Первое условие спасения – до веры

Первое условие спасения – до веры

В

Книге Бытия после рассказа о древнем библейском Вавилоне (Быт. 11:1-9) и родословии (толдот’е) Сима (Быт. 11:10-26) начинается новый раздел Книги. В нем происходит резкая перемена стиля изложения и предмета повествования: от мировых событий – к событиям частной жизни патриарха Авраама. Писание почему-то начнет излагать семейную хронику… Однако пред нами, конечно, не «частная» жизнь и не «хроника», потому что религия не есть «частная жизнь», а Священное Писание не есть «хроника». Мы должны сразу отметить этот резкий переход в стиле богословия Книги – от мироздания к личности. Отчего произошел этот резкий переход?

Проблемы спасения – это проблемы личности в условиях смертельных опасностей для всего человечества.

Таким образом, жизнеописание патриарха Авраама становится Учением о спасении. Именно об Аврааме и о том, кто есть чада Авраама, шел самый непримиримый спор в Евангелиях и апостольской проповеди. И это понятно: спасению каждый верующий уделяет первое место. И в истории Церкви вопросы спасения играли особую роль: когда в Церкви возникали серьезные догматические споры, последние основания для истинного вероучения находили именно в Сотериологии.

Сотериология Книги Бытия построена как последовательное изложение условий спасения души человеческой в рамках одного жития.

Тема спасения звучала в Книге Бытия, когда речь шла о грехопадении, затем о ковчеге Ноя. Спасение – это в Св. Писании нить неисчезающая, но теперь Учение о спасении «выдвигается» как особый раздел в богословской композиции Книги. Как самостоятельная дисциплина Сотериология имеет свои начала: исходные, первые понятия, если мы усвоим эти понятия, то поймем, в чем состоит первое условие спасения человека.

От чего человек спасается, мы видим через Бытие и Апокалипсис [1]: зло вдохновляется «от лукавого» и стремится стать глобальным. Но каково состояние человека, откудавозможно для человека спасение, откуда оно, в этом смысле, начинается?

Патриарх Авраам родился, как бы мы сейчас сказали, в неверующей семье, он родился в обществе, где истинное богопочитание было утрачено.

Первым условием спасения является не вера. Но не от веры начинается Учение о спасении.

Учение о спасении в Книге Бытия начинается – от глубины, ниже которой смерть. Это предшествующее вере состояние можно назвать «человек спасаемый». Его мы и разыскиваем. Кто он «человек спасаемый»? Какова главная особенность его духовного устроения? Что как условие спасения предшествует вере?



В

родословии (толдот’е) Сима названы 10 потомков Сима. Аврам – десятое поколение от Сима.

Сим – Шем («имя»)

1. Арфаксад – Арпахшад («сопредельный с касдим», халдеями)

2. Каинан [2] – то же, что Каин

3. Сала – Шéлах («поселенец, выселенец»)

4. Евер – «перешедший через», «потусторонний».

5. Фалек – Пéлег («разделение»)

-------------------------------------------- распад Вавилонской цивилизации

6. Рагав – Реу – «друг».

7. Серух – Серуг – «ветвь, сплетенный» (?)

8. Нахор – значение неясно

9. Фарра – Тéрах – значение неясно.

10. Аврам с братьями.

Аврам ~rba – «отец высоты», «отец высокий», «отец возвышения». От Ноя Аврам – 11-ый, вместе с Ноем Аврам – 12-ый.

Через Сима и прочерченную здесь линию его потомков течет и измеряется время мировой истории: это линия преемства церковной жизни. Если посмотреть перечень имен всего толдот’а: Вавилон оказывается посредине.

Аврам – это одиннадцатый век после Потопа [3]. Более тысячи лет... Огромный исторический период, в центре которого «Вавилон».

Даже при различии верований праведный должен иметь мир с породившими его. Это – сыновство.

Авраам родился в «неверующей» (как бы мы сейчас сказали) семье. Первоеусловие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о едином истинном Боге, – это сыновство.

Вера, если она только возникает, должна иметь почву – сохранение сыновства. Аврам перед нами сейчас в чистом виде «человек спасаемый»: его состояние – исходное, предшествующее истинной вере.

Первое условие спасения – до веры

В

Книге Бытия после рассказа о древнем библейском Вавилоне (Быт. 11:1-9) и родословии (толдот’е) Сима (Быт. 11:10-26) начинается новый раздел Книги. В нем происходит резкая перемена стиля изложения и предмета повествования: от мировых событий – к событиям частной жизни патриарха Авраама. Писание почему-то начнет излагать семейную хронику… Однако пред нами, конечно, не «частная» жизнь и не «хроника», потому что религия не есть «частная жизнь», а Священное Писание не есть «хроника». Мы должны сразу отметить этот резкий переход в стиле богословия Книги – от мироздания к личности. Отчего произошел этот резкий переход?



Наши рекомендации