Христиане поклоняются Кресту, молитвенно почитая распятого на нем Христа Спасителя.
Это почитание выражается в помещении священных изображений креста в храмах и в домах христиан, в ношении нательных крестов, в совершении верующими крестного знамения и в принятии священнического благословения в виде осенения знаком креста.
Многие церковные священнодействия совершаются посредством крестного знамения: евхаристическое преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, освящение воды и др. Крест всегда находится на престоле в алтаре. Купола православных церквей венчаются крестами. Архитектура многих православных храмов имеет в своей основе знак креста.
Прославлению Креста Господня посвящены некоторые богослужения: праздник Воздвижения Креста Господня, 3-е воскресенье Великого поста («Неделя Крестопоклонная») и 1/14 августа — Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня; каждую среду и пятницу и во все дни Страстной седмицы за богослужением читаются каноны, посвященные Кресту Христову.
Почитая Крест Христов и поклоняясь ему, христиане — как и в случае почитания икон, — обращаются не собственно ко Кресту, а к распятому на нем Богочеловеку, испрашивая спасительной благодати совершенного Господом Иисусом Христом Искупления.
В Православной Церкви Крест Христов изображается по-разному.
Кресты бывают четырехконечные, шестиконечные и восьмиконечные.
В русской традиции широкое распространение имеет восьмиконечный крест. Кроме двух перекладин, у него есть верхняя, короткая, горизонтальная планка, символизирующая дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая была помещена на Кресте Спасителя (Ин 19:19), и диагональная, нижняя, поперечина, обозначающая подставку для ног распинаемых.
Крест может иметь полумесяц в основании (такие кресты часто встречаются на куполах храмов) [520] . Так называемый процветший крест (с изображением растений) является символом Христова Воскресения.
Изображение Креста Христова иногда включает орудия мучений Господа во время Его распятия — копие и трость с губкой (Мф 27:48; Мк 15:36), а также образ горы, символизирующей Голгофский холм, в глубине которой изображена пещера с черепом внутри — главой Адама, некогда погребенного, по преданию, на Голгофе[521].
На изображениях Креста бывают надписи (аббревиатуры): МЛРБ — «Место Лобное Рай бысть»[522], ГГ — «Гора Голгофа», ГА — «Глава Адама».
Кресты изготавливаются из различных материалов — дерева, металла, камня, кости и др., могут быть украшены драгоценными камнями. Кресты изображаются на иконах, фресках, мозаиках, священнических и монашеских облачениях, на богослужебных книгах и молитвенниках.
В каждом православном храме есть распятие. При освящении дома знак креста начертывается на притолоке, над дверью, или на стене.
Глава 5. Богослужение
О христианском богослужении вообще
Богослужение есть видимое совместное действие церковной общины, которое выражается в общих молитвах и в совершении священнодействий и обрядов, сопровождающихся песнопениями и чтениями.
Христианское богослужение является поклонением Богу в духе и истине (Ин 4:23– 24), которое выражается в совершении священных обрядов и символических действий. Посредством богослужения христианская община свидетельствует о своей вере и воздает Богу поклонение, в ответ на которое Бог освящает верующих, приобщая их к спасительным плодам Искупления, совершенного Сыном Божиим и Богочеловеком Иисусом Христом.
Господь Иисус Христос оставил верующим в Него обетование Своего духовного присутствия в собрании христиан: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Православное богослужение совершается общиной верующих во главе со священнослужителями, поставленными на служение в соответствии с церковными правилами. Чтения из Священного Писания, молитвословия, песнопения и другие литургические тексты и действия, а также проповедь священника во время богослужения духовно питают верующих, наставляют их в истинах веры и утверждают волю к исполнению заповедей Божиих.
Богослужение, как правило, совершается в храме, но может совершаться также и за его пределами. Порядок церковных богослужений определяется чинопоследованиями, содержащимися в церковно-богослужебных книгах.