На Благовещение Богородицы (св. Анастасия
Архиепископа Антиохийского)
Выписка статьи из: Свт. Анастасия Архиепископа Антиохийского Слово на Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии // Христианское Чтение. 1841. Т. 1. С. 377-378, 386-387.
<1б.> Рождение Господа Иисуса Христа от Девы (св. Феодота, Епископа Анкирского)
Выписка из статьи: Святаго Феодота, Епископа Анкирского Слово на Святую Богородицу и на Симеона // Христианское Чтение. 1841. Т. 1. С. 229, 231, 233-234, 235-236.
Сравнения раскаленного железа или угля для обозначения соединения Божественной и человеческой природ — обычные в патристике со времен Оригена, св. Кирилла Александрийского и блаженного Феодорита Кирского.
Образ «железа» из настоящей выписки перешел в гоголевскую статью «Предметы для лирического поэта в нынешнее время» (1844; строки о «ведьме старости», «которая из железа», соотнесенные с образом Плюшкина). Этот образ встречается и в гоголевских «Размышлениях о Божественной Литургии»: «...в минуты пребыванья во Христе человек свят, как Сам Христос, подобно железу, становящемуся огнем в минуты пребыванья в огне и потухающему вдруг по разлученьи с ним». Развиваемая в выписке идея духовного воплощения является определяющей для «Размышлений...» Гоголя. Этой же идеей проникнута предпоследняя глава приписываемой Фоме Кемпийскому книги «О подражании Христу», которую Гоголь в 1844 г. рекомендовал своим друзьям для ежедневного чтения. Теме духовного воплощения посвящены также выписки: 20. Мария как преобразовательница верховная смирения (Преосвященного Владимира) (выписка была прямо использована в работе над «Размышлениями о Божественной Литургии»; см. коммент, к этой выписке); <30> Некоторые мысли Георгия (Затворника Задонского Богородицкого монастыря) («Все здесь тлен и суета...»); <44> Послание к князю Антиоху о некоторых местах Божественного Писания (Св. Афанасия Александрийского) («Ответ» на «Вопрос 2»).
к стр. 52 Мария Пророчица...— Такое имя присваивается Пресвятой
Деве Марии Богородице в согласии с пророчеством о Ней св. пророка Исаии: «И приступих ко Пророчице, и во чреве зачат, и роди Сына» (Ис. 8, 3). Ср.: «Дева, названная у Исаии Пророчицею (Ис. 8, 3), без мужа родила нам Еммануила...» (Христианское Чтение. 1841. Т. 1. С. 228-229).
17. О присутствии Духа Святаго ныне (Иоанна Златоуста)
Выписка из статьи: Святаго Иоанна Златоустаго Слово 1-е на Святую Пятидесятницу И Христианское Чтение. 1841. Т. 2. С. 197— 201 (с пропуском). См. также коммент, к выписке <9> О чудесах (Из Иоанна Златоуста).
к стр. 55 Вместо вам всем мира... и не тогда только в источнике:
«...всем вам мира, ни вы все не ответствовали бы ему в один голос: и духови твоему. Но вы не тогда только ответствуете ему сими словами, когда он восходит (на Горнее место), и не тогда только...»
18. О любви к ближнему (Преосвященного Михаила)
Выписка из статьи: Беседы в разных местах и в разные времена говоренные Членом Св. Синода и Комиссии Духовных училищ Михаилом <Десницким> Митрополитом Санкт-Петербургским, Естляндским и Финляндским, и Свято-Троицкия Александров- ския Лавры Архимандритом и Кавалером. СПб., 1818. Т. 3. С. 153- 155, 157-160. — Беседы о внутреннем человеке, или изображение
нового, внутреннего, духовного человека. — Беседа VII. О любви к ближним.
С наставления настоящей выписки о том, что «истинная любовь к ближним из единого должна проистекать источника, именно из единой любви к Богу», и что «мы и себя правильно любить не иначе можем, как истинно любя Бога и верно повинуяся Его святой воле», начинается гоголевское «Правило жития в мире». См. также коммент. к статье XIX. Нужно любить Россию в т. 6 наст. изд.
19. Истинная слава (Преосвященного Владимира)
Выписка из статьи: Поучительные слова на праздники Владимира <Алявдина>, епископа Костромского и Галичского. — О почести христианской. (Источник выписки, указанный отцом К. Петрушевским, остался нам недоступен.)
20. Мария как Преобразовательница Верховная смирения (Преосвященного Владимира)
Выписка из статьи: Поучительные слова на праздники Владимира <Алявдина>, епископа Костромского и Галичского. Ч. II. С. 219—221. См. коммент, к предшествующей выписке.
В сокращенном виде выписка вошла в текст гоголевских «Размышлений о Божественной Литургии».
Воцарение Иисуса Христа (св. Феодота,
Епископа Анкирского)
Выписка из статьи: Святаго Феодота, епископа Анкирского Слово на Святую Богородицу и на Симеона // Христианское Чтение. 1841. T. 1. С. 245-246. См. также коммент, к выписке <1б> Рождение Господа Иисуса Христа от Девы (Св. Феодота, епископа Анкирского).