Новоникитская икона Божией Матери

День памяти: 15 / 28 Сентября

Новоникитская икона - одна из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите (+ 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. "Это же самое изображение я видел во сне!" - воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.

СВЯТИТЕЛЬ АКАКИЙ ИСПОВЕДНИК АНТИОХИЙСКИЙ

Память 31 марта / 12 апреля (Греч. [125]) и 15 / 28 сентября[126].

Согласно древним "Актам" его мученичества, легшим в основу латинских мартирологов (в частности, Адона Вьеннского), он был епископом Антиохии Писидийской. Такого мнения придерживались исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак. По другим источникам, он был епископом Траянополя[127]. Греческие синаксари называют его епископом г. Мелитины в Малой Армении, иногда смешивая его с прп. Акакием Мелитинским (V век, память 17 / 30 апреля).

В 251 году, во время Декиева гонения проконсул Маркиан был послан в город, где святой Акакий ревностно и успешно проповедовал христианство среди язычников. Консул приказал привести его к себе на суд. Представ в оковах перед проконсулом, Акакий заверил его, что изо всех подданных империи нет никого, кто бы так уважал императора, как христиане, но что император не имеет права требовать от них, чтобы они приносили ему жертвы как богу. Затем он объяснил Маркиану, что Бог христиан есть Всевышний, Сидящий на Херувимах и Серафимах, и что обязанность христиан - поклоняться Ему и возносить Ему славу, даже если это и опасно для их жизни. Преподобный подробно рассказал проконсулу всё о таинстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.

Однако бесчувственный чиновник назвал Акакия болтуном и потребовал назвать имена христиан этого города, если он хочет избежать мучений. "Их имена написаны на Небесах, в Книге Жизни, - ответил Акакий. - Но если ты хочешь знать мое, то я - Акакий, и меня также называют Агафангелом, а мои два товарища - Пизон, епископ Троянский, и пресвитер Менандр. А теперь делай что хочешь".

Святого Акакия заключили в темницу в ожидании решения императора, которому было послано донесение о судебном деле. Неожиданно тиран Деций повелел отпустить Акакия, разрешив ему свободно исповедовать христианскую веру, а Маркиана назначил правителем Памфилии.

После освобождения святитель прожил ещё некоторое время и мирно почил в 251 году.

Его мощи были обретены в 257 году[128].

Гимнография, иконография

Память Акакия и обретения его мощей зафиксирована в византийских агиографических и литургических памятниках VIII-XIII веков под 15 / 28 сентября и в последние дни марта. На славянский язык память обретения его мощей была переведена в составе Стишного Пролога в 1-й половины XIV века; в XVI веке она была внесена под 15 / 28 сентября в Великие Минеи Четьи[129]. В Типиконе Великой церкви IX–X века также указаны эти памяти - 30 марта / 12 апреля и 15 / 28 сентября[130]. Студийский устав имеет одну память - 29 марта / 10 апреля. В греческой печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической[131] кончины святого (31 марта / 13 апреля) и обретения его мощей (15 / 28 сентября). В славянской печатной служебной Минее издания Московской Патриархии указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греческой Минее. Служба ему неизвестна.

Изображение Акакия под 15 / 28 сентября имеется в минологии Служебного Евангелия[132].

Литература

  • BHG, N 2005-2006.
  • Ruinart, Acta, 199-202.
  • ActaSS, Mart., 1736, T. 3, Col. 903 sq.
  • Latyšev, Menol., 298-300.
  • SynCP, 564-566.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 1, 409, 429, 433, 452; т. 2, 92, 93, 283; т. 3, 144-145.
  • Weber, J., De actis S. Acacii, Lipsiae, 1913, 52-54.
  • AnBoll., 1914, t. 33, 346 sq.
  • EC, t. 1, 157.
  • Halkin, F., "Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites", AnBoll., 1954, t. 72, 27.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), ῾Αϒιολόϒιον, 19.
  • DHGE, t. 1, col. 236-237.
  • Миjовић, Менолог, 194.

Использованные материалы

Наши рекомендации