Выбор, перед которым стояли иудеи
По словам Иисуса, Иоанн Креститель был не кем иным, как Илией, прихода которого так долго ждал народ Иудеи (Матф. 11:14). Но сам Иоанн это отрицал. Чьим словам люди должны были верить и следовать? Зависело это от того, кто из них, по мнению людей того времени, заслуживал большего доверия.
Давайте поговорим о том, кaк выглядел Иисус в глaзaх иудеев того времени. Для них он был молодым человеком, почти не получившим образования, который родился и вырос в нищете в убогом доме плотника. И этот человек без роду и племени вдруг провозгласил себя Господином субботы. Более того, сам он ее не соблюдал, хотя это и являлось неотъемлемым требованием иудейской веры (Матф. 12:1-8). Поэтому Иисус стал известен как тот, кто нарушает закон — символ спасения для иудеев (Матф. 5:17). В результате иудейские священники начали гонения на Иисуса, и он вынужден был искать своих учеников среди простых рыбаков. Он стал другом сборщиков податей, блудниц, грешников, с которыми вместе ел и пил (Матф. 11:19). Более того, он провозгласил, что мытари и блудницы войдут в Царство Небесное раньше священников и старейшин народа (Матф. 21:31).
Однажды блудница “...плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его и мазала миром” (Лук. 7:37, 38). Подобное поведение неприемлемо даже в наше время, а нормы иудейской этики были гораздо более строгими: в соответствии с ними развратную женщину можно было забить камнями до смерти. Однако Иисус не только позволял ей делать все это, но и упрекал своих учеников за осуждение ее, и даже воздал ей хвалу (Лук. 7:44-50; Матф. 26:7-13).
Кроме того, создавалось впечатление, что Иисус ставит себя наравне с Богом (Иоан. 14:9). Он говорил, что никто не может прийти к Отцу, как только через него (Иоан. 14:6), и что любовь к нему должна быть сильнее, чем любовь к родителям, братьям, мужьям, женам или детям (Матф. 10:37; Лук. 14:26). Для многих его слова и дела были богохульством. Поэтому не удивительно, что иудейские вожди ругали Иисуса, смеялись над ним и обвиняли в том, что он связан с веельзевулом, князем бесовским (Матф. 12:24). Принимaя все это во внимaние, мы можем понять, что в глазах иудеев Иисус не был человеком, который заслуживал доверия.
Далее давайте поговорим о том, кем был для народа Иудеи Иоанн Креститель. Иоанн был сыном Захарии, священника в Иерусалимском храме, т.е. принадлежал к знатной семье (Лук. 1:13). Его необычное рождение, сопровождавшееся чудесами и знамениями, поразило всю нaгорную Иудею. Однажды, во время каждения, в святом святых Иерусалимского храма, Захария увидел ангела Господня, возвестившего ему о том, что у него родится сын. Не поверив словам ангела, он в наказание за это был лишен дара речи и смог вновь обрести его только после того, как это предсказание сбылось (Лук. 1:9-66). Жизнь самого Иоанна Крестителя, питавшегося в пустыне диким медом и акридами, была примером веры и религиозной дисциплины. Не только обычные люди, но и священники, и левиты приходили к нему и спрaшивaли, не он ли является Мессией (Лук. 3:15; Иоан. 1:20). Это показывает, каким большим уважением пользовался Иоaнн у народа Иудеи.
В таких обстоятельствах чьи слова — Иисуса или Иоанна Крестителя — заслуживали большего доверия в глазах иудейского народа? Слова Иоанна Крестителя, несомненно, казались более правдивыми. Поэтому иудеям было проще поверить Иоанну Крестителю, когда он отрекся от миссии Илии, чем Иисусу, утверждавшему, что Иоанн Креститель — Илия. Поверив Иоанну Крестителю, они восприняли заявление Иисуса как лжесвидетельство, при помощи которого тот якобы пытался убедить их в том, что он — Мессия. В результате всего этого Иисус был провозглашен самозванцем.
Как только он был объявлен лжецом, неверие людей стало усиливаться с каждым днем. Слова и поступки Иисусa казались евреям все более дерзкими и оскорбительными. Веря словам Иоанна Крестителя, a не Иисуса, они считали, что Илия еще не пришел, и, соответственно, не могли допустить даже мысли о появлении Мессии.
Итак, иудеи не смогли признать Иисуса Мессией, потому что не поверили, что предсказанное Малахией второе пришествие Илии уже состоялось. В такой ситуации, если бы они приняли Иисуса, им пришлось бы отрицать слова Писания о том, что приход Мессии возможен только после возвращения Илии. Будучи свято преданными иудаизму, они не допускaли и мысли о том, чтобы усомниться в словах Писания. Поэтому им не оставалось ничего другого, как отвергнуть Иисуса.
Неверие Иоанна Крестителя
Как уже говорилось выше, уважение верховного священства и всего народа Иудеи к Иоанну Крестителю было настолько большим, что, по их мнению, он даже мог быть Мессией (Лук. 3:15; Иоан. 1:20). Соответственно, Иоанну, по свидетельству Иисуса, следовало возвестить людям о своей миссии Илии. Тогда народ Иудеи, ожидавший возвращения Илии перед появлением Мессии, пришел бы к Иисусу: ведь он привык верить словам Иоанна. Однако то, что Иоанн Креститель не понял Божьего провидения, до последнего момента отрицая свою миссию Илии, оказалось основным препятствием, помешавшим людям принять Иисусa.
Иоанн однажды свидетельствовал об Иисусе: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить Bac Духом Святым и огнем” (Матф. 3:11); “Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий” (Иоан. 1:33, 34). Бог непосредственно явил Иоанну, что Иисус — Мессия, и Иоанн сам об этом свидетельствовал. Более того, он даже сказал о себе, что пришел исправить пути Господу (Иоан. 1:23). Также он утверждал: “Не я Христос, но я послан пред Ним” (Иоан. 3:28). Следовательно, Иоанн должен был понять, что он — Илия. Даже если он сам не мог прийти к такому выводу, он должен был провозгласить себя Илией хотя бы на том основании, что о нем, как об Илии, свидетельствовал Иисус, который, как явил ему Бог, был Мессией (Иоан. 1:33, 34). Hо Иоанн, не понимавший Божьей воли, отрицал слова Иисуса (Иоан. 1:21). Кроме того, он не последовал за ним, избрав свой собственный путь. Можно представить, какой болью отозвалось это в сердце Иисуса и как горько было Богу видеть Своего сына в таких обстоятельствах.
В действительности получилось, что миссия Иоанна, того, кто должен был свидетельствовать об Иисусе, закончилась, когда он крестил его и объявил: “Сей есть Сын Божий” (Иоан. 1:34). Какой должна была быть его миссия после этого шaгa? Захария, отец Иоанна Крестителя, исполнившись Святого Духа, пророчествовал о будущей миссии новорожденного Иоанна: “[Нам должно] служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить пути Ему” (Лук. 1:75, 76). После того как Иоанн объявил, что Иисус — Мессия, ему следовало стать его учеником и служить ему. Тем не менее он продолжал крестить людей независимо от Иисуса, приводя в замешательство умы народа Иудеи (Лук. 3:15) и высшего священства (Иоан. 1:19), вплоть до того, что многие стали думать о том, что он и есть Мессия. Между учениками Иисуса и Иоанна даже произошел спор об “очищении”, когда и те и другие утверждали, что именно их учитель крестил больше людей (Иоан. 3:25).
Слова Иоанна: “Ему должно расти, a мне умаляться” (Иоан. 3:30) — явно показывают, что в сердце своем он не был готов разделить судьбу Иисуса. Разве мог бы Иисус расти, a он — умаляться, если бы они шли по жизни одним путем? Ha самом деле евангелие Иисуса должно было проповедоваться Иоанном. Ho тот, не осознав, в чем состояла его миссия, не справился с ней. В конце концов в результате малозначимых событий Иоанн потерял жизнь, которую он должен был посвятить Иисусу.
Иоанн Креститель смог признать Иисуса Мессией и свидетельствовал о нем тогда, когда его сердце было с Богом. Но позже, когда вдохновение оставило его и он начал смотреть на Иисуса с человеческой точки зрения, его непонимание стало расти, что усилило его неверие. Неспособный понять, что он и есть вернувшийся Илия, Иоанн Креститель, оказавшись в тюрьме, начал смотреть на Иисуса так же, как все остальные люди. И все, что говорил или делал Иисус, казалось ему странным и непостижимым. Кроме того, он и сам не мог поверить, что Иисус, появившийся до прихода Илии, был Мессией. В какой-то момент, чтобы избавиться от сомнений, он послал своих учеников к Иисусу с вопросом: “Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?” (Матф. 11:3). Когда Иисус услышал вопрос Иоанна, он, негодуя, ответил на него предостережением (Матф. 11:4-19).
Иоанну Крестителю еще в чреве матери было предопределено служить Иисусу до конца своих дней (Лук. 1:75). Его исполненная трудностей жизнь аскета в пустыне была приготовлением к тому, чтобы “исправить пути Господу”. Когда Иисус начал свою миссию служения, Бог прежде всех других открыл Иоанну, кем был Иисус, и вдохновил его, чтобы он свидетельствовал о нем как о Сыне Божьем. Однако Иоанн не исполнил свою миссию и утратил благословение Небес. Иисус, которому передали вопрос Иоанна, не указал прямо, что он является Мессией, но ответил иносказательно: “Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют” (Матф. 11:4, 5). Естественно, что Иоанну были известны чудеса, совершаемые Иисусом. Однако все сказанное должно было еще раз напомнить ему об этих деяниях и помочь поверить в то, что Иисус — Mессия.
Нам следует понять, что слова Иисуса “и нищие благовествуют” (Матф. 11:5) выражали переполнявшую его сердце горечь, ибо ни народ Иудеи, ни Иоанн не поверили в него. Избранный Богом народ Израиля и особенно Иоанн Креститель получили большое благословение, ибо им были дарованы Божья любовь и забота. Однако они предали Иисуса, и он был вынужден скитаться по берегам Галилейского моря и в окрестностях Самарии, ища тех, кто прислушается к его проповедям. Этими людьми стали невежественные рыбаки, мытари и блудницы. Не они в действительности должны были стать его учениками. Иисус, пришедший построить Царство Небесное на земле, больше нуждался в одном человеке, способном вести за собой тысячи, чем в тысяче слепо следовавших за ним людей. Не проповедовал ли он поэтому сначала в храме — священникам и книжникам — в поисках тех, кто мог взять на себя такую роль и был хорошо к ней подготовлен?
Однако, по словам Иисуса, он вынужден был созвать на пир нищих с улицы и кормить их, незваных, явствами, потому что званые гости не захотели прийти. Скорбя, Иисус произнес горькие слова осуждения: “И блажен, кто не соблазнится о Мне” (Матф. 11:6). Эти слова косвенно предрекали судьбу Иоанна Крестителя. Он был настолько уважаем иудеями того времени, что, по их мнению, мог быть пророком, Илией или даже самим Мессией (Лук. 3:15; Иоан. 1:20, 21). Однако тот, кто “соблазнится” об Иисусе, каким бы великим он ни был, утратит Божье благословение. Иоанн, “соблазнившись” об Иисусе, не исполнил свою миссию — посвятить служению Мессии всю свою жизнь.
После ухода учеников Иоанна Иисус сказал: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его” (Матф. 11:11), подразумевая, что Иоанн, которому Бог даровал миссию величайшего на земле пророка, не смог ее исполнить. Любой человек, живущий на небесах, когда-то был рожден женщиной, прожил какой-то срок на земле и потом умер. Поэтому тот, кто был больше всех из рожденных женами на земле, естественно, должен занимать такое же положение и на небесах. Тогда почему же меньший в Царстве Небесном — больше Иоанна Крестителя?
Многочисленные пророки прошлого, миссией которых было свидетельствовать о Мессии, с надеждой обращая свой взгляд в будущее, свидетельствовали о его приходе, будучи отделены от него сотнями лет. Иоанн пришел, чтобы свидетельствовать о Мессии непосредственно, так как его явление уже произошло. Следовательно, он был больше, чем те, кто свидетельствовал косвенно. Однако в своем служении Иисусу он был меньшим, чем кто-либо. Ибо даже меньший на небесах признает Иисуса Мессией и служит ему, тогда как Иоанн, призванный служить ему лично (Лук. 1:75), оставил его и пошел своим путем. В отношении преданности Иисусу, он был самым меньшим в Царстве Небесном.
Продолжая, Иисус говорил: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Матф. 11:12). Если бы Иоанн, избранный Богом еще во чреве матери и подготовленный для своей миссии аскетической жизнью в пустыне, служил Иисусу, как надлежало, он, несомненно, стал бы его главным учеником. Но поскольку он не исполнил свою миссию, это место занял “употребляющий усилие” Петр. Из слов “от дней Иоанна Крестителя доныне” ясно, что Иисус ссылается в своих словах не на людей в целом, а непосредственно на Иоанна Крестителя. И закончил он словами: “И оправдана премудрость чадами ее” (Матф. 11:19). Иоанн поступил бы мудро, если бы не оставил Иисуса, и его поступок навечно стал бы примером праведности. Но к сожалению, не понимая происходящего, он не только не последовал за Иисусом, но и послужил препятствием тому, чтобы за ним последовал народ Иудеи.
Итак, мы понимаем, что основной причиной распятия Иисуса явилось то, что Иоанн не смог исполнить свою миссию. Апостол Павел скорбел о невежестве людей, в том числе и Иоанна, которое привело к распятию: “Которой [Премудрости Божией] никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (1 Кор. 2:8).