Стефана Стрэнга, основателя журнала «Харизма»
Окончив в 1973 году университет Флоридского колледжа журналистики, я поступил на работу репортером в газету «Орландо сентинель», которая в то время называлась «Сентинель стар». Я писал репортажи, какие обычно пишут все молодые репортеры: о полицейских сенсациях, судебных разбирательствах, заседаниях окружных комиссий и городского собрания. Однако однажды мне довелось сделать хороший репортаж для выходящего по воскресеньям еженедельника «Флорида Мэгэзин». И там поддержали мою идею.
В начале 1975 года я узнал, что Кэтрин Кульман собирается выступить в Санкт-Петербурге, что в штате Флорида. К этому времени я обладал уже некоторым репортерским опытом и знал, что при описании таких событий необходима определенная отстраненно-светская «объективность». Но я христианин, и поэтому мой взгляд на служения исцеления Кэтрин Кульман несколько отличался от широко распространенного в репортерских кругах. Редактор отнесся к моему предложению с пониманием, и я приступил к реализации своего плана.
В автобусе, направлявшемся к месту богослужения, я познакомился с женщиной по имени Бетти Дэвис. Мне было легко запомнить это имя, потому что женщина оказалась полной тезкой знаменитой кинозвезды. Моя новая знакомая была абсолютно слепой и принадлежала к методистской церкви.
Я договорился с Кэтрин Кульман об интервью по окончании богослужения. Служение, как обычно, началось с хвалы Господу и славословий. Мы пропели несколько гимнов на тему «Он коснулся меня», которые давно уже стали как бы «торговой маркой» Кэтрин Кульман. Наконец на сцену поднялась мисс Кульман в своем развевающемся белом платье и начала говорить о Святом Духе.
По мере того, как служение приближалось к своей кульминации, в речи проповедницы появились слова знания об исцелении. Бетти Дэвис, с которой мы вместе приехали, подбежала к сцене и продемонстрировала всем, что она избавилась от слепоты. Были и другие свидетельства исцелений и чудес. Я торопился все записать, а фотограф из «Сентинель» делал снимок за снимком.
Интервью у Кэтрин Кульман мне пришлось брать стоя, в какой-то полупустой комнатушке за сценой. У меня был с собой диктофон, и я записал это интервью на магнитную пленку. Мне навсегда запомнилось, как отражались ниши с нею голоса от голых стен комнатенки.
Мисс Кульман много жестикулировала, как будто продолжала проповедовать со сцены. А у нее за спиной стоял мускулистый телохранитель, сложив руки на груди и словно недоумевая по поводу того, что может сказать госпоже Кульман репортер из светской газеты.
В какой-то момент я спросил проповедницу, кто сможет продолжить ее дело после того, как она сама покинет этот мир. Помню резкость, с какой мисс Кульман отчеканила, что ее дело продолжить не сможет никто, потому что прежде, чем она умрет, Иисус вернется к людям.
Это произошло весной 1975 года. А тем же летом номер журнала «Флорида мэгэзин» вышел с ее портретом на обложке. Фотограф сделал снимок из-за кулис: руки проповедницы широко раскинуты, а свет юпитеров создает впечатление нимба, окружающего ее фигуру. После того как статья была напечатана, я послал Кэтрин Кульман номер журнала, в ответ она написала мне, что этот портрет — лучший из всего, что у нее когда-либо было, и что статья ей тоже очень понравилась.
Вскоре после опубликования статьи в журнале «Флорида мэгэзин» вышел и первый номер журнала «Харизма». Этот был маленький религиозный журнал с менее чем тысячью подписчиков, хотя мы и выпустили уже десять тысяч экземпляров. Когда подоспело время выпускать второй номер (октябрь-ноябрь), я переписал свою статью из «Флорида мэгэзин», уделив больше внимания христианскому аспекту вопроса, использовал некоторые фотографии Кэтрин Кульман, переданные нам ее Фондом, и небольшую заметку под названием «Вера больше, чем убеждение», написанную самой мисс Кульман (эту заметку вы можете прочесть на первых страницах книги, которую держите в руках). 20 февраля 1976 года в больнице города Талса, штат Оклахома, Кэтрин Кульман ушла к Господу. Спустя несколько месяцев после ее смерти Фонд Кэтрин Кульман обратился с просьбой к молодому канадцу Бенни Хинну прочитать проповедь в память о ней. В свое время проповеди Кэтрин Кульман произвели на Бенни Хинна огромное впечатление и оказали немалое влияние на его жизненный выбор. Он был на нескольких проповедях Кэтрин, с которыми она выступала в Питсбурге, но познакомиться с нею лично Бенни не довелось. Кое-кто говорит, что Бенни Хинн, некоторым образом, «поднял мантию, оставленную Кэтрин», и, возможно, так оно и есть, хотя его ни в коем случае нельзя назвать ее последователем в полном смысле этого слова. У нее нет последователей.
Джемми Бакингем написал вместе с Кэтрин Кульман несколько книг. После ее смерти он создал замечательно честную книгу «Дочь судьбы», посвященную самой Кэтрин и ее жизни. (Я познакомился с Джеми лишь в 1978 году, спустя два года после того, как мисс Кульман умерла. Он стал моим учителем и другом и был им в течение тринадцати лет, до самой своей смерти.) Джемми в своей книге изобразил Кэтрин Кульман как одну из самых необыкновенных и одухотворенных женщин нашего поколения, которую Бог использовал удивительно мощно. Хотя в ней, конечно, была некоторая надломленность. Как и у всех людей, у Кэтрин были недостатки, она была реальным человеческим существом со своими проблемами и трудностями и всегда честно признавала свою нужду в Господе.
Интересно, что одним из широко известных недостатков Кэтрин Кульман была неспособность честно сказать о своем возрасте. В радиопрограммах она всегда говорила о себе, как о «молодой женщине, несущей благую весть Америке». По словам Джеми, эта женщина так долго говорила неправду о своем возрасте, что вряд ли сама уже знала точно, сколько же ей лет. Он рассказал в своей книге «Дочь судьбы» анекдот о том, как Кэтрин, даже когда ее привезли в больницу в Талсе за несколько дней до смерти, назвала регистратору в приемном покое вымышленный, а не настоящий свой возраст.
Менее чем за год до своей смерти мисс Кульман уверяла меня, что Иисус придет на Землю раньше, чем она умрет. Впоследствии Джеми говорил мне, что в это время она уже знала о приближающейся смерти.
Какие же уроки мы можем извлечь из этого для себя? Думаю, жизнь Кэтрин Кульман — яркий пример полного подчинения себя Богу и Его воле. И все-таки она была очень по-человечески понятной, со всеми своими слабостями и недостатками. У каждого из нас есть свои слабости. Но все мы понимаем: Бог может использовать каждого из нас, независимо от того, каким было наше прошлое, что нам в жизни удавалось, а в чем мы были слабоваты.
Нельзя не вспомнить и о том, что никто из нас не собирается жить вечно. Как и Кэтрин, все мы не любим думать о своей смерти. Но мы должны понять: либо мы воссоединимся навечно с Богом, либо навсегда отделимся от Него. Пусть же это послужит поводом к тому, чтобы обратить к Нему наши сердца и навсегда остаться с Ним.
Необходимо осознать: если мы хотим, чтобы дело нашей жизни было продолжено, нужно позаботиться о последователях. Судя по краткому замечанию Кэтрин Кульман, записанному в свое время мною, она не испытывала потребности в последователях. Однако Орал Робертс однажды сказал мне: «Без преемников не бывает успеха».