Отсутствие средств на подготовительную работу
Мы подходим ко второму главному препятствию: нехватке денежных средств на поддержку работников Христа и учеников в разных странах, стремящихся реализовать духовную энергию и создать новый порядок из современного мирового хаоса. Возможно, это главная трудность, временами кажущаяся непреодолимой. Она затрагивает проблему истинной финансовой поддержки и направления достаточных сумм денег на оказание реальной помощи в подготовке к возвращению Христа. Именно поэтому я завершил предыдущий раздел статьи словами “правильные человеческие отношения”.
Таким образом, эта проблема особенно сложна, так как духовным работникам мира приходится не только обучать людей давать в соответствии с необходимостью и своими возможностями; в ряде случаев духовные работники предлагают им настолько магнетически убедительные мотивы, что те волей-неволей вынуждены давать. Им также приходится создавать тресты, фонды или иные организации, через которые можно использовать собранные деньги. Для них это чрезвычайно трудная задача, порождающая нынешнее безысходное положение. Как бы то ни было, этот тупик порожден не только новизной самого факта сбора средств для подготовки к возвращению Христа, но и застарелым эгоизмом большинства тех, кто владеет богатствами мира, тех, кто, даже если и дает, руководствуется соображениями престижа и тем, что этот жест указывает на финансовый успех. Необходимо помнить, что всякое обобщение предполагает существование исключений.
Обобщая и, следовательно, упрощая предмет, можно предположить, что финансы распределяются по четырем каналам:
1. В бесчисленные семьи в виде зарплаты, пособий и наследства. В настоящее время они распределяются весьма неравномерно, порождая крайности нищеты и богатства.
2. В крупные системы капитала и монополии, возвышающиеся над обществом в большинстве стран. Не имеет значения, кто владеет этим капиталом: государство, муниципалитет или горстка богачей. Пока что лишь ничтожная его часть расходуется на улучшение жизни людей и на утверждение ценностей, которые приведут к установлению правильных человеческих отношений.
3. В церкви и религиозные группы разных стран мира. В этом случае (опять же, обобщая и признавая существование незначительного духовно ориентированного меньшинства) деньги направляются на материальные аспекты работы, на преумножение и сохранение церковных структур, на жалование и накладные расходы, и только незначительная часть идет на образование народа, на живую демонстрацию факта Его возвращения, которое веками было церковной доктриной. Его возвращения ждали веками, и оно уже могло бы стать фактом, если бы все церковные организации исполнили свой долг.
4. На филантропическую, образовательную и медицинскую работу. Всё это в высшей степени замечательно и весьма необходимо, и воистину велик долг человечества пред теми социально ориентированными людьми, которые сделали возможным этот вид деятельности. Всё это – шаг в верном направлении и выражение божественной Воли-к-добру. Тем не менее деньги нередко расходуются неправильно и направляются на слишком частные и формальные цели. Эти организации ограничены разобщающими идеями жертвователей или религиозными предрассудками тех, кто контролирует распределение фондов. Истинная помощь Единому Человечеству теряется в спорах вокруг спасительных идей, религиозных теорий и теологий.
Остается фактом, что если бы распределяющие организации, через чьи руки проходят деньги мира, обладали хоть каким-нибудь видением духовных реальностей и если бы их целью было поощрение правильных человеческих отношений, то массы людей во всем мире откликались бы на видение, весьма отличное от нынешнего. Перед нами не стояла бы необходимость, как сейчас, расходовать многие миллиарды на физическое восстановление не только израненных физических тел бесчисленных миллионов людей, но и целых городов, транспортных систем и центров, отвечающих за улучшение человеческой жизни.
Равным образом можно сказать, что если бы духовные ценности и духовная ответственность, связанная с денежными средствами (в больших или малых количествах), правильно осмысливались и если бы им обучали в школе и дома, в каждой стране мира не было бы ужасной довоенной статистики расходов (как и сегодня в Западном полушарии) на сладости, выпивку, сигареты, развлечения, ненужную одежду и роскошь. Эти показатели ежегодно достигают сотен миллионов долларов. Часть этих денег, требующая минимальной жертвы, позволила бы ученикам Христа и Новой Группе Мировых Служителей подготовить путь для Его пришествия и обучить умы людей в каждой стране мира правильным человеческим отношениям.
Как и всё в человеческой жизни, деньги заражены эгоизмом и присваиваются ради корыстных личных или национальных целей. Доказательство тому – война 1914–1945 годов, так как, несмотря на бесконечные разговоры о “спасении мира для демократии” и о “войне ради прекращения войн”, основным мотивом была самозащита и самосохранение, надежда на добычу, удовлетворение древней ненависти и восстановление территориальных владений. Истинность этого утверждения доказана двумя послевоенными годами. Объединенные Нации заняты разбором алчных требований, раздающихся со всех сторон, попыток наций добиться положения и власти, обладания природными ресурсами Земли – углем, нефтью и т.д., а также закулисных действий великих держав и порождаемых ими капиталистов.
И тем не менее единое человечество, независимо от места проживания, цвета кожи и вероисповедания, настойчиво требует мира, справедливости и безопасности. Всё это люди могут быстро получить при условии правильного использования денег и осознания многими из них своей финансовой ответственности (основанной на духовных ценностях). Этого чувства финансовой ответственности нет нигде и ни у кого, за исключением немногих выдающихся дальновидных филантропов и горстки просвещенных государственных деятелей, духовных лиц и педагогов.
Сейчас пришло время, когда деньги должны подвергнуться переоценке и когда их полезное применение должно быть направлено на новые сферы. Глас народа должен восторжествовать, однако это должен быть народ, обученный пониманию истинных ценностей, значения настоящей культуры и необходимости правильных человеческих отношений. Таким образом, это, в сущности, вопрос правильного образования и развития способности быть гражданином мира, чего пока ещё нет. Кто может обеспечить такое образование? Россия с удовольствием обучит мир коммунистическим идеалам и соберет все деньги мира в чемоданы пролетариата, породив таким образом величайшую капиталистическую систему, которую когда-либо видел мир. Великобритания с радостью наставит мир в британских представлениях о справедливости, честной игре и мировой торговле, и вследствие своего огромного опыта сделает это эффективнее, чем любая иная нация в мире, но при этом не забывая поживиться Соединенные Штаты также не без удовольствия постараются навязать миру американскую модель демократии, используя для этого свои обширные капиталы и ресурсы, аккумулируя в банках капиталы от своей огромной финансовой деятельности и тщательно оберегая их угрозой применения атомной бомбы и размахивая над всем остальным миром своим бронированным кулаком. Франция будет создавать напряженность в Европе, стремясь восстановить свой утраченный престиж и присвоить всё, что можно, пользуясь победой союзных наций. Такова жизнь, братья мои – каждая нация борется за себя и оценивает другие нации с точки зрения финансов и природных ресурсов, в то время как человечество голодает, пребывает в невежестве, воспитывается на ложных ценностях и на порочном использовании денег; пока это положение не будет исправлено, возвращение Христа будет невозможно.
Каково будет решение этой проблемы ввиду этой тревожной финансовой ситуации? Во всех странах, правительствах, церквях и религиях, во всех педагогических организациях есть люди, знающие решение. На что они могут возлагать надежду в порученной им работе? Чем люди мира, люди доброй воли и духовного видения могут помочь? Могут ли они сделать что-нибудь, чтобы изменить менталитет мира в отношении денег и направить их туда, где они будут правильно использованы? Ответ остается за этими людьми.
Две категории людей могут добиться многого: те, кто уже пользуется финансовыми ресурсами мира – если они обретут новое видение и узрят письмена на стене, предвещающие конец прежнего порядка, и, во-вторых, множество хороших, добрых людей во всех классах и сферах влияния.
Сила маленького человека и заурядного обывателя еще по-настоящему не осознана, тем не менее они обладают немалыми возможностями, если им хватит мужества и терпения проделать требуемую работу.
Эти духовно ориентированные люди и люди доброй воли должны отвергнуть мысль о своей относительной бесполезности и незначительности и осознать, что сейчас (в этот критический переломный момент) они могут проделать важную работу. Силы Зла потерпели поражение, но еще не “запечатана” дверь, за которую их должно поместить человечество, как предсказано Новым Заветом. Мир опять на чаше весов. Зло ищет любые пути для нового проникновения, однако – я говорю твердо и убежденно – в мире достаточно маленьких людей, просветленных и бескорыстных в своих взглядах, чтобы дать почувствовать свою силу, если они того захотят. В каждой стране есть миллионы духовно ориентированных мужчин и женщин, которые смогут регулярно переадресовывать финансовые ресурсы, если они единым строем подойдут к проблеме денег. Во всех странах есть писатели и мыслители, которые могут оказать немалую помощь, и они окажут ее, если осознают проблему. Есть эзотерические ученики и преданные верующие, к которым можно обратиться за помощью, подготавливая возвращение Христа, особенно если эта помощь выражается в затратах времени и денег ради утверждения правильных человеческих отношений и доброй воли.
Требуется не масштабная кампания по сбору средств, а бескорыстная работа тысяч с виду незначительных людей. Я сказал бы, братья мои, что самое необходимое качество – мужество; требуется мужество, чтобы отбросить неуверенность, смущение и нежелание излагать свою точку зрения, особенно связанную с финансами. Именно оно становится камнем преткновения для большинства людей. Сегодня относительно просто собрать средства для Красного Креста, больниц или учебных заведений, но исключительно трудно собрать деньги на распространение доброй воли или обеспечить источник финансирования и правильное использование средств на распространение новаторских идей, таких как подготовка к возвращению Христа. Именно поэтому я говорю, что главное предварительное требование – мужество.
Второе требование к работникам Христа – готовность к самопожертвованию и поступкам, которые позволили бы им отдавать себя на пределе своих возможностей; это требует от каждого работника не просто натренированной способности изложить предмет, но и практиковать то, что он проповедует. Если бы, например, миллионы людей, любящих Христа и стремящихся служить его делу, жертвовали ежегодно хотя бы незначительную сумму, накопилось бы достаточно средств для Его работы и автоматически появились бы соответствующие тресты и духовно ориентированные жертвователи. Сложность заключается не в том, чтобы организовать сбор средств и работу, а в явной неспособности людей давать. По разным причинам они дают мало или ничего, даже когда они заинтересованы в таком деле, как возвращение Христа. Страх, любовь к покупкам, страсть делать подарки или невозможность осознать, что множество небольших вкладов создают весьма значительные суммы, мешают проявлению финансовой щедрости, причем объяснение всегда кажется разумным. Поэтому второе требование к каждому – давать столько, сколько возможно.
В-третьих, метафизические школы и эзотерические группы уделяли немало внимания проблеме направления денег в нужные им каналы. Спрашивается, почему Школе Единства, Церкви Христианской Науки и многим движениям Новой Мысли всегда удавалось собрать необходимые средства, в то время как у других групп, особенно у эзотерических, это не получается? Почему истинно духовные работники оказываются неспособными удовлетворить свои потребности? Ответ очень прост. Группы и их работники, наиболее близкие к духовным идеалам, подобны дому, разделившемуся внутри себя. Их главный интерес – абстрактные духовные планы, и они, по-видимому, не понимают того, что физический план, мотивируемый с духовных уровней, не менее важен. Крупные метафизические школы сосредоточены на материальном проявлении; их усилия столь велики и целенаправленны, что они получают то, что хотят; им необходимо усвоить, что требование и ответ должны быть следствием духовной цели и что требуемое не должно использоваться для разделяющих целей или для организаций и церквей, стремящихся к обособлению. В новом веке, который уже близок, перед возвращением Христа, требование финансовой поддержки должно быть направлено на утверждение правильных человеческих отношений и доброй воли, а не на развитие какой-либо конкретной организации. Организации, выдвигающие подобные требования, должны иметь минимальные накладные расходы и центральный аппарат, а сотрудники получать небольшую, но разумную заработную плату. Сегодня таких организаций мало, но эти уже существующие немногочисленные организации могут стать образцом для немедленного подражания, по мере того как будет расти желание, чтобы Христос вернулся.
Четвертое непременное условие – тщательное изложение причин, требующих финансовой поддержки. Можно иметь мужество заговорить на эту тему, но ее разумная подача не менее важна. Основной аспект подготовительной работы в связи с возвращением Христа, который следует подчеркивать, – это утверждение правильных человеческих отношений. Эта работа уже была начата людьми доброй воли во всем мире, как бы они ни называли себя, и здесь я только указал еще один мотив подачи этой темы.
Теперь мы переходим к пятому требованию: к живой и твердой вере в человечество как целое. Недопустимы пессимизм относительно будущего человечества и скорбь по поводу ухода старого порядка. Добро, Истина и Красота уже в пути, и за это ответственно именно человечество, а не некое-то божественное вмешательство. Человечество разумно и быстро пробуждается. Мы проходим стадию, когда все провозглашается с кровель, как и было предсказано Христом; и когда мы слышим или читаем о потоках грязи, преступности, чувственных наслаждениях или приобретении роскоши, мы склонны испытывать разочарование; было бы мудро помнить, что выход всего этого на поверхность –полезный процесс и что нам полезно знать об этом. Он подобен психологическому очищению подсознания, которому люди подвергают себя; он предвещает наступление нового и лучшего дня.
Должна быть проделана определенная работа, и выполнить ее должны люди доброй воли, обладающие духовным инстинктом и истинно христианским воспитанием. Они должны возвестить эру необходимости использования денег на цели Духовной Иерархии и сделать эту необходимость объектом призыва. Призыв – высший тип молитвы и новая форма божественного обращения, ставшая возможной благодаря знанию медитации. С этой целью я дам вам краткую форму духовного требования, которую я прошу вас использовать вместо любой молитвы, медитации или формулы призывания денег, которую вы, возможно, использовали до сих пор. Она коротка и эффективна, но требует использования единой группой или истинно интегрированной личностью.[13]
Больше мне нечего сказать по поводу мужества, понимания, привлечения денег. Если мужество Христа, Которому предстоит возвращение во внешний физический мир, если потребность человечества в правильных человеческих отношениях и жертвенная работа учеников Христа не достаточны, чтобы зажечь и наполнить энергией вас и тех, с кем вы общаетесь, никакие слова с моей стороны не помогут и будут бесполезны.