Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия.

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него – рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

Прп. Паисий Святогорец. Икона

Почитание

Задолго до его прославления, почитание старца Паисия распространилось далеко за пределы родной Греции и греческого народа. Сочинения святого были переведены на много языков.

13 января 2015 года Священный Синод Константинопольского Патриархата после подробного изучения представленных фактов единогласно постановил причислить схимонаха Паисия Святогорца к лику святых с установлением памяти в день его преставления - 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.). 5 мая того же года Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя преподобного и в месяцеслов Русской Церкви с определением празднования его памяти 29 июня (12 июля н. с.). На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 3-4 июня того же года его имя было внесено в месяцеслов Румынской Церкви для ежегодного почитания начиная с 2016 года, с установлением памяти 12 июля н. ст.

Сочинения

Написал книги "Афонский старец Хаджи-Георгий", "Отцы святогорцы и святогорские истории" и "Арсений Каппадокийский". Однако наибольшую известность он получил как духовный советник и пастырь. Его наставления, собранные сподвижниками и учениками, составили обильное собрание писаний. По благословению ближайших сподвижников старца Паисия издательский дом "Святая Гора" начал публиковать его творческое наследие в 2001 году.

Особенно известна пятитомная серия книг "Слов" святого Паисия - "С болью и любовью о современном человеке", "Духовное пробуждение", "Семейная жизнь", "Страсти и добродетели", "Духовная борьба". Также примечательны книги "Отец Паисий мне сказал" Афанасия Раковалиса, "Письма" старца Паисия и "Житие Паисия Святогорца" иеромонаха Исаака Афонского.

Обширное собрание писаний святого Паисия и рассказов о нём на русском языке можно найти на сайте издательского дома "Святая Гора": http://agionoros.ru/docs/page6310.html

Тропарь, глас 3

Подо́бен: Божественныя веры:[281]

Якоже Ангел яви́ся ми́рови/ во времена после́дняя,/ христоподражательне Паи́сие преподо́бне,/ подви́жнически бо во Афо́не пожи́в,/ яко пресве́тлое со́лнце возсиял еси́/ и озари́л еси́/ ве́рных полноту благодатию,// глаго́лы преди́вными и чудесы.

Ин тропарь, глас 5

Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где было совершено всенощное бдение в честь апостолов Петра и Павла. Службу совершал о.Николай Ларионов, также он совершал литию и благословение хлебов. Чин полиелея возглавил о.Евгений Кузнецов. Пел один верхний хор.

На службе читались паремии праздника. Паремия 1.Соборное послание первоверховного апостола Петра (Глава 1): Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам.

Русский текст: 1Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, 2по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

6О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, 7дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, 8Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 9достигая наконец верою вашею спасения душ.

10К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

Паремия 2. Соборное послание первоверховного апостола Петра (оттуда же): Возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят есмь. И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа.

Русский текст: 10К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

12Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом

Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

13Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

14Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

16Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

17И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи'те время странствования вашего, 18зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

22Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби'те друг друга от чистого сердца, 23как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.

24Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; 25но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

Паремия 3. Возлюбленнии, молю яко пришельцы и странники, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу, житие ваше имуще добро во языцех, да о немже клевещут вас аки злодеев, от добрых дел видевше, прославят Бога в день посещения. Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от Него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем. Яко тако есть воля Божия, благотворящим обуздовати безумных человек невежество: яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии. Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяцем страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно: Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем.

Русский текст: 1Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2как новорожденные младенцы, возлюби'те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3ибо вы вкусили, что благ Господь.

4Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

6Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

7Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

9Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

11Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

13Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,- 15ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- 16как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

17Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

18Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

19Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

20Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

21Ибо вы к тому призваны, || потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

23Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

24Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

25Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ

ваших.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[282] пел хор…

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот[283],- таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Господь заставляет Петра троекратно признаться Ему в любви. дабы как он троекратно отрекся от Христа, так теперь точно так же и признался Ему в любви и…. восстановлен в апостольском звании через повеление «паси овец Моих»….

По окончании службы о.Николай сообщил, что в сам день будут две литургии. Позднюю будет совершать Владыка Феогност.

Наши рекомендации