Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
День памяти: 10 / 23 Июля
Положение ризы Господней в Москве, в Успенском соборе |
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).
Фотография кафедрального собора Светицховели |
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 / 14 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца[147] (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В 1650 году частица Ризы была преподнесена в дар купцам Скрипиным, строителем местного храма Пророка Божия Илии, ради этой частицы в храме был сооружен придел (ныне она хранится в Толгском монастыре). В Москве ежегодно 10 / 23 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место. . В советское время эти части были утрачены, но с концом советского режима эти части стали обретаться. Одна из них с 2002 года находится в Свято-Введенском Толгском монастыре. Другая частица передана Церкви в 2008 году и находится в Храме Христа Спасителя….
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта / 9 апреля, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.
Тропарь Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве, глас 4:
Днесь притецем, вернии, /к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, /
благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, /
еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему : /
спаси отечество наше, /и архиереев, и град, и вся люди, /честною Твоею ризою защити /
и спаси души наша, /яко Человеколюбец.