Что такое сорокоуст и как он должен совершаться по уставу православной церкви

Сорокоуст — это значит сорок литургий. Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока литургий, хоты бы это поминове­ние ограничилось лишь тайным поминовением в начале ли­тургии на проскомидии и в конце по освящении Святых Да­ров. Знаменитый церковный уставщик и исповедник Право­славия святитель Афанасий (Сахаров) дает следующую исто­рическую справку о сорокоустах: «в древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сороки», — наши современные благочиннические округа. В каждом таком сороке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты и «придельных попов». В та­ком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. По замечанию профессора Церковной исто­рии Е. Е. Голубинского, «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения»» (Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) «Поминовение усопших по уставу Право­славной Церкви, — СПб, 1995. С. 56). Итак, еще раз уточним что сорокоуст — это совершение сорока литургий за усопшего! Чаще всего сорокоуст совершается в течение сорока дней под­ряд. Причем в число сорока дней входит и самый день кончи­ны. Поэтому если сорокоуст был заказан спустя несколько дней после кончины, то и заканчивается он не в 40-й день после смерти, а в день исполнения сорока литургий, хотя бы их пришлось совершать спустя продолжительное время после сорокового дня. Самый же сороковой день (по смерти) по Уставу должен быть справлен в свое время (или же если он совпал с Великим праздником, то в ближайший к нему день). Следовательно, сорокоуст желательно заказывать в таком мо­настыре и храме, где Божественная литургия совершается ежед­невно (!), где хорошо налажено поминовение и исправно вычитываются все поминальные тетради с ежедневным изъятием частички из просфоры в память усопшего. (Не постесняйтесь спросить об этом у священника и за церковным ящиком, где принимают заказы на поминовение!) К сожалению, случаются и такие казусы, что принимаются сорокоусты в таких храмах, где литургия совершается нерегулярно, всего 1 или 2 раза н неделю, и в результате вместо сорока литургий за сорокадневный период совершается всего лишь несколько служб. Хорошо еще, если число литургий доводят до сорока в последующий период (т. е. сорокоуст растягивают на несколько месяцев). Но бывает, к сожалению, что и этого не происходит, и сорокоуст лишается своего смысла и уже не является сорокоустом. Поэтому не постесняйтесь расспросить об этом в том храме, в который вы пришли заказать поминовение! Сорокоуст должен быть сорокоустом! Поминовение на Божественной Литургии, да еще в течение сорока дней — это самое сильное церковное поминовение, которое именуется «Голгофской Жер­твой». В течение сорока дней, на каждой литургии многократ­но поминается имя усопшего и изымается за него частичка из просфоры. В конце литургии все частички, вынутые из просфор за живых и усопших, опускаются в Святую Чашу и омы­ваются Пречистой Кровью Христовой с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Господь наш Иисус Христос Своею Пречистою Кровию омывает грехи всех помянутых на Божественной Литургии, и они получают величайшее утешение и ли­куют в благодатной радости. И вот такое усиленное литургийное поминовение совершается в течение сорока дней! Нет ни­чего выше, чем это поминовение в сорока Литургиях. Литур­гийный сорокоуст обладает такой силой, что может даже вы­вести душу из ада! Это последняя возможность получить по­мощь, которую дает усопшим Бог до Второго Пришествия. После Страшного Суда возможности у усопших получить по­мощь уже не будет. Поэтому не будем лениться и начнем регу­лярно заказывать сорокоусты за наших усопших сродников. Никаких ограничений в количестве здесь нет, и заказывать сорокоусты можно одновременно в нескольких храмах и по­многу раз. По окончании времени сорокоуста можно снова переоформить заказ и так делать постоянно, насколько хватит сил и возможности. Некоторые наиболее ревностные христи­ане по любви к своим усопшим сродникам не просто заказы­вают сорокоуст, но, в дополнение к этому, сами в течение сорока дней неопустительно ежедневно приходят на Божествен­ную литургию и по четкам с молитвой Иисусовой в течение всей литургии усердно молятся за своего новопреставленного сродника, по которому служится сорокоуст. Такая молитва и такое сугубое поминовение привлекают в изобилии спаситель­ную благодать Божию не только на самого усопшего, но и на весь усопший род молящегося! Это настоящий духовный труд, и в начале его необходимо взять благословение у своего духов­ника, чтобы в молитве вашей вам сопутствовала, помогала и укрепляла спасительная благодать Божия. У кого-то может возникнуть и такой вопрос: «А как же относиться нам ко всем остальным службам за усопших — к панихидам, к чтению Псалтири и т. д.»? Ответ на этот вопрос очень прост — все заупокойные богослужения доставляют усопшим радость и бла­годатное утешение! Очень важно как можно чаще служить па­нихиды, и Псалтирь по усопшим тоже читать необходимо! Особенно это имеет значение в тот период Церковного года, когда по Уставу не служится ежедневно Божественная литур­гия и соответственно не совершается литургийное поминове­ние (например, в седмичные дни Великого Поста и т. д.). Все это ныне существующее разнообразие заупокойных богослу­жений и молитв установлено и принято Церковью с глубокой древности и должно совершаться неопустительно. Но самая сильная молитва и самое сильное и действенное поминовение — это поминовение на Божественной литургии и особенно на литургийном сорокоусте! Об этом свидетельствует Святая Цер­ковь в своем Богослужебном Уставе и этому есть безчисленные подтверждения и свидетельства в житиях святых. Таково учение Богослужебного Устава Православной Церкви о совер­шении литургийного сорокоуста в память усопших.





Наши рекомендации