Влахернская икона Божией Матери
Дни памяти: 11 / 24 Марта, 7 / 20 Июля
Икона Божией Матери Влахернская |
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4178.htm |
https://drevo-info.ru/articles/10571.html |
Влахернская икона Божией Матери обретена в Антиохии[96]. В 437 году она была перенесена в Иерусалим императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 / 15 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января / 2 февраля). Святая икона позднее была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 / 15 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами[97]. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице ("Суббота Акафиста"). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову[98]. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в Византийской империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.
После падения Константинополя в 145З году, Влахернская икона сначала была скрываема в патриархии, а затем была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. 17 / 30 октября 1654 икона была перенесена Москву. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте. Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то 10 / 23 декабря того же 1654 правитель иерусалимского престола (?) Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и Византийских императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее “чудесах обстоятельно повествуется в истории”. С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве. В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.
Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.
Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 / 15 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста - на пятой седмице Великого поста.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВАНГЕЛ[99] ТОМИЙСКИЙ
Память 7/ 20 июля
Епископ «в скифской стране» - вероятно Томийский (ныне – Румыния), - крестивший обращенных священником Воносом родителей мученика Астиона после смерти последнего[100]. Евангел успешно обращал в Христианство язычников в устье Дуная. Подвизался в III, начале IV веков.
В греческих синаксарях под 7 / 20 июля есть память мученика Евангела. По сведениям стишных синаксарей он был усечен мечом[101]. Синаксари не содержат сведений о времени и месте кончины - однако, предположительно память относится к епископу Евангелу и датируется Диоклетиановыми гонениями.
Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (кон. X в.), память мучеников Евстафия, Поликарпа и Евангела праздновалась в Константинополе в квартале Сива или Сивония. Кроме синаксарей память Евангела, вместе с памятью мучеников Евстафия и Поликарпа, указана в Типиконе Великой церкви[102].