Бог отвечает открытым сердцам

Хотелось бы обратить ваше внимание еще на одну не­большую деталь рассматриваемого нами отрывка. Мне кажется это весьма интересным. Некоторые крайне не­одобрительно относятся к проповедованию Евангелия женщинами. Другие же полагают проповедование вовсе исключительно мужским делом и предоставляют женщи­нам любые служения, кроме служения Слова.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, что первым чело­веком в Европе, впустившим в свое сердце Господа, была женщина по имени Лидия? После того, как она получила спасение, в Библии говорится, что Павел с помощником какое-то время жили в ее доме,

ДЕЯНИЯ 16:15

15 Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас.

Несомненно, именно этот случай при реке, послужив­ший сначала к обращению Лидии, а потом и всего ее дома, привел впоследствии к зарождению церкви в Филиппах. Вслед за домом Лидии многие в этом городе отворили свои сердца Господу. Мы даже имеем особое послание — Посла­ние к Филиппинцам, написанное Павлом Церкви Христа в этом городе.

О Своем воскресении первой рассказать остальным Гос­подь послал женщину. Ангел явился Марии и сказал ей: «пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых...» (Мат. 28:7). Фактически Мария была первой проповедовавшей Благую весть о воскресении Христа уче­никам.

Благодарение Богу за открытые и восприимчивые серд­ца к святому и драгоценному Слову Божию. Благодарение Богу, что первым покорившимся Слову в Европе было женское сердце! Бог нелицеприятен и будет использовать каждого, чье сердце однажды открылось для Слова.

Почему же лишь сердце Лидии было открыто, а осталь­ные сердца так и остались закрытыми? Как некто очень удачно однажды сказал: «То же самое солнце, что плавит воск, делает твердою глину».

Иными словами, то же самое Евангелие отворяет одни сердца, затворяя другие. Разве Божья вина в том, что люди упорствуют в своем неприятии Слова, затворяя свои серд­ца и умы? Разве не они сами своими устами отказались от небесного дара? Разве не так же, как солнце не виновато в том, что под одними и теми же его лучами плавится воск и твердеет глина, так и Бог в том, что под действием Его Сло­ва сердца одних отворяются сразу же, в то время как другие затворяются навсегда.

Итак, неужели вся ответственность за открытые и неот­крытые сердца лежит лишь на Боге? Конечно нет. Это как раз именно тот случай, о котором говорится в Откровении (3:20). Иисус стоит и стучит в дверь каждого сердца. Но в Библии сказано: «...Жаждущий пусть приходит, и желаю­щий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17).

Каждый человек должен решить для себя сам, как от­нестись к спасению через Иисуса. Во-первых, на нас лежит ответственность за умение слышать голос Божий (см. Отк. 3:20). Во-вторых, мы должны искренне желать и быть гото­вы вникнуть в то, что мы слышим. И, наконец, нам нужно прийти к конкретному решению: либо отворить дверь серд­ца, либо оставить закрытой.

Кто-то может возразить, считая, что Бог предопределил ко спасению лишь некоторых людей. Такое убеждение яв­ляется следствием того, что люди часто вырывают из кон­текста отдельные стихи и пытаются построить на них все учение. Но строить учение на нескольких выдернутых из контекста стихах нельзя.

В ряде случаев они, опираясь на третий стих седьмой главы Исхода, где Бог сказал: «Я ожесточу сердце фарао­ново», обвиняют Господа в преднамеренном ожесточении сердца правителя Египта. Они винят Бога за то, что у фа­раона было жестокое сердце, и утверждают, что он не смог бы быть послушным Господу, даже если бы и захотел.

Таким образом, нельзя брать, к примеру, только этот стих и строить на нем учение о том, что вся ответствен­ность за спасение лежит лишь на Боге. Это вступает в пря­мое противоречие с другими стихами Писания, утвержда­ющими, что спастись может каждый желающий.

ПЕТР А 3:9

9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как не­которые почитают то медлением; но долготерпит нас, НЕ ЖЕЛАЯ, ЧТОБЫ КТО ПОГИБ, НО ЧТОБЫ ВСЕ ПРИ­ШЛИ К ПОКАЯНИЮ.

Объясняя буквально, вырвав из контекста третий стих из седьмой главы Исхода, где Бог говорит: «Я ожесточу сер­дце фараоново», мы входим в прямое противоречие с ос­тальными местами Писания.

Будет в корне неверно утверждать, что Бог намеренно ожесточил фараоново сердце. Разве разумно винить Бога за то, что человек сам затворил для Него свое сердце?

Люди, строящие на одном стихе целые учения, факти­чески говорят, что Бог действием Своей державной воли, коей никто и ничто не может помешать во всей вселенной, изначально ожесточил сердце фараона, доказывая таким образом, что правитель в принципе не мог поступить ина­че и это уже было предопределено! Но в таком случае Бог уже не был бы справедливым и любящим, то есть таким, как Он представлен в Библии!

Однако мы с вами знаем, что фараону, как и каждому человеку, был дан выбор, быть послушным Богу или пос­тупать по своим прихотям. Фараон вполне мог избрать Божью волю, но вовсе не она предопределила его выбор, а его своенравный характер. Иными словами, фараон первым ожесточил свое сердце. В Библии неоднократно встречают­ся места, где сказано, что фараон сам ожесточил свое серд­це (см. Исх. 8:15,32; 7:22; 8:19; 13:15).

Я хотел бы еще раз вернуться к мысли, что одно и то же солнце может одновременно плавить воск и делать твер­дой глину. Бог нелицеприятен и простирает Свою любовь и истину одинаково к каждому из живущих.

Одно и то же Евангелие, одни и те же истины, один и тот же Божественный свет любви и благодати смягчает воспри­имчивые сердца, открывая их для Евангелия, и ожесточает уже ожесточенные сердца.

Так винить ли нам солнце? Винить ли Божью любовь? Или винить самого Бога? Конечно же, нет. Винить надо са­мих себя. Фараон вполне мог избрать Бога и Божьи дела. Вот почему очень важно всегда быть чувствительным к ду­ховному миру и с готовностью откликаться на Божий при­зыв. Все, что людям нужно для исполнения Божьей воли, это иметь всегда открытые разум и сердце.

Внимайте Божьему Слову

Что же нам нужно сделать, чтобы Слово могло получить доступ к нашим сердцам? Давайте еще раз прочтем Деяния (16:14). Причина, по которой Бог смог войти и изменить сердце Лидии, заключалась лишь в том, что она «слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел».

О чем же именно говорит Библия, когда мы читаем, что Лидия внимала тому, о чем говорил Павел? Слово «вни­мать» обозначает слушать, слышать и сосредоточить на услышанном все свое внимание.

Если смотреть на ситуацию с естественной точки зре­ния, то мы увидим целую группу людей у реки, занятых только тем, что слушают Павла. Но это вовсе не значит, что все они внимали его словам.

Лидия не просто слушала Слово, проповеданное в тот день Павлом и Силою, но она внимала ему с открытыми сердцем и разумом.

Постараюсь еще раз, теперь наглядно, объяснить вам это старое слово «внимать». Предположим, вы идете по улице и вдруг встречаете знакомого, который вас окликает и говорит: «Подожди минутку! Мне нужно с тобой кое-что обсудить».

Но вы очень торопитесь на важную встречу и отвечаете: «Извини, но я не могу поговорить с тобой сейчас. У меня очень важное дело». Отвечая так, вы просто даете понять, что у вас есть гораздо более важное дело, которому вы должны уделить внимание в первую очередь.

То же самое можно сказать и о Лидии, которая, внимая словам Павла, посвятила время очень важному делу, отло­жив остальные дела на потом. Она слушала Павла, не прос­то чтобы узнать что-то новое, но вникала всем сердцем в услышанное.

Я полагаю, что всякий раз, сосредотачивая все свое вни­мание на проповедуемом Евангелии и Божьем Слове, люди открывают доступ Господу в свои сердца. Только так Он получает возможность их изменить. И у Него нет иных способов сделать это, кроме как через проповедь Евангелия и чтение Его Слова. Таким образом, Бог желает открыть двери абсолютно каждого сердца, и Он обязательно это сделает, если встретит ответное желание с вашей стороны!

Наши рекомендации