III. Исповедания православные веры

Исповедания веры составлялись обычно с целью более полно изложить отдельные положения вероучения, содержащиеся в Символе веры, или же чтобы сформулировать учение Церкви по пререкаемым вопросам. По указанным причинам исповедания, как правило, пространнее Символа веры и нередко носят полемическую окраску. Исповедания никогда не употреблялись в литургической практике Церкви.

Прежде всего, следует назвать «Слово тайноводственное о Святом Духе» и «Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам, а именно к Александрийскому и прочая» Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (ок. 820‑896), в которых впервые подвергается развернутой богословской критике добавление Filioque в латинский текст Символа веры, распространившееся тогда на христианском Западе.

Среди документов, одобренных Константинопольским Собором 1351 г., важно Исповедание веры святителя Григория Паламы, в краткой и совершенной форме выражающее общецерковное учение по всем основным богословским вопросам — как древним, так и впервые рассмотренным на Соборе 1351 г. С особенной глубиной в нем выражена православная триадология.

К основным богословским памятникам того же периода также следует причислить Святогорский Томос 1339 г., составленный св. Григорием Паламой и подписанный старцами и игуменами Святой Горы Афонской. Собор 1347 г. одобрил содержание Святогорского Томоса, во многом бывшего источником всех дальнейших, соборных решений, тем самым придав ему значение важного символического памятника. Необходимо подчеркнуть, что учение св. Григория Паламы о различии сущности и энергии Божией несовместимо с системой Фомы Аквината, отождествляющего сущность и действия Божии и рассматривающего благодать не как несозданную Божию энергию, но как тварный дар.

Важным догматическим текстом поздневизантийского периода является Исповедание веры святителя Марка Ефесского, прочитанное им на Ферраро-Флорентийском лжесоборе 1439‑1440 гг. Исповедание в полемической форме выражает православное учение, особенно по спорным вопросам, разделяющим православных с римо-католиками (об исхождении Святого Духа, о главенстве папы, о чистилище и проч.). Содержание Исповедания св. Марк более подробно развил в своем Окружном послании всем православным христианам, написанном им после собора на острове Лимнос в 1440‑1441 гг.

Для послевизантийского периода православного богословия характерны многочисленные исповедания веры, патриаршие послания, катехизисы и проч. Почти все они, кроме катехизисов, имеющих преимущественно учебно-школьный характер, выражают реакцию православного богословия на протестантские и римо-католические вероучения, с которыми Православной Церкви пришлось в этот период непосредственно столкнуться. Поэтому православные богословские памятники этой эпохи имеют полемический, антипротестантский или антилатинский характер.

В борьбе с латинством и протестантством православное богословие вооружилось западным схоластическим богословским оружием, что привело к опасному влиянию на православное богословие не свойственных ему богословских терминов и идей. Это был период значительного отрыва от святоотеческого предания в научном богословии (однако, не в литургической и не в аскетической жизни Церкви) и вместе с тем понижения уровня школьного богословия при всем внешнем развитии богословской науки и учености.

Прежде всего, следует указать на три послания Константинопольского патриарха Иеремии II к лютеранским виттенбергским богословам Тюбингенского университета, пославшим ему текст Аугсбургского исповедания. Эта переписка была начата по инициативе лютеран в 1573 г. и продолжалась до 1581 г. Это была первая непосредственная православно богословская оценка протестантизма.

К символическим текстам православного богословия XVII-XIX вв. относятся:

1. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (1662 г.);

2. Окружное послание патриархов Иеремии III Константинопольского, Афанасия III Антиохийского, Хрисанфа Иерусалимского и 7-ми архиереев КП Синода христианам Антиохии против римо-католиков и униатской пропаганды (1722 г.);

3. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.);

4. Исповедание веры Константинопольского Синода 1727 г. под председательством патриарха Паисия II Константинопольского с участием Сильвестра, патриарха Антиохийского и Хрисанфа Иерусалимского и 11-ти архиереев Константинопольского Синода. Направлено тоже против римо-католиков. Автором этого, как и предыдущего, документа является Иерусалимский патриарх Хрисанф;

5. Окружное послание патриарха Константинопольского Григория VI, Иерусалимского Афанасия и 17-ти архиереев Константинопольского Синода против протестантов (1838 г.);

6. Окружное послание тех же лиц против латинских новшеств (1838 г.);

7. Ответ папе Пию IX (1848 г.) 4-х патриархов: Анфима VI Константинопольского, Иерофея II Александрийского, Мефодия Антиохийского и Кирилла II Иерусалимского, утвержденный Синодами Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей;

8. Ответ папе Льву XIII в августе 1895 г. патриарха Константинопольского Анфима и 12 архиереев его Синода. Здесь указываются наиболее существенные римо-католические уклонения от древней веры: Filioque, примат и непогрешимость папы, крещение через окропление, опресноки, отсутствие эпиклезиса, причащение мирян под одним видом, чистилище, сверхдолжные заслуги, полное блаженство праведников до всеобщего воскресения, непорочное зачатие Божией Матери.

Из вероучительных текстов ХХ в. приводим Резолюцию «Экуменическое движение и Православная Церковь» Всеправославного совещания Предстоятелей и Представителей Афтокефальных Православных Церквей, которое проходило в Москве в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8-18 июля 1948 г. Решения и доклады Совещания имеют важное значение для исповедания православной веры в современном мире. В них даются ответы на актуальные сомнения верующих и вопросы инославных христиан.

Написанные по конкретным случаям, вышеуказанные документы обыкновенно имеют не систематически богословский, а народно-миссионерский, апологетический характер. Они не дают общего изложения православного вероучения в его отличии от римо-католицизма или протестантизма, но ограничиваются рассмотрением, иногда более полным, иногда частичным, существующих между ними отдельных разногласий. В целом они хорошо защищают православную веру.

IV. Сведения об источниках

Догматические постановления Вселенских Соборов приводятся по книгам Деяния Вселенских Соборов, тт. 1-4. СПб.: «Паломник» и «Воскресение», 1996; Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. М., Синодальная типография, 1893.

Вероучительные определения Поместных Соборов взяты из Книги Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. М., Синодальная типография, 1893, а также из монографии Михаила Андреевича Остроумова Введение в православное церковное право. Харьков, 1893.

Постановление Поместного Константинопольского Собора 1872 г. дается по книге Тертия Ивановича Филиппова Современные церковные вопросы. СПб., 1882.

Исповедания православной веры большей частью печатаются по книгам Вероучительные документы Православной Церкви с обзорной статьей и комментариями архиепископа Василия (Кривошеина) и Догматические послания православных иерархов 17-19 веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Слово тайноводственное о Святом Духе Святителя Фотия, патриарха Константинопольского цитируется по изданию: Святейшаго патриарха Фотия, архиепископа Константинопольскаго, Слово тайноводственное о Святом Духе / Перевод с греческаго проф. Е.И. Ловягина // Журнал «Духовная беседа» на 1866 год. СПб.: «Типографiя Департамента Уделовъ», 1866. Т. I. Сс. 353-355, 358-384, 427-440, 480-499; Т. II. Сс. 52-62.

Текст Окружного послания Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам, а именно к Александрийскому и прочая взят с электронного ресурса Рagez.ru (адрес: http://www.pagez.ru/lsn/0090.php).

Святогорский томос, автором которого являетсяСвятой Григорий Палама, взят из журнала Альфа и Омега. №3(6). М., 1995. Сс. 69-76.

Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции святителя Марка Ефесского, а также его Трактат об освящении Святых Даров и Окружное послание приводятся по книге: Архимандрит Амвросий (Погодин) Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1963 // Репринт: Издательство «Посад», 1994.

Резолюция совещания Предстоятелей и Представителей афтокефальных Православных Церквей по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь» 1948 г. печатается по изданию: Журнал Московской Патриархии. Специальный номер. Москва, 1948. Сс. 26-27.

В заключение сборника публикуем Двенадцать анафематизмов из Чина Торжества Православия в редакции Священного Синода Русской Православной Церкви 1869 г.

Наши рекомендации