О последовательности сотворения небес и земли
Что касается последовательности в сотворении небес и земли, то и с этим вопросом нет никакой сложности по милости Аллаха.
Сначала Всевышний Аллах создал небеса и землю единым целым, а потом разделил их, как сказано в аяте: «Неужели неверные не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их» (аль-Анбия 21: 30).
После этого была сотворена земля, а затем уже небеса, как сказано в аяте: «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (аль-Бакъара 2: 29).
Та же суть выражается и в других аятах Корана: «Скажи: “Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”. Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности» (Фуссылят 41: 9-11).
Эти аяты ясно указывают на то, что землю Всевышний Аллах создал раньше небес.
Однако в другом аяте говорится: «Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью тёмным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростёр землю, вывел из неё воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту» (ан-Нази’ат 79: 27-33).
И вот тут появилось у некоторых людей непонимание, так как они посчитали, что этот аят противоречит предыдущим.
Следует отметить, что среди саляфов было два пояснения на этот счёт:
Первое: Земля была сотворена и распростёрта полностью, после чего уже Аллах начал создание небес, на что указывают следующие аяты:
«Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами»
«Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу»
А что касается аята: «После этого (создания неба) Он распростёр землю», то слова (بَعْدَ ذَلِكَ) в данном случае означают не: «после этого», а означают: «вместе с этим». Т.е. в данном случае речь не о последовательности, а о сотворении в общем. Т.е. Аллах Тот, Кто создал и небеса и землю. Это подобно тому, как в другом аяте Корана эти же слова (بَعْدَ ذَلِكَ) несут также значение: «вместе с этим», как в словах Аллаха: «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, вместе с этим (بَعْدَ ذَلِكَ) являющемуся самозванцем». (аль-Къалям 68: 10-13).
Второе мнение: Всевышний Аллах создал землю прежде небес, включая и всё, что на ней, однако сделал её пригодной для жизни уже после создания небес, ибо в аяте: «После этого (создания неба) Он распростёр землю» не говорится, что Он создал землю, а говорится: «распростёр». Т.е. обустроил её, сделав пригодной для жизни. А то, что Аллах создал сначала всё, что на земле – не означает, что она была уже распростёрта. Это подобно аяту: «Мы сотворили вас, потом придали вам облик» (аль-А’раф 7: 11).
В этом аяте сказано, что сначала Всевышний Аллах сотворил Адама (мир ему), а потом уже придал ему облик. Также и в рассматриваемом аяте, Аллах создал землю и всё, что на ней за первые два дня, а потом уже после сотворения небес довершил Свои творения и распростёр землю, сделав её пригодной для жизни.
Итак, как мы видим, сначала Всевышний Аллах создал землю, а затем уже небеса, после чего распростёр её. И именно на такую последовательность в сотворении небес и земли указал славный сподвижник из числа наилучших толкователей Корана и двоюродный брат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) – Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах):
Са’ид ибн Джубайр рассказывал: “Как-то один человек пришёл к Ибн ‘Аббасу и сказал: «Я встретил вещи в Коране, которые для меня запутаны».
Ибн ‘Аббас сказал: «Что это? Разве может быть в Коране сомнения?»
Тот ответил: «Это не сомнение, однако, для меня запутано».
Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Предоставь то, что тебе не ясно».
Тот человек сказал: «В Коране говорится: «Скажи: “Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”» (Фуссылят 41: 9-11).
В этом аяте говорится о том, что земля была сотворена до небес, но в другом аяте сказано: «Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью тёмным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростёр землю, вывел из неё воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту» (ан-Нази’ат 79: 27-33).
И тут сотворение небес упоминается до сотворения земли”.
На это Ибн ‘Аббас ответил: “Воистину, Аллах создал землю за два дня, затем создал небо, после чего вознёсся на небо и сделал его семью небесами за два других дня. После чего Он распростёр землю, что заключалось в возведении гор, выведении рек, морей и растений, что было сотворено за два дня”.
Ответив тому человеку на его сомнения, Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, Аллах не посылал откровения, чтобы оно не соответствовало тому, что Он пожелал, однако большинство людей не ведает»”. ‘Абду-р-Раззакъ 1/160, аль-Хаким 2/306, аль-Байхакъи 809.
Это же сообщение привёл также и имам аль-Бухари в своём Сахихе в разделе «ат-Тафсир» (6/37) к суре «Фуссылят».
Таким образом, становится ясным, что в любом из двух вариантов никакого противоречия между этими аятами Корана нет, и никогда не было!
И вся хвала Аллаху – Господу миров, который делает истину явной, а ложь ничтожной и исчезающей! «Скажи: “Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель”» (аль-Исра 17: 81).
Что же касается мнений, что сначала были созданы небеса, а потом уже земля или что небеса и земля были созданы одновременно, что высказывали некоторые современники, пытавшиеся подогнать тексты Корана под теорию большого взрыва, то эти заявления ошибочны, противоречат смыслу Корана и пониманию саляфов и имамов, а, следовательно, не берутся в расчёт!
Нет никаких сомнений в том, что Аллах сначала создал землю, как на это указывают аяты Корана и толкования сподвижников, ведь земля является основой и местом обитания творений Аллаха, и на неё Он потратил четыре дня из шести, а уже потом создал небеса.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Аллах упомянул, что Он создал сначала землю, поскольку она является основой, ведь строительство начинается с фундамента”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/92.
Шейх Мухаммад Амин аш-Шинкыти сказал: “Некоторые попытались объединить эти аяты так, что вышло слабое мнение, которое было основано на том, что небеса были сотворены раньше земли. Однако это противоречит истине”. См. “Даф’у ихам аль-идтыраб ‘ан аят аль-Китаб” 19.