Первое условие спасения – до веры
Первое условие спасения – до веры
В |
Книге Бытия после рассказа о древнем библейском Вавилоне (Быт. 11:1-9) и родословии (толдот’е) Сима (Быт. 11:10-26) начинается новый раздел Книги. В нем происходит резкая перемена стиля изложения и предмета повествования: от мировых событий – к событиям частной жизни патриарха Авраама. Писание почему-то начнет излагать семейную хронику… Однако пред нами, конечно, не «частная» жизнь и не «хроника», потому что религия не есть «частная жизнь», а Священное Писание не есть «хроника». Мы должны сразу отметить этот резкий переход в стиле богословия Книги – от мироздания к личности. Отчего произошел этот резкий переход?
Проблемы спасения – это проблемы личности в условиях смертельных опасностей для всего человечества.
Таким образом, жизнеописание патриарха Авраама становится Учением о спасении. Именно об Аврааме и о том, кто есть чада Авраама, шел самый непримиримый спор в Евангелиях и апостольской проповеди. И это понятно: спасению каждый верующий уделяет первое место. И в истории Церкви вопросы спасения играли особую роль: когда в Церкви возникали серьезные догматические споры, последние основания для истинного вероучения находили именно в Сотериологии.
Сотериология Книги Бытия построена как последовательное изложение условий спасения души человеческой в рамках одного жития.
Тема спасения звучала в Книге Бытия, когда речь шла о грехопадении, затем о ковчеге Ноя. Спасение – это в Св. Писании нить неисчезающая, но теперь Учение о спасении «выдвигается» как особый раздел в богословской композиции Книги. Как самостоятельная дисциплина Сотериология имеет свои начала: исходные, первые понятия, если мы усвоим эти понятия, то поймем, в чем состоит первое условие спасения человека.
От чего человек спасается, мы видим через Бытие и Апокалипсис [1]: зло вдохновляется «от лукавого» и стремится стать глобальным. Но каково состояние человека, откудавозможно для человека спасение, откуда оно, в этом смысле, начинается?
Патриарх Авраам родился, как бы мы сейчас сказали, в неверующей семье, он родился в обществе, где истинное богопочитание было утрачено.
Первым условием спасения является не вера. Но не от веры начинается Учение о спасении.
Учение о спасении в Книге Бытия начинается – от глубины, ниже которой смерть. Это предшествующее вере состояние можно назвать «человек спасаемый». Его мы и разыскиваем. Кто он «человек спасаемый»? Какова главная особенность его духовного устроения? Что как условие спасения предшествует вере?
В |
родословии (толдот’е) Сима названы 10 потомков Сима. Аврам – десятое поколение от Сима.
Сим – Шем («имя»)
1. Арфаксад – Арпахшад («сопредельный с касдим», халдеями)
2. Каинан [2] – то же, что Каин
3. Сала – Шéлах («поселенец, выселенец»)
4. Евер – «перешедший через», «потусторонний».
5. Фалек – Пéлег («разделение»)
-------------------------------------------- распад Вавилонской цивилизации
6. Рагав – Реу – «друг».
7. Серух – Серуг – «ветвь, сплетенный» (?)
8. Нахор – значение неясно
9. Фарра – Тéрах – значение неясно.
10. Аврам с братьями.
Аврам ~rba – «отец высоты», «отец высокий», «отец возвышения». От Ноя Аврам – 11-ый, вместе с Ноем Аврам – 12-ый.
Через Сима и прочерченную здесь линию его потомков течет и измеряется время мировой истории: это линия преемства церковной жизни. Если посмотреть перечень имен всего толдот’а: Вавилон оказывается посредине.
Аврам – это одиннадцатый век после Потопа [3]. Более тысячи лет... Огромный исторический период, в центре которого «Вавилон».
Даже при различии верований праведный должен иметь мир с породившими его. Это – сыновство.
Авраам родился в «неверующей» (как бы мы сейчас сказали) семье. Первоеусловие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о едином истинном Боге, – это сыновство.
Вера, если она только возникает, должна иметь почву – сохранение сыновства. Аврам перед нами сейчас в чистом виде «человек спасаемый»: его состояние – исходное, предшествующее истинной вере.
Первое условие спасения – до веры
В |
Книге Бытия после рассказа о древнем библейском Вавилоне (Быт. 11:1-9) и родословии (толдот’е) Сима (Быт. 11:10-26) начинается новый раздел Книги. В нем происходит резкая перемена стиля изложения и предмета повествования: от мировых событий – к событиям частной жизни патриарха Авраама. Писание почему-то начнет излагать семейную хронику… Однако пред нами, конечно, не «частная» жизнь и не «хроника», потому что религия не есть «частная жизнь», а Священное Писание не есть «хроника». Мы должны сразу отметить этот резкий переход в стиле богословия Книги – от мироздания к личности. Отчего произошел этот резкий переход?