Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием
7.1. Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных.
7.2. Необходимо достоверное и квалифицированное информирование церковной общественности о ходе, задачах и перспективах контактов и диалога Русской Православной Церкви с инославием.
7.3. Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в «измене Православию». К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения. В этом отношении следует руководствоваться решениями Всеправославной встречи в Салониках (1998): «Делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви. В поддержку своей несправедливой критики они используют ложные материалы и дезинформацию. Делегаты также подчеркнули, что православное участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на Православном Предании, на решениях Священных Синодов Поместных Православных Церквей и всеправославных встреч... Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности. Мы не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом нашим Иисусом Христом, ― миссии свидетельства Истины перед неправославным миром. Мы не должны прерывать отношений с христианами других конфессий, готовыми сотрудничать с нами... За многие десятилетия православного участия в экуменическом движении ни один из (официальных) представителей той или иной Поместной Православной Церкви никогда не предавал Православие. Напротив, эти представители всегда хранили полную верность и послушание своим церковным властям, действовали в полном согласии с каноническими правилами, учением Вселенских Соборов и отцов Церкви и со Святым Преданием Православной Церкви». Опасность для Церкви представляют и те, кто участвует в межхристианских контактах, выступая от лица Русской Православной Церкви без благословения церковной власти, а также и те, кто вносит соблазн в православную среду, вступая в канонически недопустимое сакраментальное общение с инославием.
Заключение
Ушедшее тысячелетие было отмечено трагедией разделения, вражды и отчуждения.
В XX веке разделенные христиане проявили стремление к обретению единства в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь ответила готовностью вести диалог истины и любви с инославными христианами, диалог, вдохновленный призывом Христа и богозаповеданной целью христианского единства. И сегодня, на пороге третьего тысячелетия со дня Рождества по плоти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Православная Церковь вновь с любовью и настойчивостью призывает всех тех, для кого благословенное имя Иисуса Христа выше всякого другого имени под небом (Деян. 4.12), к блаженному единству в Церкви: «Уста наши отверсты к вам … сердце наше расширено»
(2 Кор. 6.11).
[1] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 21. 2.
[2] Филарет Московский, свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 6.
[3] Об образе Божием см.: Часть I. Глава 5. § 2.
[4] Ср.: Исх 3: 13,15,16; 4:5; Втор 1:11,21; 4:1; 6:3; 12:1; 27:3; Нав. 18:3; 1Пар 12:17; 2Пар 28:9; 36:15; Ездр 7:27; Деян 3:13; 5:30; 7:32; 22:14.
[5] См.: Часть I. Глава 6. § 4–5.
[6] Филарет Московский, свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 11.
[7] Cлово «предание» (греч. paradosis, лат. traditio) означает передачу, оставление в наследство.
[8] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I. 10. 2. 9 Василий Великий, свт. О Святом Духе. 27.
[9] Филарет Московский, свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 21.
[10] Завет (евр. berith) — договор между Богом и человеком. Со временем это слово стало использоваться для обозначения частей Священного Писания. Ветхий Завет — принятое в христианской традиции наименование собрания священных книг древних евреев. Новый Завет — собрание священных книг, написанных апостолами, повествующих о жизни Иисуса Христа и излагающих Его учение. 12 Множественное число от греч. biblion— книга.
[11] В произведениях некоторых святых отцов и учителей Церкви приводятся примеры разрешения этих противоречий. См. например: Августин Иппонский, блж. О согласии Евангелистов; Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки.
[12] Библейским каноном называется корпус книг Священного Писания, которые Церковь признает богодухновенными и обладающими высшим вероучительным авторитетом.
[13] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Филадельфийцам. 5.
[14] О ересях см. ниже: § 5.
[15] В русских изданиях Библии, которые не включают неканонические книги, она называется «книга Ездры». 18 Это наименование в отношении ветхозаветных книг не использовалось в греко-византийской и славянорусской православной традиции. Впервые термин «неканонические книги» был введен в русское академическое богословие в середине XIX века митр. Макарием (Булгаковым).
[16] В традиции греческой Церкви в канон не входит, но печатается в приложении.
[17] Перевод Священного Писания на латынь, основная часть которого сделана блаженным Иеронимом Стридонским; впоследствии этот перевод стал основным текстом Библии в Римско-Католической Церкви. Термин Вульгата — от versio vulgata — общепринятый перевод.
[18] Этот перевод был издан в царствование императрицы Елизаветы Петровны и подготавливался по ее повелению; начат он был, однако, значительно ранее — в 1712 году по указу императора Петра I.
[19] Игнатий Богоносец, сщмч. Послания к Магнезийцам. 13.
[20] Афанасий Великий, свт. Из бесед на Евангелие от Матфея. 6. 24 Василий Великий, свт. Беседа на псалом 44. 3.
[21] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 5. 12.
[22] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 6. 2. Учение о Лице Иисуса Христа см.: Часть I. Глава 6. § 2.
[23] Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков. 12–14. 28 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I. 9. 4; 22. 1.
[24] Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», «одно Крещение»).
[25] О Filioque см.: Часть I. Глава 3. § 6.
[26] Подробнее см.: Часть II. Глава 2. § 1.
[27] Двукратным он называется потому, что собирался дважды.
[28] Пидалион. Афины, 1886. С. 280–294 [на греческом языке]. Греческий церковно-правовой сборник, составленный в конце XVIII века.
[29] «Книга Правил» — канонический сборник Русской Православной Церкви, изданный в 1839 году.
Изначально в «Книгу Правил» параллельно с греческим текстом был помещен славянский перевод Символа Веры, правил святых апостолов, правил семи Вселенских Соборов, а также правил некоторых Поместных Соборов и святых отцов. Об источниках канонического права см. Часть II. Глава 2. § 1.
[30] -е правило Трулльского Собора.
[31] О богослужении и таинствах см.: Часть II. Глава 5–6.
[32] См.: Часть II. Глава 5. § 1.
[33] Василий Великий, свт. Письма. 251.
[34] Афанасий Великий, свт. О Святом Духе. 1. 28. 40 Последование в Неделю Православия.
[35] Например, многие естественнонаучные взгляды, содержащиеся в «Беседах на Шестоднев» святителя Василия Великого и в «Точном изложении православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, устарели, но богословское осмысление мира этими авторами значимо и в наше время.
[36] Наименование «символические книги» заимствовано из протестантизма, где им обозначают нормативные вероучительные документы.
[37] Используется в редакции святителя Филарета (Дроздова).
[38] В синодальном переводе Библии слово «единый» в применении к Богу является аналогом слова «один» (например, Втор 6:4: буквально «Господь один»; Иак 2:19: буквально «Бог один»).
[39] См. также: Часть III. Глава 1. § 3.
[40] Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 4.
[41] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 1.
[42] Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница. 6.
[43] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 5.
[44] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 1.
[45] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры. 3. 2.
[46] Афанасий Великий, свт. Слово на язычников. 34. 53 Василий Великий, свт. Беседа 3.
[47] Василий Великий, свт. Письмо 226 (234).
[48] Томос собора 1351 года. См. также: Филофей Коккин, свт. Против Григоры. VI. 551–553. 56 Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. X. 1.
[49] Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. XII. 2.
[50] Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. I. 42.
[51] В еврейском языке записывались только согласные: их огласовка, как правило, была частью устного предания. Огласовка «Иегова» основана на недоразумении: она образована в результате добавления к согласным имени YHWH гласных из имени Адонай (Господь).
[52] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 14.
[53] Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. II. 86.
[54] См.: Сократ Схоластик. Церковная история. IV. 7. 63 Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев. Слово 2. 3.
[55] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 4. 5.
[56] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 4. 5.
[57] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16.
[58] Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. 7.
[59] Василий Великий, свт. Беседа 9. 2. О христианском понимании зла, его происхождении см.: Часть I. Глава
[60] . § 4.
[61] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников. XI. 6.
[62] Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 26.
[63] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I. 27. 1.
[64] Подробнее о творении мира см.: Часть I. Глава 2; учение Церкви о диаволе см.: Часть I. Глава 4. § 3.
[65] Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственные поучения. 5. 19.
[66] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 9. 6; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. 8. 3; Амвросий Медиоланский, свт. Шестоднев. VI. 7.
[67] Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть 1. Ответ 10; Киприан Карфагенский, свт. Три книги свидетельств против иудеев. II. 3; Василий Великий, свт.
Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. V; Григорий Богослов, свт. Слово 41. 14.
[68] О празднике Богоявления см.: Часть II. Глава 5. § 4.
[69] Тропарь – небольшое песнопение, вкратце объясняющее содержание праздника. См. подробнее: Часть II.
Глава 5. § 2.
[70] «Когда Ты, Господи, был крещен во Иордане, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова» — Минея праздничная. Богоявление. Великая вечерня. Тропарь. 79 Иустин Философ, мч. Первая апология. 67.
[71] Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 10.
[72] Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. II. 15.
[73] По имени константинопольского пресвитера Ария.
[74] Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 73. 16; Григорий Богослов, свт. Слово 21. 35; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 2. 1; Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. I. 14. 84 Василий Великий, свт. Послание к брату Григорию о различии сущности от ипостаси в таинстве Пресвятой Троицы. 38. 5.
[75] Василий Великий, свт. Письма. 228 (236).
[76] Григорий Богослов, свт. Слово 30. 6.
[77] Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 2. 95
[78] Василий Великий, свт. О Святом Духе. 8; Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. 2.
[79] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 11. 5.
[80] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 8.
[81] Григорий Богослов, свт. Слово 25. 18.92 Григорий Богослов, свт. Слово 29. 16.
[82] Василий Великий, свт. Беседа 24.
[83] Василий Великий, свт. Письмо 38.
[84] Максим Исповедник, прп. Письмо к Марину, пресвитеру Кипрскому.
[85] Фотий Константинопольский, свт. Мистагогия. 30.
[86] Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам. 5.
[87] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, XIV
[88] См. также: Исх 20:11; Пс 99:3; 148:5; Ис 37:16; 45:18; 4Цар 19:15; Деян 14:15; 17:24; Откр 10:5–6.
[89] О Символе веры см.: Часть I. Глава 2. § 5.
[90] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 20. 1.
[91] Василий Великий, свт. О Святом Духе. 16. 38.
[92] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 2 (16).
[93] См. также: Часть I. Глава 4. § 1.
[94] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 1. 1.
[95] Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. 38. 1–2.
[96] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 5.
[97] Григорий Богослов, свт. Слово 38. 9; Слово 45. 5; см. также: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 2 (16).
[98] Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 3.
[99] Августин Иппонский, блж. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная. 1.
[100] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 10.
[101] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 8.
[102] Августин Иппонский, блж. О Граде Божием. XI. 6, 7.
[103] Ефрем Сирин, прп. Толкование на первую книгу Моисея Бытие 1. 8, 9.
[104] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 8. 116 О человеке см. подробнее в Главе 3.
[105] Афинагор Афинский. О воскресении мертвых. 18.
[106] Филарет Московский, свт. Слово в день обретения мощей свт. Алексия // Слова и речи. М.: 1877. Т. 2. С.
[107] .
[108] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. 1. 9.
[109] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 2. 8. 121 Феофил Антиохийский, сщмч. К Автолику. II. 12.
[110] Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. 5. 10. 51.
[111] Августин Иппонский, блж. О Граде Божием. XI. 6.
[112] Про конец времени см. подробнее в Главе 5.
[113] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 3 (17).
[114] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 26. 152.
[115] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 3 (17). См. также: Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию. 1. 1.
[116] Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24.
[117] Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24.
[118] Ангела-хранителя не следует путать с молитвенным заступником человека — святым, имя которого он получил при крещении. День памяти этого святого в просторечии называется «днем ангела», тогда как правильное название: день тезоименитства (именины).
[119] Феодор Студит, прп. Послания. 3. 5 (193).
[120] Кирилл Александрийский, свт. Слово о исходе души и Страшном Суде.
[121] Григорий Богослов, свт. Стихотворения богословские. 7. 50.
[122] Афанасий Великий, свт. К Серапиону, епископу Тмуисскому. 1. 26.
[123] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 2. 4.
[124] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 4 (18).
[125] Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. 4. 23–24; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 4 (18).
[126] Августин Иппонский, блж. Об упреке и благодати. 10. 27.
[127] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 27 (41).
[128] Василий Великий, свт. Беседа 9. 8.
[129] Добротолюбие. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем. 25.
[130] Августин Иппонский, блж. О книге Бытия буквально. IX. 1. 21. 143 Иоанн Дамаскин, прп. Против манихеев. 15.
[131] Василий Великий, свт. Беседы. 9.
[132] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 2.
[133] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 7.
[134] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры IV, 20.
[135] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 1. 11.
[136] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12 (56); Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11.
[137] Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть I. Ответ 18.
[138] Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении.
[139] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 20. 7.
[140] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 2. 154 Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11.
[141] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16.
[142] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 6. 1; Климент Александрийский. Строматы. II. 22; Ориген. О началах. III. 6. 1; Диадох Фотикийский, блж. Слово подвижническое. 89; Максим Исповедник, прп. Главы о любви. 3. 25; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.
[143] Эти слова святителя Василия приводит святитель Григорий Богослов: Григорий Богослов, свт. Слово 43.
[144] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16.
[145] Григорий Богослов, свт. Слово 8; Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 1. 11; Максим Исповедник, прп. Мистагогии. 6.
[146] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 18.
[147] По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский. Слово об Адаме).
[148] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 11. 163 Григорий Богослов, свт. Слово 14.
[149] См. подробнее: Часть III. Глава 1. § 3–4.
[150] Иоанн Кронштадтский, св.прав. Моя жизнь во Христе. 267.
[151] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. I. 2.
[152] Иустин Философ, мч. О воскресении. 8.
[153] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V 6. 1.
[154] Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. 2. 23.
[155] Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13.
[156] Иустин Философ, мч. О воскресении. 10; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 3. 3. 172 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XVIII. 19.
[157] Иоанн Златоуст, свт. О статуях. 11. 2.
[158] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.
[159] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 33. 4.
[160] Тертуллиан. О душе. 40.
[161] Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23.
[162] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13.
[163] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.
[164] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.
[165] Максим Исповедник, прп. Главы о любви. II 52.
[166] Часть III. Глава 3. § 1.
[167] См. Часть III. Глава 4. § 3.
[168] См. например: Григорий Синаит, прп. О безмолвии и двух образах молитвы; Никифор Уединенник, прп. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.
[169] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.
[170] Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3: В храме апостола Фомы.
[171] Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 8. 5.
[172] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 6. 189 Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 4.
[173] Грехопадение Адама в богословской литературе иногда называется «первородным грехом», то есть первым, изначальным грехом, за которым последовали все другие грехи.
[174] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. 1. 2.
[175] Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 11. 5.
[176] Тление – медленное разрушение, распад.
[177] Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 5.
[178] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 10. 1.
[179] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Послание к Римлянам. 5. 18.
[180] Симеон Новый Богослов, прп. Слова огласительные. 5. 406–413.
[181] Григорий Богослов, свт. Стихотворения о себе самом. 45. Велиар — диавол: см. подробнее Часть I. Глава
[182] . § 3.
[183] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 14. 200 См. Часть I. Глава 6. § 3.
[184] Григорий Богослов, свт. Слово 45.
[185] Подробнее см.: Часть I. Глава 5. § 5.
[186] Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 14.
[187] Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 14.
[188] Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 14.
[189] Григорий Богослов, свт. Слово 38. 13, 28–40.
[190] Симеон Новый Богослов, прп. Слова нравственные. 5. 31-34.
[191] Исаак Сирин, прп. Главы о знании. I. 49.
[192] Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах. 40. 14.
[193] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. IV. 9. 211 Афанасий Великий, свт. Против Аполлинария. II. 16.
[194] Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 48.
[195] Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 233.
[196] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 20.
[197] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V. 14. 2, 3.
[198] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. 1.
[199] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 21.
[200] Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 233.
[201] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. IV. 10. Подобные высказывания традиционны для святых отцов, см., например: Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 34.
[202] Прообразом Спасителя в ветхозаветной церкви был пасхальный агнец, к которому предъявлялись строгие требования в смысле неповрежденности и непорочности: «Агнец у вас должен быть без порока» (Исх 12:5),
«никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу]; ибо это не приобретет вам благоволения» (Лев 22:20; ср. Втор 15:21; 17:1; Мал 1:8, 13–14).
[203] Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 48.
[204] О значении слова «ипостась», а также о Божественных Ипостасях см.: Часть I. Глава 3. § 5.
[205] прп. православной 19; см. также: III. 17.
[206] Максим Исповедник, прп. Диспут с Пирром.
[207] Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. С. 221–222.
[208] Греч. kenosis.
[209] Григорий Богослов, свт. Слово 45. 27.
[210] прп. православной 21.
[211] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V. 19. 1.
[212] Григорий Богослов, свт. Слово 3. 24, 25.
[213] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. I. 9.
[214] Максим Исповедник, прп. Толкование на Молитву Господню.
[215] Григорий Богослов, свт. Слово 38. 14, 5–15, 12. 234 Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе. 94–96.
[216] Великая Пятница. Утреня. Последование страстей Христовых. Антифон 15.
[217] Кирилл Александрийский, свт. Защитительная речь к императору.
[218] Кирилл Александрийский, свт. На святой Символ.
[219] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 27. 2.
[220] Дамаскин прп. Точное изложение православной веры. III. 29.
[221] прп. Православной 27.
[222] Великая Суббота. Утреня. Канон Песнь 7.
[223] Пасха Христова. Часы. Тропарь.
[224] Андрей Критский, прп. Слово 8.
[225] Симеон Новый Богослов, прп. Слова огласительные. 13. 105–116.
[226] Златоуст свт. Слово огласительное во Святую Пасху.
[227] прп. православной IV. 1.
[228] Подробнее см. в следующей главе.
[229] Триодь постная. Великая Пятиица. Утреня. Тропарь.
[230] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 18. 7.
[231] Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 7. 251 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 139.
[232] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 24.
[233] Василий Великий, свт. Беседы на Псалом 7. 2; Беседа на Псалом 48. 3.
[234] Григорий Богослов, свт. Слово 45. 22.
[235] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 27. 256 Дамаскин прп. Точное изложение православной веры. III. 27. 257 Златоуст свт. О священстве. 2. 1.
[236] Исаак Сирин, прп. Слово 48.
[237] Григорий Богослов, свт. Слово 45. 28–29. 260 Григорий Богослов, свт. Слово 37. 1, 7-8.
[238] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. 18.
[239] Ефрем Сирин, прп. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.
[240] Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония. 36.
[241] Григорий Богослов, свт. Письмо 101.
[242] На III Вселенском Соборе была осуждена ересь Нестория, учившего о том, что во Христе внешним образом соединяется человек Иисус и Бог Слово. По его учению, Пресвятая Дева Мария родила не Бога по плоти, а человека Иисуса, с которым Бог Слово соединяется внешним образом. Он именовал Божию Матерь «человекородицей».
[243] Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 471.
[244] Правила Православной Церкви, с толкованиями еп. Никодима (Милаша). М., 1994. Т. 1. С. 431.
[245] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. 19.
[246] Климент Александрийский. Строматы. VII. 16. 7.
[247] Григорий Богослов, свт. О Воплощении Господа. 2.
[248] Василий Великий, свт. Гомилия на святое Рождество Христово. 5.
[249] Иероним Стридонский, блж. О приснодевстве Блаженной Марии: Книга против Елвидия. 8.
[250] Вот, исполнилось пророчество Исаии: ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась такой же, как и до родов — ведь Богом был рожденный, потому Он и [законы] природы изменил. Итак, о Богоматерь, да не презришь Ты молений Твоих рабов, приносимых Тебе в посвященном Тебе храме, но прояви милосердие — как носившая Милосердного во объятиях Твоих —к слугам Твоим и ходатайствуй о спасении душ наших: Воскресная вечерня. Богородичен на стиховне 1-го гласа.
[251] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 14.
[252] Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 78. 7–9.
[253] Амвросий Медиоланский, свт. О воспитании девы и приснодевстве Святой Марии, к Евсевию. 6. 43.
[254] Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 8. 7.
[255] Иоанн Дамаскин, прп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. 1. 6.
[256] Григорий Палама, свт. Беседа на Успение Приснодевы Марии.
[257] Ефрем Сирин, прп. Слово на еретиков; Иоанн Златоуст, свт. Беседа 6. 10; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 2.
[258] Исаак Сирин, прп. Главы о знании. III. 74
[259] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 17. 2.
[260] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 35.
[261] Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. IX.
[262] О молитве за усопших см.: Часть II. Глава 6. §10.
[263] Синаксарий – собрание сведений о празднуемом событии или святом.
[264] Триодь постная. Суббота мясопустная. Утреня. Синаксарий по 6 песни канона.
[265] Ипполит Римский, сщмч. О Христе и антихристе. 44.
[266] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XV. 1.
[267] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 26.
[268] Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной. I. 58.
[269] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XVIII. 18. 293 О естественном нравственном законе см.: Часть III. Глава 1. § 2.
[270] Название «геенна» произошло от названия расположенной к югу от Иерусалима долины Хинном (в синодальном переводе — Енном), в которой идолопоклонники совершали языческие обряды и приносили жертвы (Иер 7:31). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина издавала смрадный запах; в ней всегда горел огонь, чтобы предотвратить распространение заразы.
[271] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Римлянам. 31. 4.
[272] Ириней Лионский, свт. Против ересей. V. 27. 2.
[273] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. 18.
[274] Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. 33. 6. 12.
[275] Исидор Пелусиот, прп. Письмо Павлу.
[276] Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении.
[277] Григорий Богослов, свт. Слово 18. 42.
[278] Григорий Богослов, свт. Слово 24. 19.
[279] Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 250.
[280] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. I. 1. 305 Греч. petros — камень, скала.
[281] О таинстве Евхаристии см. Часть II. Глава 6. § 4.
[282] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 24. 1.
[283] Словом «церковь» в русских переводах Священного Писания передается греческое слово ekklesia (происходящее от ekkaleo — «вызываю»), что означает «собрание», «созыв». Так называлось собрание свободных граждан для обсуждения общественных дел (Деян 19:39) или просто собрание граждан по какому-либо поводу (Деян 19:32,40). В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) этим словом называлось собрание избранного народа Божия (евр. kahal), в частности, в момент заключения завета у горы Синай (Втор 9:10;18:16). Выбор именно этого слова как самоназвания христианской Церкви, в отличие от других слов, обозначающих собрание (напр., синагога — греч. synagoge), указывает на свободное волеизъявление призываемых, ибо на собрание приходят те, кого позвали, но приходят по собственной воле.
[284] Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. 10. 310 Служба общая святым ангелам. Канон, песнь 9.
[285] Августин Иппонский, блж. Толкования на псалмы. 92.
[286] Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о единстве Церкви.
[287] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 24. 1.
[288] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 1.1. См. в Приложении к Катехизису.
[289] Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»).
[290] Климент Александрийский. Строматы. VII. 17.
[291] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. XI. 9.
[292] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна XI. 11.
[293] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое Послание к Коринфянам 30. 2.
[294] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. XI. 11.
[295] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 1.8.
[296] Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. III. 4.
[297] Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. 12.
[298] В греческом оригинале Символа веры Церковь названа «кафолической» от греч. katholikos — всеобщий.
В церковнославянском переводе Символа веры используется слово «соборная». 325 КириллИерусалимский, свт. Огласительные поучения. 18. 23.
[299] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. 8.
[300] -е правило Карфагенского сбора 256 г.
[301] Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2.
[302] Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2. 1.
[303] Подробнее об устройстве автокефальной Поместной Церкви см. § 3 в Главе 2 текущей части. 331 Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2. 2. 332 Апостольские правила. 34.
[304] Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2. 3.
[305] Подробнее о священных диптихах см. § 3 в Главе 2 настоящей части.
[306] -е II Вселенского собора; 28-е IV Вселенского собора; 36-е правило VI Вселенского собора.
[307] Об устройстве Вселенской Церкви см. Часть II. Глава 2. § 3.
[308] О Filioque см. Часть I. Глава 3. § 6.
[309] О совершении таинства Евхаристии см. Часть II. Глава 6. § 4.
[310] См. Часть II. Глава 6. § 5.
[311] Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам. 42. 341 ИринейЛионский, сщмч. Против ересей. III. 3. 1.
[312] СимеонНовый Богослов, прп. Другие сто глав богословских и практических. 4.
[313] Августин Иппонский, блж. Послание 157. 3.
[314] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Римлянам. X. 2.
[315] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 15. 346 ИоаннДамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 15.
[316] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. 3. 52. 348 О Господских и Богородичных праздниках см. Часть II. Глава 5. § 4.
[317] Часть II. Глава 5. § 2, 3.
[318] Богородичен — это особое песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее такие циклы песнопений как стихиры, песни канона и т.д. Подробнее о видах песнопений см. Часть II. Глава 5. § 2.
[319] Догматик 1-го гласа.
[320] Догматик 2-го гласа.
[321] Воскресная великая вечерня 5-го гласа. Богородичен по тропаре.
[322] Служба Рождеству Богородицы. Стихира на литии на великой вечерне. 355 Служба Рождеству Богородицы. Стихира на малой вечерне.
[323] Служба Рождеству Богородицы. Стихира на литии на великой вечерне.
[324] Служба Рождеству Христову. Стихира на «Господи, воззвах».
[325] «Ибо среди людей никогда и нигде не восставал больший тебя»: Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на стиховне на малой вечерне.
[326] Греч. prodromos — бегущий впереди.
[327] Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне.
[328] Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на литии.
[329] Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Кондак праздника.
[330] О седмичном круге богослужения см.: Часть II. Глава 5. § 3.
[331] Климент Александрийский. Педагог. I. 5.
[332] Афанасий Великий, свт. Праздничные послания. 6. 8.
[333] Литургия святителя Василия Великого. Ходатайственная молитва после освящения Святых Даров.
[334] Греч. apostolos — букв., посланник.
[335] Греческое слово martys, переводимое обычно как «мученик», буквально означает «свидетель».
[336] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 32. 3.
[337] Здесь и далее дата памяти святого дается по старому/новому стилю. О старом и новом стиле см. подробнее: Часть II. Глава 5. § 1.
[338] Ср. Дидахе. 11 и 15.
[339] Мартиролог — список христианских мучеников; первоначально это был календарь, указывавший имя святого, место его мученичества и день памяти; впоследствии мартирологи стали содержать биографии святых.
[340] Григорий Богослов, свт. Слово 24.
[341] Иоанн Златоуст, свт. Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне. 1.
[342] Иоанн Златоуст, свт. Слово по