О том, как Пап, напоив святого Нерсеса смертоносным зельем, лишил его жизни

После завершения войн и успокоения нашей страны Нерсес Великий утвердил между царем Папом и нахарарами уговор следовать во всем по пути справедливости, чтобы дела соответствовали христианской вере; чтобы царь не походил на своего отца, творя неправедные дела и нанося ущерб, а придерживался законности, проявляя отеческую заботу о нахарарах; те же чтобы перестали восставать и пренебрегать им, но служили бы верно. Тогда царь вернул Спандарату Камсаракану все, что было отнято его отцом Аршаком, области Ширак и Аршаруник, принадлежавшие роду Камсараканов,— не как незаконно захваченные его отцом Аршаком, а в качестве вознаграждения за услуги Спандарата, убившего царя леков. Другим нахарарам он также вернул отнятое, всячески выказывая чуждый алчности нрав и проявляя щедрость.

Но так как он погряз в постыдном пороке и был сильно порицаем Нерсесом Великим, то смотрел на него косо и задумал погубить его. Однако опасаясь самодержца Феодосия, он не решился на явное злодеяние; тайно напоив святого Нерсеса смертоносным зельем, он лишил его жизни. Последний занимал епископский престол тридцать четыре года. Он ушел из этого мира в области Екелеац, в деревне по названию Хах; царь Пап перенес его тело и похоронил в аване Тил, окружив случившееся тайной.

О вступлении на (патриарший) престол Сахака и убиении Папа Феодосием

Затем царь Пап, видя, что вся Армения скорбит по поводу блаженного Нерсеса, был вынужден искать (ему замену) и нашел некоего Сахака 70, из рода и наследников Албианоса, человека не без достоинств, которого и назначил на место Нерсеса, без (участия) великого архиепископа Кесарийского. Сахак занимал престол пять лет.

Однако Пап проведал, что Феодосии Великий, направляясь из Византия в Рим, заходил с войском в Фессалоники 71 и что из-за постоев между ним и горожанами были большие раздоры и побоище, и самодержец, одержав верх, перебил пятнадцать тысяч горожан. Узнав обо всем этом, Пап решил, что такого рода смуты протянутся еще долго, с презрением отвернулся от императора и рассердил его себе на погибель; прогнав Теренция вместе с войском, Пап начал готовиться к войне. Однако храбрый Теренций, получив приказ Феодосия Великого, круто повернул назад. Ему повезло неожиданно наткнуться на лагерь (Папа), и одних он перебил мечом, других же обратил в бегство. Здесь, доблестно сражаясь, оказал ему упорное сопротивление Гнел, родовладыка рода Андзеваци и военачальник восточной рати Папа. Но победитель Теренций самолично разрубил ему голову пополам и захватил Папа. Пап же стал умолять не лишать его жизни, а разрешить ему предстать перед царем, и храбрый Теренций сжалился и выполнил его просьбу. И Пап, представ перед Феодосием Великим в железных оковах, из-за своей бесчестности окончил жизнь под топором; он царствовал семь лет.

(пер. Г. Саркисяна)
Текст воспроизведен по изданию: Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990

© текст - Саркисян Г. 1990
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© OCR - Атабекян. В.
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Айастан. 1990

Текст взят из библиотеки "Вехи"

Комментарии

1 В рукописях Третьей книги «Истории Армении» между названиями глав в оглавлении и в тексте книги имеются следующие расхождения.

  Оглавление Текст
гл. 50 ... передача трона ...передача венца
гл. 52 О Даниеловых письменах О Даниеловой письменности
гл. 65 ... Шмуелом ... Шамуелом
гл. 66 ... Шмуела ... Шамуела

2 Диодор Сицилийский (80—29 гг. до и. э.) автор 40-томной «Исторической библиотеки», охватывавшей всемирную историю, из которой до нас дошли книги 1—5 и 11—20. Труд содержит ценные сведения по истории древней Армении.

3 Трдат III Великий (286—330 гг.).

4 Очередное обращение автора к Сахаку Багратуни.

5 Елисей — один из библейских пророков; две медведицы поразили насмехавшихся над ним израильских детей.

6 Пайтакаран — область и город древней Армении в районе слияния Аракса и Куры.

7 Соломон — царь Израильско-Иудейского царства (965—928 гг. до н. э.) в период его наивысшего могущества. Провел административную, финансовую, военную реформы, укрепил международное положение царства. Соломону приписывается авторство библейских книг Песни Песней, Экклесиаста и Притчей.

8 Поле Ватнеан (Ватнеан дашт) — находилось в долине низовьев Аракса и Куры.

9 Аван Амарас — находился в южном районе армянской провинции Арцах (ныне Нагорный Карабах).

10 Первопрестольный город — имеется в виду Константинополь (Византий).

11 Свою страну, т. е. своего союзника — Армению.

12 Здесь в качестве бдеашха Гугаркского выступает грузинский царь Михран (Мириан III); в других случаях бдеашх Гугаркский и грузинский царь — разные лица.

13 Атрпатакан — см. прим. 67 Книги первой.

14 Шапух — царь Ирана Шапур II (309—379 гг.).

15 Яков Мцбинский (Нисибинский) — см. прим. 391 Книги второй.

16 Ормизд — царь Ирана (302—309 гг.).

17 Имеется в виду случай, описанный в гл. 6, кн. III.

18 Река Азат — один из левых притоков Аракса в его среднем течении. Лес, сохранивший имя Хосрова, в наши дни является заповедником.

19 Двин — новая резиденция армянских царей, выросшая затем в крупнейший город Армении и важный торговый узел на международных транзитных путях. Административный центр Армении в периоды персидского и арабского владычества. Расположен к северу от Арташата.

20 Арес — бог войны в древнегреческой мифологии и планета Марс.

21 Ошакан — см. прим. 755.

22 Имеется в виду соборная церковь Эчмиадзин в городе Валаршапате (ныне город Эчмиадзин).

23 Давид и Голиаф. Согласно библейскому преданию, великан Голиаф был побежден в единоборстве юным пастухом Давидом (будущим царем Иудеи), поразившим его камнем из своей пращи.

24 Мрул — область в юго-восточном Причерноморье. Вероятно, Мовсес Хоренаци имеет здесь в виду какую-то другую местность с тем же названием.

25 Юлиан — римский император Юлиан Отступник (361—363 гг.).

26 Хацеац-драхт — «Ясеневый сад (парк)».

27 Инак — древнегреческое божество Инах — сын Океана и Фетиды; выступает как предок царей Аргоса (область в Пелопоннесе).

28 Арамазд — здесь означает Зевс.

29 Рас — возможно, искаженная форма имени древнегреческого бога войны Ареса.

30 Афина — древнегреческая богиня мудрости, покровительница города Афины.

31 Алтамар — остров в южной части оз. Ван.

32 Иовиан — римский император (363—364 гг.).

33 Маздеизм — маздезновская религия, или зороастризм, официальная религия Сасанидского Иран. Ее священной книгой является Авеста (сборник легенд и поучений, часть которых имеет древнее происхождение), записанная при Сасанидах. Характерной чертой этой религии является дуализм — представление о бытии как о постоянной борьбе между добрым началом, олицетворяемым богом Ахурамаздой (Ормуздом), и злым — воплощенным в Ахримане. Борьба в конце концов должна завершиться победой доброго начала. Первые Сасаниды были веротерпимы. Гонения против представителей других религий, в частности — христианства, начались в основном в середине долголетнего правления Шапура II — с 339 г.

34 Салар (перс.) — «начальник». Напоить бычьей кровью — способ казни.

35 Седекия — царь Иудеи, ослепленный после взятия Иерусалима Навуходоносором II в 597 г. до н. э.

36 Валентиниан — римский император в западной части империи (364— 375 гг.).

37 Валент — будущий римский император, см. прим. 633.

38 Терсит — персонаж «Илиады» Гомера, противопоставленный действующим там героям — Ахиллу, Одиссею и др., как злопыхатель и трус с уродливой внешностью.

39 Аштишатский собор — первый собор армянского духовенства, состоявшийся в 356 г. в городе Аштишате области Тарон, важнейшем религиозном центре южной Армении. На соборе был утвержден ряд канонов духовного и светского содержания.

40 Город Карин (и одноименная область) в дальнейшем — Феодосиополь (см. кн. III, гл. 59), ныне — Эрзерум.

41 Феодосии — римский полководец, будущий император Феодосии I Великий (378—395 гг.).

42 Консульский сан — выборная должность в Римской республике; на каждый год выбиралось по два консула, осуществлявших высшую власть в стране. В эпоху Империи должность консулов сохранялась, однако потеряла свое былое значение.

43 Шахапиван — поселение в области Цалкотн, расположенной к юго-востоку от горы Арарат (Масис). С юга область ограничивалась горами Цалкац.

44 Царский город Заришат находился близ северного побережья оз. Ван.

45 Этот лжесвященник в «Истории Армении» Фавстоса Бузанда (V в.) носит имя Мрджюник (Муравейчик).

46 Тигранакерт — одна из столиц древней Армении и столица Армянской державы Тиграна II Великого, построенная им в 80-х гг. I в. до н. э. на берегу одного из левых притоков Тигра в области Алдзник в южной части исторической Армении. Как сообщает ряд античных авторов, город был заселен, помимо армян, также большим количеством чужестранцев, в основном — жителей малоазийских эллинистических городов, и быстро приобрел огромные размеры. Был хорошо укреплен и обстроен роскошными сооружениями, в числе которых был и театр. В 69 г. до н. э. город был разрушен римским полководцем Лукуллом, но в дальнейшем возродился и играл значительную роль в политической и экономической жизни Армении. См. также прим. 164 Первой книги.

47 «Среди арийцев и неарийцев» — обыгрывание элемента титулатуры царя царей Ирана, звучавшего как «царь арийцев и неарийцев». Арийцы — иранцы, персы.

48 Греция — Восточно-римская империя, в дальнейшем — Византия.

49 Алцк — ныне село Дзорап, поселение в южной части подножия горы Арагац. Упоминаемая Мовсесом Хоренаци царская усыпальница сохранилась до наших дней.

50 У историков V в. Фавстоса Бузанда гибель Аршакавана описана иначе — город погиб от гнева Божьего, без участия людей.

51 Ортк — букв, «корзины».

52 См. прим. 164 Первой книги.

53 Валент — римский император восточной части империи (364—378 гг.). Погиб в войне с вестготами, в битве при Адрианополе.

54 Об Арии и арианстве см. кн. II, гл. 89 и прим. 382 и 384 Второй книги.

55 Илия, Елисей — библейские пророки, чудом кормившие толпы людей ограниченным количеством продуктов.

56 Гелиоград (Гелиополь — Город Солнца) — ныне Баалбек в Ливане.

57 С Богом-отцом и Богом-сыном (Иисусом Христом).

58 Григорий Нисский (ок. 335—394 гг.), Григорий Назианзский (ок. 330—390 гг.) — двое из трех «великих каппадокийцев», крупных богословов IV в. Третий — Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.). Труды этих авторов в раннем средневековье были переведены на армянский язык.

59 Пахлавик — представитель рода Пахлавов. См. кн. II, гл. 28.

60 Артагерс — крепость на реке Ахурян. Упоминается еще в I в. н. э.

61 Анйуш, букв. «Беспамятная» — крепость в одной из отдаленных провинций Ирана — Хузистане. Далее в «Истории» Мовсеса Хоренаци (кн. III, гл. 35) эта же, возможно, крепость названа «Анйишели» (с тем же значением).

62 При Тигране Среднем (Тигран II Великий) Мовсес Хоренаци упоминает два пленения евреев (см. прим. 466). Здесь добавляется, чта евреи первого пленения в Армении приняли христианство, второго, же — нет.

63 Саул — царь Иудеи (1020—965 гг. до н. э.), покончил жизнь самоубийством.

64 Соответствующее слово оригинала можно перевести также как «возвращение».

65 Стрателат (греч.) —«полководец».

66 Поле Дзирав. Фавстос Бузанд, историк V в., в качестве места сражения указывает Багаван в восточной части области Багреванд. Однако оба автора единодушны в том, что поле сражения находилось близ горы Нпат.

67 Второй Амалик. Согласно Библии, на евреев, направлявшихся по пути из Египта в землю обетованную, напали племена амалкитян. Произошла битва, во время которой Моисей, предводитель евреев, стоял на близрасположенном холме с возведенными к богу руками. Пока он держал руки высоко — евреи побеждали, но стоило ему опустить руки — брали верх амалкитяне; битва окончилась их поражением.

68 Леки — дагестанское племя лакцев.

69 Смбат напоминает прерогативу своего рода — рода Багратуни — налагать венец на голову царя при возведении его на престол.

70 Сахак (или Шахак) был первым из армянских патриархов-католикосов, который был рукоположен в Армении, а не в Кесарии Каппадокийской, как это было принято со времен Григора Просветителя. О некоторых последствиях такого изменения Мовсес Хоренаци сообщает в дальнейшем в своем повествовании. См. кн. III, гл. 54 и прим. 115.

71 Фессалоники — город в Македонии, на северном побережье Эгейского моря.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

В ТРЕХ ЧАСТЯХ

РАССКАЗАННАЯ МОВСЕСОМ ХОРЕНАЦИ ПО ПРОСЬБЕ САХАКА БАГРАТУНИ

КНИГА ТРЕТЬЯ

Наши рекомендации