Слава о Нем распространялась

Когда люди начинали верить в Иисуса, они шли к другим для того, чтобы рассказать о Нем. Они становились Его свидетелями.

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводи­ли к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и луна­тиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следо­вало за Ним множество народа» (Матфея 4:24,25). «А они...разгласили о Нем по всей земле той» (Матфея 9:31).

Нуждающиеся люди слышали об Иисусе, при­ходили к Нему и получали благословение. Затем они шли и свидетельствовали о Нем. В результате, «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Марка 6:56).

Толпы людей следовали за Христом. Он учил их истинам, о которых никогда не говорили раввины в храме и в синагогах. Наиболее революционным было учение Иисуса о том, что Бог — Его Отец, а Он — Божий Сын (Иоанна5:17,18; 6:57; 14:9-11). Это былокрайне оскорбительным для религиозных лидеров Израиля, и именно эти слова, в конечном итоге, стали поводом для распятия Иисуса (Иоанна 19:7).

Свидетельство и исповедание

ДУХОВНЫЕ ВОЖДИ Израиля полагали, что после публичной казни «обманщики» с Его влия­нием будет покончено. Но, спустя три дня, по Иерусалиму разошлись слухи о потрясающем событии: женщины нашли гроб Иисуса пустым. Они говорили об ангелах, явившихся им у Его могилы и сообщивших, что Христос воскрес из мертвых (Луки 24:1-6) Женщины утверждали, что даже Сам Иисусявлялся им (Матфея 28:9,10;Иоанна 20:14-17).

Слухи сразу же дошли до первосвященников, которые, «сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня » (Матфея 28:12-15).

Но Иисус «явил Себя живым... со многими верными доказательствами» (Деяния 9:3). Он явился двум ученикам на дороге (Луки 24:13-32). Он пришел к одиннадцати ученикам, пройдя сквозь запертые двери (Иоанна 20:19-23; 26-29; Марка 16:14-18; Луки 24:36-52) Он явился тем ученикам, которые, после Его распятия, отправились ловить рыбу (Иоанна 21:1-14), которые присутствовали при Его Вознесении (Луки 24:50), Петру (1 Коринфянам 15:5), пятистам и Своим последова­телям одновременно (1 Коринфянам 15:16), Иакову (стих 7) и Павлу в момент его обращения (Деяния 9:5). Помимо этого, Иисус неоднократно являлся другим людям (Деяния 1:3).

Многие неоспоримые явления Воскрес­шего Христа после того, как Он был публично распят, неопровержимо свидетельствовали о том, что Он есть Мессия, приход Которого предрекали Моисей и пророки, и что Он воскрес из мертвых согласно Писанию.

Верующие первого столетия были убеждены, что, приняв Иисуса как Христа, Мессию, послан­ного от Бога, им необходимо делиться этим откро­вением с людьми.

Книга Деяний Апостолов, повествуя о служении Павла, говорит, что «по своему обыкновению... он говорил из Писаний, открывая и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого он проповедует» (Деяния 17:2,3), в стихе 18 говорится, что «он благовествовал Иисуса и воскресение». Таково было свидетельство и исповедание всех верующих церкви первого столетия.

Знамения Его возвращения

Ученики Христа с радостью восприняли Его слова о том, что им надлежит свидетельствовать «до края земли» (Деяния 1:8) Господь открыл им, что «проповедано будет Евангелия Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Матфея 24:14).Так ответил Он на вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (стих 3).

Верующие первого столетия были убеждены, что Мессия, о Котором говорили пророки, уже пришел. Они признали Его и стлали Его последова­телями.

Христиане верили в то, что Иисус пришел в мир показать, каким является Бог. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19) «Он сошёл с небес не для того, чтобы творить валю Свою, но волю пославшего Его Отца» (Иоанна ^з») «и Слово стало плотью, и обитало с ними, полное благода­ти и истины; и они видели славу Его, славу Единородного от Отца» (Иоанна 1:14). «Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).

Исповедание и свидетельство

Христос научил Своих последователей, что им надлежит делать. Он сказал; «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матфея 10:32; Луки 12:8). Призванием учеников стало свидетельство о Христе и исповедание Его перед людьми. Они знали, что Господь обещал вернуться тогда, когда каждый услышит о Нем (Матфея 24:14; 26:64: Луки 21:27; Деяния 1:8—11; Евреям 9:28).

Позднее Павел подчеркнул тот факт, что испо­ведание Христа является признаком спасающей веры. «Ибо если устами твоими будешь испове­довать Иисуса Господом и сердцем твоим веро­вать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9).

Иисус сказал Своим последователям, что Дух Святой будет свидетельствовать о Нем, и они также будут свидетельствовать о Нем, потому что были со Христом с самого начала (Иоанна 15:27). Их миссией стало свидетельство о Христе и исповедание Его. Вот почему Святой Дух был послан ученикам.

Петр провозглашал: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему веемы свидетели» (Деяния 2:32). Библия говорит о том, что позднее «апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деяния4:33).

Чудеса и толпы народа

Петр и Иоанн встретили хромого нищего, который сидел у ворот храма Апостолы засвидетельствовали ему о Христе, помолились за него во имя Иисуса, поставили его на ноги — и больной получил исцеление (Деяния 3 гл.). Собравшиеся люди были поражены тем, что молитва во имя Иисуса, Которого все считали мертвым, смогла произвести такое чудо. Это любопытство дало возможность Петру публично засвидетельствовать о Христе. Он открыто провозгласил, что Христос воскрес из мертвых.

Свидетельство Стефана

Стефан, рядовой верующий, с большой силой свидетельствовал о том, Кем был Иисус, ссылаясь на книги Моисея, пророков и Псалмы. Он видел исполнение пророчеств даже в том факте, что правители Иудеи стали «предателями и убийцами» Иисуса (Деяния 7:52) «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (стих 54),

Когда его слушатели стали «особенно агрес­сивны, «Стефан же... воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Богу, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Челове­ческого, стоящего одесную Бога» (стих55-56).

Провозгласив, что он видит Иисуса, стоящего по правую руку от Бога, Стефан нанес религиоз­ным лидерам, считавшим Иисуса «богохульником», серьезное оскорбление:

«Они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город... побивали камнями Стефана... который молился и говорил: «Господи Иисусе! Прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (стих 57-60).

Великое гонение

Свидетельство верующих о Христе разгневало иудеев. «В те дни произошло великое гонение на церковь... и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Деяния 8:1,4).

Они свидетельствовали об Иисусе Христе по всей Римской Империи и за ее пределами: в Азии, в Северной Африке, до западных границ Испании; на севере, среди англо-саксонских племен; в районе Черного Моря, в Персии, в Афганистане и до южной Индии. Никто не знает, как далеко продвинулись первые христиане, проповедуя Евангелие.

***

ПО МЕРЕ ТОГО, как росло число новообращен­ных, их свидетельство приобретало все больший и больший размах. Христиане проникли даже во дворцы императоров (Филиппийцам 4:22) в следующей главе мы подробнее рассмотрим, к чему это при­вело.

Глава 23

Император и монах

В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ трехсот лет существова­ния церкви христианам пришлось дорого запла­тить за свое свидетельство о Христе. Верующих арестовывали и бросали в темницы, пытали и убивали за их веру, в особенности во времена правления императоров Диоклетиана и Галерия. Но безжалостные преследования были тщетными. Они не смогли остановить свидетельство об Иисусе Христе.

Важное событие

Спустя около трехсот лет после рождения церкви произошло событие, которое верующие вначале расценили как величайший триумф Христа, но которое, в итоге, привело к духовному упадку и повлияло на взаимоотношения государ­ства и церкви на многие столетия вперед.

Этим событием было принятие христианства императором Константином Великим.

В то время, Римская империя была разделена на две части. Константин управлял западной ее частью, в то время, как Люциний управлял восточ­ной. Вскоре после обращения Константина, в 313 году, оба императора прибыли в город Милан (северная Италия), где состоялась их историческая встреча.

Миланский эдикт

Результатом этой встречи явился известный Миланский эдикт, в соответствии с которым всем гражданам Римской империи была дана свобода обращаться в христианство, а вся собственность, конфискованная у христиан во время Великих преследований, возвращалась владельцам, вне зависимости от того, кому она принадлежит в настоящее время.

Императорский указ приравнял христиан к последователям других религий и положил конец притеснению верующих в Римской империи. Эпоха мучеников закончилась. Наступила эпоха христианской империи.

Константин был убежден, что он, как импера­тор, является и Божьим служителем, несущим личную ответственность за управление церковными делами. Хотя в то время сторонники христианства были в меньшинстве, покровительство императо­ра привело к тому, что христианство превратилось в официальную религию империи. Христианство стало рассматриваться как непременный атрибут всех уважаемых граждан. Его распространение было столь быстрым, что многие языческие храмы закрывались или просто разрушались.

Церковь стала отождествлять себя с империей. Уже к концу четвертого столетия, христианство превратилось в единственную официальную рели­гию Римской империи.

Наши рекомендации