церкви нездоровая.
Дела наслаиваются одно на другое, потому что мы не можем отклонить предложения друзей. Согласие на служение в важном комитете на самом деле должно базироваться на побуждении изнутри нас, а не просто на рациональном подсчете задействованных факторов. Жизнь в повседневных заботах должна направляться и организовываться изнутри. И мы учимся говорить "да" или “нет", следя за руководством внутреннего побуждения.10
Огонь, горящий в тиши
Тишина. Именно в тишине пустоты проговорил Бог, сказав: "Да будет...", и так было сотворено все сущее. Именно в тишине бесплодной пустыни один человек встретился с Богом у горящего куста и был отправлен вывести Его народ на свободу. Именно в тишине ночи мог быть услышан плач младенца в Вифлееме, возвестивший миру о спасении. Была и еще одна тихая ночь, когда то же Дитя взывало к Отцу в саду: “Не Моя воля, но Твоя да будет". Именно в тишине раннего утра был отвален камень, и занятая гробница была навсегда опустошена. Тишина — это неизменный инструмент Бога.
Огонь Божией любви ярко горит в тишине. Именно в тишине, когда развлечения и заботы этого мира исчезли, а внешний шум приглушен, мы ощущаем любовь нашего Возлюбленного. Именно в тишине мы способны всецело отдать Ему свои мысли, чувства и волю с несдерживаемой страстностью.
Именно в тишине мы способны молитвенно уединяться — размышлять о Личности и любящих словах Того, Кто пылает к нам страстью, до тех пор, пока мы безвозвратно и навечно на зажжёмся этим Пламенем. Именно в тишине у нас перехватывает дыхание от восторга вместе с псалмопевцем: "Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь" (Пс. 38:4, курсив автора).
Дорогой Отец Небесный!
Я так хочу, чтобы Ты освободил меня от шума, который заглушает Твой голос и музьшу Твоей любви. Я хочу переживать тихие моменты близости к Тебе. Научи меня "уходить и отдыхать", как Ты учил Своих учеников. Покажи мне, как распределить мои обязанности так, чтобы Твой огонь мог постоянно гореть в моем сердце.
Вопросы для обсуждения в группе
1. Прочитайте описание дня Пятидесятницы во 2-й главе книги "Деяния". Перечислите четыре характеристики Бога, которые можно сравнить с огнем.
2. Что для вас значит "подняться и танцевать с жизнью"? Перечислите некоторые общие причины, по которым люди неохотно соглашаются на жизнь без забот? Как выглядит жизнь человека, полностью окунувшегося в жизнь Божию?
3. Прочитайте Евангелия от Марка 1:35 и от Луки 4:42. Почему, на ваш взгляд, Иисус удалялся в пустынное место? Какую пользу могут сегодня получить христиане, выделяя в жизни время для уединения? Легко ли вам уединяться и почему?
4. Прочитайте приведенную в этой главе цитату Гордона Макдональда о “тайном сговоре шума" в нашей культуре. Какие шумы больше всего мешают вам уединяться со Христом? Прочитайте Пл. Иер. 3:25-26 и объясните, о чем Бог говорит в этом тексте.
5. Перечислите три действия, не упомянутые в этой главе, которые Бог совершает в тишине. Какое самое значительное переживание от Бога вы имели в жизни в то время, когда находились в тишине?
6. Выделите в течение следующего месяца два дня, которые могли бы полностью посвятить размышлениям с Богом. Попросите Его проговорить к вам, открывая Свое сердце.
Глава 9
Святое пристанище
Огорчения от повседневной рутины блекнут как тени, исчезая под яркими лучами полуденного солнца. Срочные дела укрощены как капризный ребенок, который, наконец, отправился спать. Проблемы, которые обычно заявляют о себе как наиважнейшие, пересмотрены и в данный момент воспринимаются как обычные. Их все еще необходимо решить, и они будут решены в свое время. Но сейчас вы приглашены в потаеный уголок сада, лежащего за пределами времени. Жизнь вне его еще потребует внимания к себе, однако сейчас ничто из того не имеет значения в присутствии Божественного Возлюбленного. Время как будто остановилось перед Его вечной красотой.
Этот сад — место, в которое приглашены и вы, куда вы привлечены Святым Духом. Это место молитвенного уединения. Это тайное свидание в святом месте, которое делят двое влюбленных, для которых наивысшая радость — быть вместе наедине, наслаждаясь любовью друг друга. Это — ваше собственное святое пристанище, где вы и Иисус можете отпраздновать единство в уединении святого места, где ничто и никто не может прервать ваше тесное общение.
Именно в эти моменты единства, когда мы чувствуем себя в безопасности, принятыми Им, мы столь явно осязаем Его любовь, что самые глубинные вопросы нашего естества устремляются на поверхность в молитве. Мы изливаем свои сердца в присутствии Того, Кто никогда не отвергнет нас ни по какой причине. Как влюбленные, которые лежат без сна, разговаривая ночь напролет, мы открываем свои самые мрачные тайны и глубочайшие раны. Мы говорим о мечтах, которые не можем осуществить, и о разочарованиях, от которых нам не избавиться.
Полностью осознавая Его искреннюю заинтересованность в нас, нет необходимости приукрашивать свою речь религиозным жаргоном. В присутствии Его мягкого принятия нет необходимости пытаться скрыть те стороны нашей жизни, которые неудобно обсуждать. В этом святом пристанище у нас есть глубокое ощущение, что мы наконец-то дома. Мы знаем, что это место безопасно, что в нем царит любовь. Это место, где мы хотим быть совершенно искренними и открытыми.
Что же это за святое место, где мы можем встречаться с Иисусом Христом? Это место молитвы, и даже более того. Это — место молитвенного уединения. На протяжении многих лет я неизменно считал молитву трудным делом. Это была дисциплина, что-то, что необходимо делать, потому что так говорит Библия. Я чувствовал себя виноватым от того, что не очень-то хотел много времени проводить в молитве. Я желал захотеть молиться, но когда я молился, это часто было упражнением ума, целью которого было достижение положительного духовного результата. Это была классическая законническая молитва — вложи что-то, чтобы получить нечто. Достижение духовного прогресса на основании дел напоминает человека, делающего зарядку потому, что он знает о ее пользе для него, хотя она и не доставляет ему особого удовольствия.
Иногда я пытался "взвинтить1' себя, чтобы почувствовать Божье присутствие. Конечно же, были и такие моменты, когда я по-настоящему ощущал Его, но меня все равно не оставляло чувство, что моей молитвенной жизни-чего-то не достает, хотя я и не мог объяснить, чего именно. В моих молитвах отсутствовала глубина, а мне хотелось большего.
Но как только я начал рассматривать молитву в контексте уединения, все изменилось. Я пришёл к пониманию, что Иисус никогда не призывал нас к религиозному "тихому времени", но приглашал прийти к Нему на тайное свидание, где Он мог бы изливать на нас Свою любовь.
Мы отождествлены с юной невестой, которая говорит:
Что яблоня между лесными деревьями,
То возлюбленный мой между юношами.
В тени ее люблю я сидеть,
И плоды ее сладки для гортани моей.
Он ввёл меня в дом пира,
И знамя его надо мною — любовь (П. Песн. 2:3-4).
Возможно, вы уже начали познавать как Иисус Христос открывается вам все ближе и ближе. Возможно, вы слышите Его голослюбви, зовущий прийти, сесть и позволить Ему излить на вас Его любовь в моменты сверхъестественной близости, открывшейся через молитвенное уединение.
Вы не были призваны к соблюдению религиозной дисциплины. Вместо этого вы приглашены к общению любви, когда Иисус Христос изливает на вас Свою приязнь. Как только вы ощутите Его объятия любви, вам уже никогда не будет их достаточно. С этого момента вы уже не просто ищете ответы на вопросы и восполнение нужд. С этого момента вы всегда будете искать Его.
Непонятное слово
Для многих христиан понятие молитвенного размышления и созерцания полностью скрыто за покровом таинственности. По определенной причине для многих верующих оно имеет негативный оттенок. Кто-то правильно сказал, что "мы склонны сердито недоумевать о том, чего не можем осилить". Многие христиане не могут освоиться с вопросом о молитвенном размышлении как о форме медитации (в английском языке оба понятия выражаются одним словом meditation — прим. ред.). Писатель Бак Андерсон точно описал представление многих из нас:
Это слово обычно вызывает в воображении картину тускло освещенной, наполненной курениями комнаты. На полу в положениях, которые должны быть очень неудобными, сидят несколько посвящённых учеников. В надежде стать едиными с их богом, они вместе без остановки распевают свою тайную мантру: "Ом-м-м, ом-м-м, ом-м-м".1
Я определенно имел подобное представление. Мне казалось, что медитация — это что-то, чем занимаются люди, вовлеченные в чуждые религии — ребята, заблудившиеся в духовных дебрях. Будучи воспитан добропорядочным христианином-протестантом, я с осторожностью относился ко всему, что находилось вне моего собственного круга понятий. Я слышал, как время от времени вокруг меня звучало слово "медитация'', но в основном это было связано с чтением Библии, а не с истинным смыслом этого слова — размышлением. Единственные люди, которые, как я знал, практиковали настоящую медитацию, ходили лысыми, ели тофу и носили странные одежды; а ничто из этого меня не привлекало. Андерсон продолжает:
Ни один христианин не захочет делать что-либо, подобное описанному выше. Мы знаем, что единый истинный Бог достижим только через единственного посредника между Богом и человеком — Человека Иисуса Христа (см. 1 Тим. 2:5).
Мы понимаем, что любые попытки достичь Бога вне Христа — это язычество.
Тем не менее, осознавая этот факт, хочу спросить: не выплескиваем ли мы, как в той пословице, ребенка вместе с водой? Меня удивляет, что, справедливо отвергая описанную выше медитацию, мы несправедливо верим в то, что любая форма медитации неправильна и не годится для христиан.2
Библейский прецедент
Библия учит о том, что для медитации есть место в жизни тех, кто любит Бога. Рассмотрим следующие тексты и то, что они говорят о молитвенном размышлении.
* Псалом 26:4. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его.
Присутствие физической скинии, в которой Бог встречался со Своим народом,— это ветхозаветный прообраз, бывший тенью будущей внутренней скинии, в которой Бог живет внутри Своего народа по новому завету. Это — внутреннее место, где Бог живет и хочет, чтобы мы наслаждались Им. Господь — в Своем святом храме. Апостол Павел описывал этот храм, говоря: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3:16, курсив автора). Бог живет внутри вас и хочет, чтобы вы в поисках удовлетворения смотрели не на внешние источники, а на обитающего в вас Христа.
* Псалом 62:7. Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи.
* Псалом 76:7, 13. Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает... Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
* Псалом 118:15. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. (См. также Пс. 118:27,48,78,148.)
* Псалом 142:5. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
На основании этих Псалмов можно дать следующее определение медитации как формы молитвенного размышления: "Действие сосредоточения нашего нераздельного внимания на Божием присутствии, обитающем внутри нас, на Его делах, Его путях и Его словах". Это подразумевает освобождение от всего остального, что может помешать полностью сосредоточиться на Нем. Библейская медитация существует тогда, когда все наше естество целенаправленно приковано к Нему.
Медитация как форма молитвы — это просто освобождение нашего беспокойного разума от всего остального, чтобы иметь возможность быть наполненным только Им. Формы медитации восточных религий неверны по той причине, что ни начинаются Иисусом Христом, ни заканчиваются Им. Они просто делают ударение на освобождении разума. Их цель — освобождение ради освобождения. В то же время библейская медитация — это действие освобождения разума, чтобы иметь возможность быть исполненным присутствием Иисуса Христа.
Эта практика — не односторонний монолог, когда мы представляем Богу список всего того, что мы хотим, чтобы Он дал нам и сделал для нас. (Просто удивительно, насколько часто христиане путают Бога с Санта-Клаусом.) Наоборот, это — диалог, когда мы общаемся с Ним, иногда при помощи слов, а в других случаях — без слов. Это место, где мы оставляем заботы мира за дверями и входим в тайную комнату с Богом, и именно Он задает тон во всем, что происходит между нами. Мы же просто отвечаем.
В Новом Завете есть одно место, в котором, хотя медитация напрямую и не упоминается, показана ее суть. В четвертой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит самарянке о ее духовных нуждах. Как часто это делают неверующие, она попыталась отвлечь внимание от себя и от своего духовного состояния, попробовав завести разговор о том, где должен поклоняться человек.
"Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме".
Иисус говорит ей: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"
(Ин. 4:20-24).
Иисус сказал, что настоящее поклонение не связано с каким-то физическим местом, но является по своей сути духовным. Он сказал, что Бог ищет людей, которые выходят за пределы внешнего лоска пустого религиозного ритуала и входят в место, где поклонение основано на духовной реальности и верховной истине. Можете ли вы подобным образом описать поклонение в своей собственной жизни?
Медитация, молитва, поклонение... Хотя между этими тремя элементами можно провести четкие различия, есть причина, по которой все они являются составными частями одного и того же рецепта близости к Богу. Оживотворенная Святым Духом, каждая из них способствует проявлению и остальных, внедряясь в нашу жизнь для того, чтобы мы могли ощущать Бога не мимоходом, а глубоко, испытывая при этом радость преображения.
Как познается такой тип поклонения, о котором говорит Иисус? Поклонения, которое исходит из нашего духа и направляется истиной? Господь Сам должен научить нас тому. Жан-Николь Гроу написал:
Поскольку молитва — это сверхъестественное действие, мы должны ревностно просить Бога произвести ее в нас, а затем спокойно совершать ее под Его руководством. Мы должны своим позволением привлечь божественную благодать, а затем сотрудничать с ней, не препятствуя ей действовать. Если Бог не научит нас, то мы никогда в полноте не познаем природу молитвы.3
Хотите ли вы ощутить реальность Иисуса Христа в молитве? Читая эти страницы, чувствуете ли вы внутри себя возрастающее желание пережить большую близость с Ним? Тогда ободритесь! Это желание — движение Святого Духа внутри вас. Иначе оно никак не могло бы возникнуть, и тот факт, что Он дает вам желание, не говорит о том, что Он хочет, чтобы именно вы что-то делали. Это говорит о том, что Он собирается действовать в вас. Подчинитесь Ему простым признанием веры, сказав: "Да, Господь! Мое желание совпадает с тем, которое выразили Твои ученики — научи меня молиться!".
Томас Келли пишет:
Это — последняя скала для вашей души, спокойное место абсолютного мира, радости, силы, великолепия и безопасности. Это — Божественный Центр, в который может попасть ваша жизнь — новый и настоящий курс в Боге; Центр, где вы живете с Ним и из которого вы смотрите на все в жизни новым и сияющим взглядом с оттенком новых печалей и горестей, а также новых радостей — невыразимых и полных славы.4
Путь к близкомy общению
Нет ничего, что вы могли бы сделать, чтобы развить благодать в молитвенном размышлении-медитации. Как и все остальные аспекты нашей жизни, молитва — это действие Бога. Верить в то, что мы сами можем создать ощущение близости к Нему означает принять законнический подход к духовному возрастанию. Законнические усилия никогда не приносят жизни, но всегда производят только смерть и проклятие (см. 2 Кор. 3:7, 9). Многие христиане совершенно искренне стараются наладить сильную молитвенную жизнь, но, в конце концов, оказываются только в знакомом месте непоследовательности и разочарования.
Однако, возможно, что вы ощущаете приглашение Божественного Возлюбленного присоединиться к Нему в тайном месте, в которое Он хочет привести вас. Может быть, вы слышите Его голос, говорящий о вас: "Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее" (Ос. 2:14). Если вы чувствуете желание к такого рода близости, то можете быть уверены: ваше желание — это приглашение Иисуса Христа, доставленное вам Святым Духом. Хотите ли вы принять это приглашение? Он шепчет вам: “Идем со Мной. Я так много хочу сказать тебе!''.
Каждый из нас способен к такой жизни, исполненной удивительной силы, мира и безмятежности; жизни в целостности, уверенности и истинном разнообразии, но при одном условии: если мы действительно хотим этого. Внутри каждого из нас есть божественная Бездна, святой Бесконечный Центр, Сердце, Жизнь, говорящая в нас и через нас миру. Временами все мы слышим этот святой шепот. Порой мы следуем за этим шепотом, и жизнь приходит в удивительное равновесие и становится удивительно эффективной. Но слишком многие из нас прислушиваются к этому Голосу только изредка... Мы не оставили все остальное, ради только Его одного.5
Что означает молитва
Многие годы моя молитвенная жизнь была действием, происходившим главным образом рассудочно. Молитва состояла из слов, сформированных в моем разуме и представляемых Богу вслух или в уме. Слова — это плоды наших мыслей. Жан-Николь Гроу отмечал: "Нам нужны слова, чтобы быть понятыми людьми, но не Духом".6 Апостол Павел говорил о том же самом, когда сказал, что "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26).
Иисус сказал, что истинное поклонение совершается "в духе и в истине". Мы молимся из своего духа, когда обращается к Богу тем, что Гроу называет "голосом сердца". Он говорит:
Вы спросите меня, что это за голос сердца. Голос сердца — это любовь. Любите Бога, и вы всегда будете обращаться к Нему. Семя любви возрастает в молитве. Если вы не понимаете этого, то вы еще никогда не любили и не молились. Попросите Бога открыть ваше сердце и зажечь в нем искру Его любви, и тогда вы начнете понимать, что в действительности означает молитва.
Если молится сердце, то, очевидно, что иногда (и даже постоянно) оно может молиться само, без какой-либо помощи слов, произнесенных или задуманных.
Это — что-то, что понимают совсем немногие, и что некоторые всецело отвергают. Они настаивают на том, что все должно быть определенно и формально.
Они ошибаются, и Бог еще не научил их тому, как молится сердце.
Иногда слова не только не нужны в молитве, но могут на самом деле мешать близкому общению с Иисусом Христом. В самые сокровенные моменты отношений между мужем и женой слова произносятся не всегда. В такие минуты они просто не нужны. Пребывая в близком общении с Иисусом, вы можете обнаружить, что иногда слова препятствуют близости.