Главный настоятель решил провести ночную молитву и поклонение. Это решение с энтузиазмом было воспринято всей группой из трехсот верных членов церкви.
Когда все успокоились, несколько человек выступили с интересными свидетельствами, после чего началась общая молитва. Около трех часов ночи с улицы неожиданно раздался полицейский юнг. Его резкий звук показался пленникам нежнейшей музыкой. Привыкшие к подобным ситуациям, все оставались на своих местах. Только несколько человек из охраны вышли из помещения. Затем послышались тяжелые шаги по лестнице, открылась дверь, и в комнату вошел сержант чикагской полиции, высокого роста и приятной наружности. За ним следовали несколько широкоплечих офицеров.
Вежливо поприветствовав главного настоятеля, который оставался на сцене, сержант Малдун сказал: «Док-гор, я и моя команда получили приказ шефа полиции Кипли сопровождать вас домой». Заявление сержанта было встречено аплодисментами, после чего главный настоятель коротко, но тепло поблагодарил чикагское полицейское управление за такую любезность.
Как оказалось, полицейские с участка на 43-ей авеню в течение многих часов находились в состоянии ожидания, готовые по первому сигналу тревоги защитить «доктора», как они любовно называли главного настоятеля. Они выехали тотчас, как только узнали об опасности, грозившей ему.
Под защитой этих силачей и сионской охраны доктор и миссис Доуи, а также их сын сели в экипаж, за которым следовала патрульная полицейская карета, и к пяти утра благополучно добрались домой».
Нужно отметить, что нынешняя дружеская защита, проявленная офицерами, свидетельствовала о новом отношении полиции к Доуи, который всего несколько лет назад неоднократно подвергался незаконным арестам. Дело в том, что прежняя политическая партия была свергнута, а у нынешней администрации д-р Доуи пользовался популярностью, так как во время выборов советовал своим людям голосовать за кандидата, который впоследствии был избран мэром Чикаго. Ему также пообещали, что Джозефа Кипли, его друга, оставят на посту шефа полиции.
Отношение д-ра Доуи к профессии медика
Читатели, очевидно, заметили, что д-р Доуи резко критиковал представителей медицины, которая, признаться, в его дни была грубой и примитивной по сравнению с современной. Несмотря на то, что Святое Писание ясно говорит о том, что в случае болезни дитя Божье должно уповать на Бога, а не на человека (2 Коринфянам 16:12,13 и Луки 8:43), не следует подвергать осуждению тех, кто служит больным с помощью естественных средств (Луки 5:31; 10:33,34). По всей видимости, Христос во время Своего служения проявлял дружелюбие по отношению к врачам, как и ко всем, кто принимал Его. Так, «любимый врач» Лука написал Евангелие, которое было названо его именем. Величайший врач Иисус Христос показал людям, что божественное исцеление является «более совершенным способом» лечения болезней.
И все же не следует забывать, что когда Бог желает восстановить в Своей Церкви определенную истину, служители, ответственные за выполнение этой задачи, начинают делать особое ударение на том или ином аспекте данной истины для того, чтобы заставить людей обратить на нее особое внимание или посмотреть на нее по-новому. Руководствуясь человеческим, пониманием, они пытаются компенсировать урон, нанесенный этой истине многовековым пренебрежением или недооценкой. Конечно же, у д-ра Доуи не было никакого скрытого мотива чувствовать враждебность по отношению к профессии медика вообще. Тем более, что он хорошо понимал, что его оппозиционность не может принести ему ничего хорошего, кроме всеобщего преследования. Его мотивы были ясны и честны. Он верил, что те, кто желает божественного исцеления, должны уповать не на «руку плоти» — человека, а на Живого Бога.
Глава 24
Сион город мечты
Трехмесячная Священная война, провозглашенная д-ром Доуи, подходила к концу. Чикагские газеты, а также печатные издания других городов подробно рассказывали обо всех событиях этой войны. Мятежи, неоднократные покушения на жизнь главного настоятеля, его смелый крестовый поход против зла, царившего в городе, — эти и многие другие события были в центре внимания репортеров. Они были настолько увлечены всем происходящим, что у них не оставалось времени, чтобы повнимательнее приглядеться к похожему на бродягу мужчине. Его видели кочующим от фермы к ферме на севере от Чикаго. Правда, в некоторых газетах упоминалось о незнакомце, который скупал фермы в этом районе страны, но такой проект казался всем настолько грандиозным, что мог быть под силу скорее большой корпорации, нежели отдельному покупателю. Общественное внимание было приковано к Священной войне д-ра Доуи, и поэтому репортеров вряд ли можно было обвинить в том, что за покупкой земли они не смогли разглядеть самое удивительное религиозное предприятие в истории Америки.
Человек в потрепанной одежде был никем иным, как самим Джоном Александром Доуи, который выдавал себя за бродягу. Поклявшись не разглашать тайну, его специальный агент всю осень скупал земли к северу от Уокигана. Здесь, на территории около десяти миль, д-р Доуи собирался построить свой город-мечту. Цель покупки ферм держалась в тайне, чтобы фермеры, узнав о планах Доуи, не подняли цену на недвижимость. Итак, в то время, когда вся общественность Чикаго была занята Священной войной, сделка по покупке огромного участка земли была успешно завершена.
Приближался 1900 год. Д-р Доуи был готов начать самый грандиозный проект своей жизни — строительство города-мечты, в котором навсегда будут запрещены лекарства, наркотики, табачные изделия, спиртные напитки, театры, дома терпимости, танцевальные площадки и тому подобное. Главный настоятель много раз говорил о своих планах, но место, где предполагалось строить такой город, держалось в строжайшем секрете. Тем не менее, интерес членов церкви «Скиния Сиона» к этому проекту постепенно увеличивался, пока не достиг состояния лихорадочного возбуждения. Их воображение было полностью покорено идеей жить в обществе, свободном от грехов и соблазнов большого города. Наконец, у них появится шанс создать маленький рай на земле. Это была заманчивая перспектива, и многие с нетерпением ждали, когда смогут иметь свой дом в таком городе.
Накануне нового 1900 года члены церкви собрались на ночную молитву в своей огромной Скинии на углу 16-ой и Мичиган авеню. Между собравшимися прошел слух, что главный настоятель собирается сделать важное объявление, и поэтому все с большим волнением ожидали его выступления. Переступив порог Скинии, в глубине сцены они увидели огромное, шириною в двадцать пять футов, полотно, которое свисало с балкона, где располагался хор. Это загадочное полотно было прикрыто занавесом. Что же скрывалось за ним? Хотя точно никто ничего не знал, каждый высказывал свои догадки и предположения. Заканчивались последние часы уходящего 1899 года. Около полуночи члены церкви «Скиния Сиона» совершили хлебопреломление. Затем последовала молитва посвящения, которую вся община произнесла вслед за д-ром Доуи.
В то время, как стрелки часов продолжали приближаться к двенадцати, по всему городу стали раздаваться радостные звуки свистков и рожков. Но в Скинии в этот момент царила полнейшая тишина. Все члены церкви, затаив дыхание, следили за тем, что разворачивалось прямо на их глазах. Когда часы пробили двенадцать, д-р Доуи торжественно потянул за шнурок, и занавес, скрывавший огромное полотно, поднялся. И вот, все присутствующие увидели огромную карту фантастического города, который раскинулся на берегу озера Мичиган, в сорока милях на север от Чикаго.
Не успели собравшиеся прийти в себя от изумления, как д-р Доуи потянул за другой шнурок, карта соскользнула, и перед их взором открылась огромная картина удивительного города Сиона, в центре которого высились башни величественного Храма! Все невольно выдохнули, пораженные грандиозностью проекта. Было уже далеко за полночь, а д-р Доуи все рассказывал о своих планах строительства города-мечты. Заканчивалась новогодняя ночь, но никто не хотел уходить.
И только когда на небе забрезжил рассвет, последний член церкви покинул Скинию.
Проект д-ра Доуи произвел огромное впечатление не только на членов церкви «Скиния Сиона», но также и на агентов по недвижимости, которые по-новому оценили его деловые качества. Один крупный предприниматель, специализировавшийся на строительстве в пригороде, предложил Доуи миллион долларов за этот участок земли. Деньги буквально полились в инвестиционный фонд «Сион». Интерес общественности города был настолько велик, что пришлось открыть специальные отделы, которые должны были заниматься строительством домов.
Несомненно, проект «Сион» был самым грандиозным предприятием, когда-либо задуманным служителем Евангелия. Для его осуществления требовались миллионы долларов. Все в нем было уникальным. Так, например, предполагалось, что земля не будет продаваться, но будет сдаваться в аренду на 1100 лет. По условиям аренды строго запрещалось хранить и использовать в пределах города Сиона табак, спиртные напитки и свиное мясо. Нельзя было открывать аптеки и врачебные кабинеты. Выдача лицензии на открытие игорных домов, театров, танцевальных клубов была просто немыслима. Основной целью таких суровых условий было создание чистой атмосферы для воспитания детей, которая должна была уберечь их от тлетворного влияния больших городов. Многие христиане были в восторге от такого проекта, который давал им возможность защитить свою душу от разрушительной работы вездесущего зла, присущего большим городам, в которых они вынуждены были жить.
Наконец, 14 июля 1900 года все члены «Скинии Сиона» отправились смотреть место будущего города. (Первая экскурсия состоялась в день рождения Вашингтона.) Д-р Доуи сделал несколько бросков лопатой на месте будущего Храма. Во второй половине дня он выступил с проповедью, в которой ярко нарисовал будущее города Сион. Артур Ньюкомб, нелестно отзывавшийся о д-ре Доуи, выразил основную идею его послания следующим образом:
«В пророческой проповеди главного настоятеля одна картина сменялась другой, еще более яркой; одно переживание сменялось другим, ещё более сильным. Эти несколько тысяч человек были уверены, что способны осуществить план, желанный для многих поколений христиан. Они мнили себя царями и священниками Бога, чье господство скоро будет установлено во всем мире. Здесь, на этой освященной земле, они собирались воздвигнуть город — первое зримое свидетельство своей мировой империи. Затем такие же города должны были быть построены вблизи всех крупных столиц мира, включая Иерусалим. Их труд должен был увенчаться городом Иисуса, Великого Царя. Вместе они будут править миром, в котором больше не будет зла, болезней, нищеты и страданий».
Землемеры и бригада дорожных строителей работали в течение всего 1900 года, пока не началась зима. С наступлением весны следующего года к ним присоединились другие рабочие, которые производили межевание и топографическую привязку, размечали место для будущих улиц, садили деревья, строили канализационную систему. Работа шла полным ходом, так как многие семьи заявили о своем желании купить участок и переехать в Сион, как только земля будет выставлена для продажи на рынке недвижимости.
Началась работа по открытию различных индустриальных предприятий в городе, которые должны были обеспечить рабочими местами будущее население Сиона. Так, например, оборудование и персонал для современной кружевной фабрики были импортированы из Великобритании. Это положило начало совершенно новой для Америки отрасли промышленности.
Также были разработаны планы строительства городского центра, зон отдыха, ландшафтных парков. Настойчивость тысяч людей, желающих начать строительство домов до наступления осени, была настолько велика, что продажу земельных участков решили начать немедленно.
Итак, 15 июля 1901 года несколько отделов по продаже недвижимости начали продажу лицензий. Как и ожидалось, сионский земельный отдел был буквально завален заявками на покупку участков. Строительство началось незамедлительно. Люди разбивали палатки и принимались за работу. Некоторые дома были красивыми добротными строениями, другие — уродливыми, наспех сколоченными лачужками. Но строительный бум продолжался. В течение всего лета в любое время дня и ночи можно было услышать стук молотков.
И хотя не все шло согласно намеченным планам, в целом темпы строительства вполне устраивали Доуи. Даже его враги должны были признать, что его мечта об идеальном городе начинает сбываться. Земельные участки расхватывались сотнями. Десятки тысяч долларов потекли в банк Сиона, который обещал инвесторам высокие проценты. Общественный интерес к проекту Доуи продолжал расти. Теперь газеты печатали регулярные отчеты о ходе строительства в более вежливых выражениях, чем раньше.
С наступлением зимы строительные работы были временно остановлены, а весной 1902 года возобновились с новой силой. Вскоре было сдано несколько административных зданий. Гостиница «Илия», одна из самых больших в стране, готова была принять гостей. Начала работу фабрика по производству кружев, качество которых было настолько высоким, что они пользовались большим спросом на американском рынке. К концу лета 1902 года было завершено строительство многих жилых домов и город мечты начал принимать конкретные очертания.
Глава 25
Утопия на земле
Итак, мы проследили историю жизни Джона Александра Доуи вплоть до зимы 1901-1902 годов. На первый взгляд может показаться, что звезда его судьбы находилась в самом зените. Несмотря на некоторые неприятные обстоятельства, в целом главный настоятель был доволен успехом своего проекта. Как-то он в порыве восторга похвастался: «Через пять лет в Сионе будет жить пятьдесят тысяч человек». Предсказывая быстрый рост Сиона, он говорил о необходимости приобретения такого количества земли, которого хватило бы для города в двести тысяч жителей. Уже тогда Доуи смотрел за пределы Сиона на озере Мичиган. Воодушевленный успехом, который считал окончательным и бесповоротным, он мечтал о строительстве других городов, подобных Сиону, в разных уголках мира.
Пока что все планы и мечты Доуи удивительным образом осуществлялись. Теперь за ним стояла многотысячная община сторонников, многие из которых не пожалели бы собственной жизни ради него, если бы возникла такая необходимость. Все эти люди считали себя частью великого дела, которое откроет новую эру на земле. Они были готовы работать не покладая рук, вкладывая себя в предприятие, которое, как они верили, должно закончиться только успехом. Они не допускали даже мысли о том, что в чем-то могут ошибаться.
Но некоторые из членов «Скинии Сиона» понимали, что не все складывается так удачно, как хотелось бы. Они не были врагами Доуи; среди них были искренне любившие его друзья, которые получили исцеление благодаря его служению. Обстоятельства, которые невозможно было проигнорировать, заставляли их чувствовать неясную тревогу, усиливавшуюся с каждым днем. Вскоре произошло событие, подтвердившее их опасения.
Административные методы, предложенные Доуи, вызывали беспокойство этих умудренных жизнью людей. Во-первых, было непонятно, как должно действовать правительство нового города. Д-р Доуи пока не раскрывал свои планы относительно этого вопроса. Однако, постепенно его программа становилась более ясной. Так все управление городом Сион должно было быть сосредоточено в руках главного настоятеля. Функционирование демократических институтов, которые могли бы обеспечить баланс власти, не предусматривалось. «Сион будет теократией, а не демократией», — заявил он. Вскоре стало очевидным, что Доуи намеревался управлять не только основными аспектами этого огромного проекта сам, но также планировал взять под личный контроль все существование общины, вплоть до малейших деталей. Те, кто понимал, насколько ограничены человеческие возможности, задавались вопросом, как один человек, который есть всего лишь плоть и кровь, сможет осуществить такую грандиозную задачу.
Принимая во внимание намерения Доуи создать христианский город, было бы неправильным полностью отвергать его программу как несостоятельную. Любой благочестивый человек понял бы его желание оградить семьи общины от деградации и греховности, которые существовали в больших городах. На протяжении всей истории Церкви многие истинно Божьи люди пытались оградить себя от греха и беззаконий этого мира. Так, например, первые христиане продавали свое имущество и вырученные деньги клали к ногам апостолов. Крещенные силой Духа Святого, они думали только о том, чтобы «принимать пищу в веселии и простоте сердца», делясь со своим соседом благословениями, которые давало товарищество в Духе Святом.
Но такая духовная утопия не смогла бы долго существовать. Лицемеры типа Анании и Сапфиры попытались проникнуть в церковную общину, но были обнаружены и устранены, потому что там сильно действовали дары Духа Святого. Тем не менее, христианская община просуществовала недолго, столкнувшись с серьезными проблемами, которые возникли в результате несовершенства ее структуры. Так, греческие вдовы стали жаловаться на то, что к ним несправедливо относятся, и, очевидно, это так и было, потому что апостолы сочли необходимым реорганизовать методы управления. Лидеры первой христианской Церкви понимали, что большую часть своего времени им приходилось тратить на незначительные обязанности.
Посоветовавшись, они решили полностью сосредоточиться на молитве и проповеди Слова, а ведение общинных дел поручили семи дьяконам, которые были выбраны всей общиной.
Святое Писание не поддерживает идею полного отделения христиан от всего остального мира. Наоборот, основная задача детей Божьих — нести этот свет миру, в котором они должны жить, оставаясь вто же время свободными от него. Во всяком случае, провидение Божье допустило великие гонения на раннюю Церковь в Иерусалиме, в результате чего первым христианам пришлось бежать в другие страны. Интересен тот факт, что многие из них, находясь вне пределов Израиля, продолжали нести слово Божье людям, выполняя этим самым великое поручение (Деяния 8:1,4). Так закончилось существование христианской общинной системы, которая была основой ранней Церкви. История не дает никаких свидетельств о том, что в последующие столетия эта система была возрождена в Церкви даже на короткий промежуток времени. Тот факт, что она существовала (ученые, изучающие Библию, считают, что она существовала около года), нельзя считать аргументом в ее пользу, хотя он свидетельствует о необыкновенной духовной благодати, явленной ранней Церкви. Существуют веские причины, объясняющие, почему общинная система, даже такая модифицированная, как предложенная Доуи (кстати, он никогда не выступал за обобществление всего), в сущности, имела мало шансов на успех в современном обществе. Не имея возможности обсуждать эту проблему детально, мы должны, тем не менее, отмстить, что существование такой системы в течение определенного периода времени может поддерживаться только силой, как это было в Советской России — по сути, рабовладельческом государстве.
Итак, д-ра Джона Александра Доуи не устраивала перспектива создания христианского города, в котором всеми делами будут управлять чиновники и деловые люди. И в этом он отличался от первых апостолов, которые предпочли передать управление повседневными делами общины выборным дьяконам. Д-р Доуи хотел единолично управлять и контролировать все стороны жизни в городе. Успех такого метода управления был маловероятен. По мере роста общины, расширения ее интересов и деятельности, становилось все более очевидным, что одному человеку будет не под силу эффективно руководить таким сложным организмом.
Кстати, родители автора данной книги переехали в город Сион сразу же после его основания. Томас А. Линдси, тогда еще совсем молодой человек, находился под сильным впечатлением от удивительных свидетельств о служении исцеления Доуи. Когда открылся город Сион, он решил переехать туда. Там он познакомился с молодой женщиной, дочерью Чарльза Рамси, который работал в универмаге. Вскоре они поженились и поселились в доме на улице Эммас, где родился автор этой книги. Джинни Паддок, чье удивительное исцеление послужило для Доуи знамением для открытия служения исцеления в Чикаго, присутствовала при его рождении.
Надеюсь, что читатель простит такое небольшое отступление от нашего рассказа, но свидетельства, рассказанные Джинни и другими исцеленными, привлекли внимание широкой общественности к служению Доуи и явились стимулом для переезда в город Сион не только родителей автора этой книги, но и многих других американцев. Однако прошло не так много времени, как они стали замечать признаки недовольства жителей города. Тс же самые недостатки, которые были в общинной системе ранней Церкви, стали проявляться и в структуре управления Сионом. Побуждаемые реальными или воображаемыми причинами, жители стали выражать свое разочарование. Некоторые покинули город, другие остались, чтобы присоединиться к недовольным. Эти и другие проблемы отвлекали д-ра Доуи от его основного служения, принесшего ему успех и известность.
Кроме причин, упомянутых выше, концепция устройства чисто христианского общества имела и другие существенные недостатки. Так, например, она не учитывала того, что рождение свыше не могло передаваться по наследству от отца к сыну. Каждый человек мог стать христианином, только пережив личное откровение о Христовой благодати и собственной греховности. А Доуи не хотел признавать тот факт, что у многих истинных Божьих мужей и жен были дети, которые вели не такой праведный образ жизни, как их родители. Как показал опыт, в христианской общине закваска действует быстро. В языческой религии понятия могут передаваться от отца к сыну, и чем более выраженный языческий характер они имеют, тем быстрее и естественнее эти понятия усваиваются молодым поколением. В христианстве все по-другому. Жизненно важные постулаты христианства не совпадают с природой человека. Только подчинив свое естество власти Духа Божьего, можно стать истинным христианином.
Родители неспасенных детей надеялись, что атмосфера Сиона сможет оказать благотворное влияние на их сыновей и дочерей. Им суждено было горько разочароваться в своих надеждах и ожиданиях. Многие необращенные молодые люди, которые были уже достаточно взрослыми, чтобы их контролировали родители, не понимали и не были заинтересованы в осуществлении тех целей, ради которых был основан город. Растущие финансовые трудности и другие проблемы не способствовали духовному возрождению, которое изначально царило в городе и впоследствии могло бы помочь этим молодым людям получить настоящее христианское переживание. Строгие правила и законы, установленные Доуи и его заместителями, были враждебно встречены многими молодыми людьми, которые при первой же возможности старались уклоняться от их исполнения.
Христианская община если когда-либо и существовала со времен ранней Церкви, то вряд ли была долговечной, так как у неё не было той движущей силы, которая смогла бы увековечить ее существование. Так исторически сложилось, что общинная структура никогда не переживала периода расцвета, — следовательно, не могла эффективно способствовать распространению жизнеспособного христианства. Несмотря на отсутствие библейского и исторического прецедента, планы построения города Сион были разработаны и приведены в действие. Но даже при самых благоприятных условиях весьма сомнительно, чтобы эти радужные надежды смогли полностью воплотиться в жизнь. Это не означает, что последующая история Сиона не могла быть совершенно другой, если бы не произошли некоторые неблагоприятные обстоятельства иного характера. К несчастью, неожиданно произошли роковые события, о которых мы сейчас собираемся рассказать, приведя в отчаяние тех, чье сердце и ум были переполнены заботой о благосостоянии Сиона.
* * *
Дело в том, что создание города-мечты на озере Мичиган было только частью грандиозного проекта д-ра Доуи, предполагавшего строительство христианских городов, подобных Сиону, по всему миру со столицей в Иерусалиме. Он верил, что церковь осуществит Божий план для Сиона, начертанный пророками в Слове, а слава, которой, в конечном итоге, будет наслаждаться Сион, по мнению Доуи, станет заслугой его церкви.
Таким образом, одной из основных целей, которые преследовал Доуи, приступая к осуществлению своего плана строительства Сиона, было установление контроля над Иерусалимом. В «Листьях исцеления» от 7 июня 1902 года он писал:
«Сион выкупит Иерусалим для Царя. Если нам удастся создать три, четыре, пять, шесть, семь или больше таких городов и получать доход в миллион долларов в год, мы сможем купить турков, мы сможем купить мусульман, мы сможем купить евреев, мы сможем купить всех неверных и овладеть святой землей Иерусалима. Мы приготовим ее к пришествию Христа, нашего Царя, на Его Святую гору Сион».
Доуи верил, что город-мечта, который он собрался построить, и будет Сионом из библейских пророчеств. Передовая статья, напечатанная в «Листьях исцеления» от 4 мая 1901 года, проникнута этой верой:
««И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева». Эти слова являются частью славного пророчества о Сионе последних дней, которое Господь дал пророку Исаии. «От малого произойдет тысяча, и от самого слабого — сильный народ». Это время пришло. Мы стали тысячей. Мы стали десятью тысячами. Мы стали десятками тысяч. Малый ещё станет сильным народом. С радостью мы говорим вероотступнической церкви: «Сион настал». С радостью мы обращаемся к Божьему народу по всей земле с посланием: «Сион настал»... Цветок еще не достиг полноты цветения, лето еще не в разгаре, но Сион уже настал».
Может показаться странным, что именно у Джона Александра Доуи появилось предчувствие надвигающейся беды. Его неотступно преследовала мысль о том, что его планы построения города для Бога принесут ему страдания. Это случилось на служении хлебопреломления в 1899 году. Во время одной из своих семейных бесед с церковью в Главной Скинии Сиона Доуи стоял с поднятыми вверх руками, слезы ручьем лились у него по щекам: «Иногда мне становится страшно при мысли о том, что меня ожидает судьба Моисея. Я буду отстранен. Да, Сам Господь отстранит меня и выберет другого, который поведет этот народ дальше. Настанет день, когда мне придется сказать: «Доуи удалось кое-что сделать, в то время как в действительности он никогда ничего не делал». Господь будет страдать, если я присвою часть ставы себе, в то время как вся слава принадлежит Ему».
Антон Дармс писал об этом случае: «По всей видимости, это предчувствие было божественным предупреждением оставить проект и посвятить себя проповеди Евангелия, в особенности учению о божественном исцелении, и служить больным и немощным молитвой во имя Господа. Но он верил: город для Бога под названием Сион станет самой величайшей проповедью, которую он когда-либо произносил в своей жизни».
Глава 26