Покровительство императора и духовный упадок

Покровительство Константина и, как результат, возросшая популярность христианской церкви привели ее к духовному упадку и к отступлению от тех принципов, которых придерживались хри­стиане первого столетия.

Церковь становилась все более богатой и все более многочисленной, приобретая все возраста­ющее политическое и духовное влияние. По мере того, как деловые круги и рядовые граждане принимали веру императора, из церкви уходило желание приобретать души, свойственное верую­щим ранней церкви. Христианство стало не только официальной, но и деспотичной религией. Сила Духа Святого стала всего лишь доктриной. Покло­нение Богу свелось к исполнению ритуалов.

Следование церковным догмам и постановле­ниям заменило личное знание Иисуса и стремле­ние исповедовать Христа, свидетельствовать о Нем неспасенным. Официальное признание при­вело к угасанию духовной жизни. Наступил период безраздельной власти церковных иерархов, продолжавшийся более тысячи лет.

Новое начало

В НАЧАЛЕ ШЕСТНАДЦАТОГО столетия мало­известный монах получил откровение от Бога. Оно положило начало повторному открытию истин и методов, которые характеризовали служе­ние верующих первого столетия, но которые были утеряны в эпоху средневековья.

Первое из откровений состояло в том, что вера представляет собой не согласие с церковными догмами, а личное упование на Божьи обетования и на заслуги Христа, благодаря которым мы обретаем спасение.

Это откровение пришло к монаху по имени Мартин Лютер в то время, когда он размышлял о порочной практике продажи церковью индуль­генций для финансирования дорогостоящих про­ектов.

Индульгенции представляли собой документы, которые священники продавали от имени церкви. Люди приобретали их как для самих себя, так и для своих умерших родственников. Индульгенции давали право душе покупателя, или же умершего человека, на освобождение от определенного количества лет мучений в чистилище.

Порочная практика Тецеля

Германский монах-доминиканец по имени Иоганн Тецель руководил продажей индульген­ций. Он искусно подогревал общественный инте­рес своими красноречивыми проповедями, куль­минацией которых была фраза: «Как только монета зазвенит в ящике продавца индульгенций, душа вырвется из чистилища и устремится в небеса».

Видя подобные методы «выбивания» денег из людей, Мартин Лютер принялся серьезно исследо­вать Библию. Он пришел к выводу, что спасение — это не товар, распределяемый церковной властью. Он осознал, что каждый человек, верующий в Писание, может быть спасен только по вере в Божью любовь и Божью благодать, без посредни­чества церкви. Эта позиция противоречила церков­ной доктрине и представляла для нее угрозу.

31 октября 1517 года, тридцатитрехлетний священник прибил ко двери Замковой церкви в городе Виттенберге написанные им 95 тезисов. Вновь зазвучала та весть, которую Павел провоз­глашал верующим первого столетия: «Праведный верою Жив будет» (Римлянам 1?17; Галатам 3:11).

Новая вера и новые открытия

Христиане начали самостоятельно читать Биб­лию, все больше и больше освобождаясь от диктата церкви. Повсеместно происходило новое откры­тие той веры, которая была свойственна хрис­тианам первого столетия.

Свобода привела к основанию многих христи­анских обществ и церковных организаций. Верую­щие обрели новую жизнь, и в них снова родилось желание свидетельствовать необращенным.

Век рассудка

Но долгий и мрачный период церковного господства и лицемерия сменился Веком Рассудка. Отвергнув веру в Бога, общество обратилось к гуманизму, атеизму и различным мирским тео­риям, враждебно настроенным по отношению к христианству.

Широко распространившееся скептическое отношение к религии свидетельствовало о необ­ходимости широкомасштабной проповеди Еван­гелия. Бог начал призывать на служение таких великих евангелистов, как Уэсли, Уайтфилд и Финней. Массовые евангелизации, которые по­трясли основание Римской империи во время жизни апостолов и ранних верующих, потрясал основы нового мира. Евангелие вступило в открытое противоборство с философией гуманиз­ма. Благодаря массовым евангелизационным собраниям, миллионы людей нового мира обрати­лись ко Христу в простой вере.

До края земли

Распространение христианства повлекло за собой изменение мышления верующих. Евангелие проповедовалось американским индейцам. Мис­сионеры из Моравии служили рабам на островах Карибского архипелага. Бог возрождал в Своих последователях желание «быть Ему свидетелями... до края земли» (Деяния 1:8).

Уильям Карей, английский сапожник, осознал, что души язычников представляют ценность для Бога. Он проповедовал Евангелие в Индии и Бирме. Хадсон Тэйлор отправился в Китай, а Дэвид Ливингстон — в Африку. Миссионерское видение вновь овладело церковью. Подобно тому, как Павел свидетельствовал языческим народам, насе­лявшим Римскую империю, христиане шли и проповедовали Христа язычникам, которые были забыты во время средневековья.

Неминуемо назревал новый духовный кризис.

Сверхъестественная сила

По мере того, как верующие христиане все глубже проникали на территорию языческих стран, свидетельствуя нехристианам, они осозна­вали необходимость в сверхъестественной силе, которая подтверждала бы истинность Евангелия, точно так же, как в дни Библии.

В начале двадцатого столетия верующие нача­ли переживать апостольское крещение Духом Свя­тым и сверхъестественные проявления даров Духа, о которих писал Павел (1 Коринфянам 12:1,4-11, 27-31). Они заново открыли силу Христа исцелять больных и совершать чудеса (Римлянам 15:18,19; Евреям 2:3,4).

Все то, что происходило в первом столетии, начало осуществляться и в наши дни. Верующие «с великой силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деяния 4:33), «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евреям 2:4).

Путь возвращения верующих к Божьей духов­ной полноте был долгим и нелегким. Но, в конеч­ном итоге, церковь вновь приняла великие истины, забытые в ходе христианской истории.

***

ПО МЕРЕ ТОГО, КАК Дух Святой начинал актив­но действовать в жизни верующих, они начали обращать все большее внимание на пророчество Иоиля, которое Петр цитировал в день Пятиде­сятницы. Христиане осознали, что Бог излил Свой Дух на всякую плоть, и что Его план для последних дней предполагал служение как Божьих сынов, так и Божьих дочерей (Деяния 2:16-18).

В следующей главе мы рассмотрим значение слова пророчество, и то, к кому оно применимо.

Глава 24

Наши рекомендации