Дерево жизни и дерево познания добра и зла
Многие христиане до сегодняшнего дня верят в то, что плод, явившийся причиной грехопадения Адама и Евы, был плодом обычного дерева. Но мог ли Бог — любящий Родитель человечества — сотворить плод таким приятным на вид и вожделенным (Быт. 3:6), если этот плод был способен привести к грехопадению? Мог ли Он поместить такой опасный плод в легкодоступном месте? Иисус сказал: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (Матф. 15:11). Как же тогда то, что мы едим, могло стать причиной грехопадения?
Человечество унаследовало первородный грех от своих прародителей. Возможно ли, чтобы нечто съедобное стало причиной того, что первородный грех передается от родителей к детям? Что-либо связанное с наследственностью передается только через кровную связь. Непродолжительные болезни, вызванные чем-либо съеденным, не передаются из поколения в поколение. Многие верят, что Бог сотворил плод дерева познания добра и зла и запретил от него вкушать, чтобы проверить послушание человека. Подобное утверждение рождает закономерный вопрос: может ли Бог любви столь безжалостно испытывать человека, используя для этого средства, которые способны стать причиной его смерти?
Адам и Ева знали, что, вкусив от плода, они умрут, ибо так сказал им Бог. Однако они вкусили. При этом прародители человечества отнюдь не умирали от голода. Ясно, что они бы никогда не рискнули собственной жизнью и не нарушили Божью заповедь просто ради какой-то пищи. Поэтому мы можем прийти к выводу, что плод дерева познания добра и зла — это не обычный плод. Это должно было быть что-то настолько притягательное и желанное, что ни страх наказания, ни даже угроза смерти не могли остановить Адама и Еву.
Если плод дерева познания добра и зла не был материальным плодом, то он должен символизировать что-то другое. В Библии многие важные моменты описаны при помощи символов и метафор. Плод дерева познания добра и зла также не следует рассматривать буквально. Современным христианам необходимо отказаться от узкого, уже изжившего себя взгляда на вещи и не придерживаться буквального толкования Библии.
Если плод не был обычным, то что он символизировал? Поиск ответа на этот вопрос нужно начинать с рассмотрения дерева жизни, которое росло вместе с деревом познания добра и зла в Эдемском саду (Быт. 2:9). Раскрыв значение дерева жизни, мы сможем понять символику дерева познания добра и зла.
Дерево жизни
В Библии говорится, что надежда падшего человека — достичь дерева жизни и обрести его. Для израильтян еще во времена Ветхого завета это было самой заветной мечтой (Прит. 13:12). Предметом стремлений христиан со времен Иисуса и до сегодняшнего дня также было дерево жизни (Отк. 22:14). Поскольку дерево жизни олицетворяет собой величайшую надежду человечества, напрашивается вывод, что и Адам мечтал именно о нем. Долг падшего человека — осуществить мечту Адама.
После того как Адам совершил грехопадение, Бог поставил на его пути к дереву жизни херувима и пламенный меч, чтобы они охраняли его (Быт. 3:24). На основании этого также можно заключить, что надеждой Адама до грехопадения было дерево жизни. Однако из-за грехопадения он не достиг его и был изгнан из Эдемского сада. С того времени дерево жизни всегда оставалось для падшего человечества неосуществленной мечтой.
О чем мог мечтать еще не достигший совершенства Адам? О том, чтобы стать совершенным мужчиной и осуществить Божий идеал творения. Итак, дерево жизни — это символ мужчины, воплотившего идеал творения, т. е. совершенного Адама.
Если бы Адам не совершил грехопадения, а достиг дерева жизни, т.е. стал мужчиной, который осуществил идеал творения, то за ним последовали бы его потомки, и таким образом возникло бы Царство Небесное на земле. Но Адам пал, и Бог пламенным мечом преградил ему путь к дереву жизни (Быт. 3:24). И поэтому дерево жизни остается лишь надеждой падшего человека, пытающегося восстановить утраченный идеал творения. При этом падший человек, обремененный первородным грехом, не может стать деревом жизни и осуществить идеал творения, полагаясь на собственные усилия. Чтобы это произошло, на землю, как дерево жизни, должен прийти человек, в ком нашел бы свое полное воплощение идеал творения. Падшему человечеству следует “привиться” к нему и стать с ним единым целым (Рим. 11:17). Таким деревом жизни и был Иисус, воплотивший мечты святых и верующих эпохи Ветхого завета, которые ожидали его пришествия (Прит. 13:12).
Поскольку Бог преградил Адаму путь к дереву жизни пламенным мечом, достичь его будет невозможно до тех пор, пока препятствие не будет устранено. В день Пятидесятницы огненные языки “почили” на каждом из апостолов, и они исполнились Духа Святого (Деян. 2:3, 4). Происшедшее означало, что была устранена преграда на пути к дереву жизни — пламенный меч, и проявилось это появлением огненных языков, за которым последовало сошествие Святого Духа и был открыт путь к тому, чтобы все человечество могло прийти к Иисусу, дереву жизни, и “привиться” к нему.
Однако христиане могут быть “привиты” к Иисусу лишь на духовном уровне. Поэтому, какой бы глубокой ни была их вера в него, они все равно производят на свет грешных детей, которым требуется очищение от греха. Людям самой глубокой веры было не под силу избавиться от унаследованного от Адама первородного греха, поэтому они передавали его своим детям из поколения в поколение (Мессия 1).
По этой причине Иисус, дерево жизни, должен вновь прийти на землю, чтобы “привить” к себе человечество и очистить его от первородного греха. Вот почему святые и верующие эпохи Нового завета стремятся к дереву жизни (Отк. 22:14), которое символизирует Христа Второго пришествия.
Итак, целью Бога в провидении спасения было восстановление утраченного дерева жизни (Быт. 2:9), о котором говорится в Откровении (22:14). Из-за грехопадения Адам не смог стать первым деревом жизни (Быт. 2:9), поэтому, чтобы спасти падшее человечество, Христу, “последнему Адаму” (1 Кор. 15:45), дереву жизни, в дни завершения истории человечества надлежит прийти вновь (Отк. 22:14).
Дерево познания добра и зла
Бог создал не только Адама; Он создал также Еву, которой предназначалось стать супругой Адама. Следовательно, если в Эдемском саду росло дерево, являвшееся символом мужчины, то там должно было находиться и другое дерево, олицетворявшее женщину. Это дерево, росшее рядом с деревом жизни, как сказано в Библии, называлось деревом познания добра и зла (Быт. 2:9). Если бы Ева осуществила цель добра, как ей было предназначено, то дерево познания добра и зла стало бы символом женщины, воплотившей идеал творения, т. е. совершенной Евы.
Иногда в Библии Иисуса называют лозой (Иоан. 15:5). Так, представляя Адама и Еву в виде двух деревьев, Бог дает нам ключ к разгадке тайны грехопадения.