Формы церковной общности Е.А. Авдеенко
Формы церковной общности Е.А. Авдеенко
А |
враам был потомком Сима в 10 поколении. От Ноя до Авраама не было откровения от Бога, во всяком случае, в Писании нет упоминаний об этом.
Преемники Церковной жизни, семиты – жили сопредельно с Вавилоном, который описан в Книге Бытие (11:1-9). В Вавилоне было утрачено богообщение, невозможным стало слышать «глас» Божий. Вавилон давно-давно уже забросил свою «идею», а след его остался на земле: отцы Аврама «служили иным богам» (И.Нав. 24:2, 3).
Авраама (тогда его имя было Аврам) Бог призвал к вере прямым обращением. Об Авраме мы сразу узнаем самое главное: он мог слышать, что сказал Бог. «Вера от слышания», – говорит апостол Павел (Рим. 10:17). Первый акт веры – дать Богу доступ к себе, как говорил Иоанн Креститель, повторяя Исаию пророка (Мф. 3:3, Ис. 40:3):
«Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите стези Его». Эта способность – дать Богу доступ к себе, называется вера.
И сказал Господь Авраму: выйди [1] из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего – в землю, которую тебе укажу.
Быт. 12:1
То, что Аврам услышал верою, было сразу испытанием веры.
Вера всегда сопряжена с испытанием человека. Вера всегда проявляет себя в делах. Авраму нужно было совершить четыре подвига за раз.
1) Откровение было дано Авраму в Месопотамии (Деян. 7:2). «Выйди из землитвоей» означало, выйди из страны (эрец), из Ура Халдейского. Близ Вавилона нет жизни: Вавилония – не та земля, чтобы там возрождалась Церковь... Это мы знаем, а если человек в 10-м поколении живет на одном месте, то каково ему это услышать: выйди? Для нас далекие путешествия обычная вещь, и даже комфортная, во времена Аврама это был прямой риск для жизни: почти каждый день нужно было переходить из царства в царство.
2) «Выйди из родстватвоего». Земля родства – это и родина, и территория родственных отношений. Выйти из родства означало по тем временам остаться без всякой «социальной» поддержки: все, что называется права, собственность, знакомства, авторитет, культурное достояние, обычаи, язык, – то, что веками накапливал твой род и содержал в устоях патриархальной семьи, все должно быть оставлено. Надо выйти из «родства», а как поступить с отцом?
3) «Выйди из дома отца твоего». Аврам должен был сам догадаться, как сделать так, чтобы, не оставляя отца, выйти из дома отца. Как Аврам послушал Бога, так Фарра, язычник, послушав сына, «вывел» (Быт. 11:31) свой «дом» в Харран. Аврам дождался мирной кончины отца и после этого оставил не только «дом отца», но и могилу отца. На это тоже надо было решиться: Аврам вырос в родовой организации, которая хранила память о предках. «Как часто многие из-за гробов своих родственников желали умереть в тех местах, где умерли их родители» (св. Ин. Златоуст). Почитание предков не должно быть препятствием для благочестия.
4) «Выйди в землю, которую Я тебе укажу (покажу)». — Означает ли это, что Бог укажет Авраму путь в землю обетования – проложит маршрут? Нет, это означает, что человек верующий ходит так, чтобы «на каждом шагу» чувствовать, куда ведет Бог. Бог обещает, что покажет (явит) Авраму землю обетования – засвидетельствует, что Аврам достиг конечной цели пути, а до тех пор Аврам должен идти и идти. — Когда семья Аврама войдет в землю, куда ее привел Господь, она превратится в Церковь.
Вера сразу подвергает человеку испытанию…
Вера – это сразу поступок.
Может быть, потому некоторые и не призываются к вере, что заведомо не понесут дел, с верой связанных… Бог как бы говорит человеку: «Бери – понесешь». Может быть, потому некоторые и не призываются к вере, что заведомо не понесут…
Аврам, взятый из очень хорошей неверующей семьи, сразу получает задание на подвиг веры: «предпочитать невидимое видимому» (св. Ин. Златоуст). Аврам должен был выйти за горизонт своего мира и мировоззрения неизвестно куда.
Отец Аврама был язычником… После опыта построения мировой цивилизации в Вавилоне богопочитание было утрачено, – вера затмилась.
Церковь потеряла сознание, но это была Церковь, и ее восстановление в вере будет необыкновенно быстрым…
Дело спасения Аврама начинается с самого нижнего уровня, откуда спасение возможно (патриархальная семья и сохранение сыновства), но счастлив тот народ, как семиты времен Аврама, который и в самом беспамятстве несет в себе тайну Церковной жизни, – он сохраняет Церковь, не зная того.
Счастлив наш народ, который и в самом падении, хлебнув через революцию дух Каина, в своем неистовстве и беспамятстве нес в себе тайну Церковной жизни, – он сохранил Церковь, не зная того.
А |
врам далее наставляется в вере. Вера дается вместе с обетованием: Господь и призывает человека, и обещает ему нечто. Между Богом и верующим человеком есть отношения взаимности: Аврам должен все оставить и идти неизвестно куда, но Господь не требует слепого и бездумного подчинения. Путь неизвестен, но конечная точка пути будет указана. Если вера – это сразу испытание, то обетования нужны.
Движение верующего должно быть осмысленным, ибо оно будет на пределе сил. Вера дается вместе с обетованием.
Вера слепая – не существует: это вообще не вера. «Мы знаем, чему кланяемся», – говорит Христос (Ин. 4:22). Бог дает человеку вместе с верой надежду и обетование.
Спросим, что обещает Бог верующему человеку? Ясно, что это не «взамен», не награда, не мзда, не угроза в случае преслушания… Это не достойно Божественного величия.
Формы церковной общности Е.А. Авдеенко
А |
враам был потомком Сима в 10 поколении. От Ноя до Авраама не было откровения от Бога, во всяком случае, в Писании нет упоминаний об этом.
Преемники Церковной жизни, семиты – жили сопредельно с Вавилоном, который описан в Книге Бытие (11:1-9). В Вавилоне было утрачено богообщение, невозможным стало слышать «глас» Божий. Вавилон давно-давно уже забросил свою «идею», а след его остался на земле: отцы Аврама «служили иным богам» (И.Нав. 24:2, 3).
Авраама (тогда его имя было Аврам) Бог призвал к вере прямым обращением. Об Авраме мы сразу узнаем самое главное: он мог слышать, что сказал Бог. «Вера от слышания», – говорит апостол Павел (Рим. 10:17). Первый акт веры – дать Богу доступ к себе, как говорил Иоанн Креститель, повторяя Исаию пророка (Мф. 3:3, Ис. 40:3):
«Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите стези Его». Эта способность – дать Богу доступ к себе, называется вера.
И сказал Господь Авраму: выйди [1] из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего – в землю, которую тебе укажу.
Быт. 12:1